Председательствующий по делу Дело № судья Сафонова Е.В. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе: председательствующего Иванова А.В. и судей Пичуева В.В., Карабельского А.А. при секретаре Шелюбской Л.П. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите <Дата> гражданское дело по заявлению Читинского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» о понуждении к разработке ориентировочного проекта санитарно-защитной зоны и получению санитарно- эпидемиологического заключения, по кассационному представлению Читинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО4 на решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от <Дата>, которым заявление прокурора оставлено без удовлетворения. Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Карабельского А.А., судебная коллегия установила: Читинский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» о понуждении к разработке ориентировочного проекта санитарно-защитной зоны и получению санитарно- эпидемиологического заключения. В обоснование требований, ссылаясь на Федеральные законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха» и санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, указывал на то, что в нарушение указанных законов и СанПиНа, относящаяся к объекту первого класса опасности в связи с вводом третьего блока Харанорская «ГРЭС», не имеет установленной проектом санитарно-защитной зоны. Кроме этого, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю обязательное предварительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны Харанорской ГРЭС не выдавалось. Поскольку руководством Харанорской ГРЭС не приняты меры по установлению санитарно-защитной зоны, то нарушаются гарантированные Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. С учетом уточненных требований просил суд обязать ОАО «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» разработать ориентировочный проект санитарно-защитной зоны Харанорской ГРЭС и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны для Харанорской ГРЭС (л.д. 2-5, 65). Судом постановлено приведенное выше решение. В кассационном представлении Читинским межрайонным природоохранным прокурором поставлен вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного (л.д. 74-76). В письменных возражениях представитель ответчика ФИО5 просит решение суда оставить без изменения, а представление прокурора без удовлетворения (л.д. 80-81). Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и возражений на него, выслушав прокурора природоохранной прокуратуры ФИО6, поддержавшую представление и представителя ОАО «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» ФИО7, полагавшего решение суда правильным, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения представления и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона. В соответствии с п. 3 ст. 39 Федерального закона от <Дата> N 52-ФЗ (ред. от <Дата>) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с п. 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача России от <Дата> N 74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений. Как установлено материалами дела, электрическая мощность Харанорской ГРЭС, собственником которой является ОАО «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии», в настоящее время составляет 430 мВт, тепловая 281 Гкал, что относится к объекту второго класса опасности (п.7.1.10 СанПиНа). Проектом предусмотрена установка третьего блока Харанорской ГРЭС, строительство которого уже ведется. Впоследствии, с вводом в эксплуатацию третьего блока мощностью 225 мВт, увеличится общая мощность Харанорской ГРЭС и будет составлять 655 мВт, поэтому будет относиться к объекту первого класса опасности, для которого необходимо предварительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект защитной зоны и установление санитарно-эпидемиологической зоны. Согласно договору на выполнение проектных работ от <Дата> заключенному между ОАО «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» и ООО «Региональный Эколого-Информационный центр» последний обязуется выполнить по утвержденному заказчиком техническому заданию и календарному графику до <Дата> разработать, согласовать с заказчиком и надзорными органами проект обоснования границ установленной санитарно-защитной зоны (л.д.41-57). Следовательно, ответчиком, в процессе строительства и по мере ввода в эксплуатацию третьего энергоблока, в целях обеспечения безопасности населения, приняты меры к ориентировочному проектированию санитарно-защитных зон Харанорской ГРЭС. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении требований прокурора, поскольку у суда не имелось оснований понуждать ответчика совершать определенные действия. Не подлежит отмене решение суда и по доводам кассационного представления о том, что не смотря на заключение договора о составлении проекта санитарной защитной зоны Харанорской ГРЭС у ответчика отсутствуют предварительное заключение Роспотребнадзора и экспертиза проекта санитарно-защитной зоны, что по мнению прокурора свидетельствует о бездействии ОАО «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии». Как видно из материалов дела третий блок Харанорской ГРЭС, с введением в эксплуатацию которого прокурор связывает свои требования, не запущен, реальный срок введения энергоблока в действие неизвестен. Санитарными правилами и нормами, на которые в своем заявлении ссылается прокурор, конкретные сроки разработки ориентировочного проекта санитарно-защитной зоны и получения санитарно-эпидемиологического заключения не определены. При таком положении не имеется оснований полагать, что ответчик бездействует и не выполняет возложенные на него природоохранным законодательством обязанности. Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемого решения не имеется. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от <Дата> оставить без изменения, кассационное представление Читинского природоохранного межрайонного прокурора – без удовлетворения. Председательствующий А.В. Иванов Судьи В.В. Пичуев А.А. Карабельский Копия верна. Судья А.А. Карабельский