о признании незаконными решения администр.гор.поселения, решения жилищной комиссии, обязании восстановить в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании права на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья



Председательствующий по делу Дело № 33-1992-2011

судья Санданова Д.Б.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

Председательствующего Чайкиной Е.В.

и судей краевого суда Кулаковой О.К.

Пичуева В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 14 июня 2011 года гражданское дело по иску Азеевой Н.В. к администрации городского поселения «Новокручининское», Министерству социальной защиты населения Забайкальского края о признании незаконным постановления администрации городского поселения, решения жилищной комиссии, обязании восстановить ее в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании за ней права на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья,

по кассационной жалобе представителя истца Попович О.Л.,

на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 5 апреля 2011 года, которым постановлено в удовлетворении иска отказать.

Заслушав доклад судьи краевого суда Чайкиной Е.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Азеева Н.В. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивировала его следующим. Она является участником Великой Отечественной Войны, инвалидом 1 группы, нуждается в постоянном постороннем уходе, о чем имеется заключение государственной службы медико-социальной экспертизы. С <Дата> состояла на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации городского поселения «Новокручининское». Постановлением администрации ГП «Новокручининское» от <Дата> она была снята с учета в связи с ее обеспеченностью жильем и не имеющей права на улучшение жилищных условий. С таким решением администрации она не согласна. Ссылается на то, что принимая решение о снятии ее с учета орган местного самоуправления не учел факта проживания с ней Ш., который оказывает за ней постоянный уход, прописан в квартире. В связи с чем, размер жилой площади, приходящийся на одного проживающего составляет 13, 7 кв.м и не превышает учетную норму жилого помещения. Кроме того, квартира находится в аварийном состоянии. Она повторно обращалась в администрацию о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в чем ей было отказано. С учетом уточнений просила суд признать незаконными Постановление администрации ГП «Новокручининское» от <Дата> и решение жилищной комиссии администрации ГП «Новокручининское» от <Дата>, обязать администрацию ГП «Новокручининское» восстановить ее в списках ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать на ней право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края от 16 марта 2010 года № 109, взыскать с ответчиков солидарно в ее пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель истца Попович О.Л. считает решение суда незаконным и необоснованным, постановленным с неправильным применением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствующими обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Ссылается на следующее. Суд необоснованно отклонил доводы истца о том, что общая площадь жилого помещения ниже учетной нормы, установленной Решением Совета ГП «Новокручининское» от 22.07.2010 г. № 14, сделав неверный вывод, что изменения учетной нормы не влияет на существо оспариваемого постановления и решение жилищной комиссии от <Дата> Отмечает, что фактическая общая жилая площадь квартиры истицы составляет 27,4 кв.м без учета площади балкона. Судом не оценено в качестве доказательства непригодности для проживания квартиры истицы заключение строительно-технической экспертизы , опровергающей выводы акта обследования квартиры и заключения межведомственной комиссии от <Дата>. Не учтены индивидуальные особенности истицы – преклонный возраст – <данные изъяты> года и наличие тяжелых заболеваний. Необоснованны выводы суда о том, что истице не может быть предоставлено право на получение социальной выплаты на приобретение жилья, что законодательством Забайкальского края не предусмотрена компенсация морального вреда в случае нарушения права на получение социальной выплаты на приобретение жилья. Указывает, что в соответствии со ст. 12, 151 ГК РФ имеет право на компенсацию морального вреда с учетом положений ч. 2 ст. 1101 ГК РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, выслушав объяснения представителя истца Попович О.Л., о поддержании доводов кассационной жалобы, объяснения представителя Администрации городского поселения «Новокручининское» Хорошенко Н.А., об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд правильно и полно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, объективно исследовал имеющиеся в деле доказательства.

Как усматривается из дела, Азеева Н.В. является участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и инвалидом 1 группы по общему заболеванию (л.д. <данные изъяты>).

На основании решения жилищной комиссии Администрации ГП «Новокручининское», постановлением от <Дата> Азеева Н.В. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на первоочередное предоставление жилой площади(см.л.д.<данные изъяты>).

<Дата> жилищной комиссией Админитсрации ГП «Новокручининское» принято решение о снятии Азеевой Н.В. с указанного учета, о чем вынесено соответствующее постановление от <Дата>(см.л.д.<данные изъяты>).

Из дела следует, что Азеева Н.В. проживает в принадлежащей ей на праве собственности квартире по адресу <адрес>(см.л.д.<данные изъяты>), общей площадью 28,2 кв.м., жилой площадью 12,8 кв.м..

<Дата> по указанному адресу также зарегистрирован Ш., зять истицы, осуществляющий за ней уход.

Обращаясь в суд, в качестве основания заявленных требований Азеева Н.В. указывала на то, что она имеет право на улучшение жилищных условий и оспариваемым решением органом местного самоуправления нарушено ее право на получение единой социальной выплаты в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края № 109 от 16 марта 2010 года.

В соответствии с п.п.3 п.1 ст.15 Федерального Закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 06.05.2010 г.) (далее Закон) участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В силу п. 1, п.2 пп.2 п. 3 п.6 и п.11 ст.23.2 Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

В силу ст.3.1 Закона Забайкальского края от 29.12.2008 г. № 106-33К «О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае» учет граждан, указанных в части 2 статьи 2 настоящего Закона края, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляют органы местного самоуправления по месту жительства граждан в порядке, устанавливаемом Правительством Забайкальского края.

В соответствии с п.2 и п.п. 2,5 п.16 Порядка ведения органами местного самоуправления учета отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.03.2010 г. № 109 «О некоторых мерах по реализации Закона Забайкальского края «О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае» для признания ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях настоящего Порядка применяются основания, установленные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Ветеран Отечественной войны снимается с учета в случаях утраты оснований, дающих ему право на получение жилого помещения в собственность либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья; выявления в документах, представленных им в орган, осуществляющий учет, сведений, не соответствующих действительности, послуживших основанием принятия на учет.

В силу пп.2 п.1 ст.51 Жилищного Кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно п.4 и п.5 ст.50 Жилищного Кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

В соответствии с решением Совета гп. «Новокручининское» «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» от 28.12.2007 года № 39, с учетом изменений, внесенных решением № 14 от 22.07.2010 года, учетная норма площади для учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях – 14 кв.м. и менее общей площади на одного человека(см.л.д.<данные изъяты>).

Судебная коллегия находит правильным решение суда об отказе в удовлетворении заявленных Азеевой Н.В. требований.

Довод кассационной жалобы о том, что право истца должно быть восстановлено, поскольку Азеева Н.В. не получила в виде социальной поддержки от государства жилое помещение, основанием к отмене решения являться не может, так как в настоящее время Азеева Н.В. не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Принадлежащая Азеевой Н.В. квартира по площади превышает указанную учетную норму и не дает оснований считать Азееву Н.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Обстоятельство необходимости постороннего ухода за Азеевой Н.В. и как следствие регистрация в принадлежащей ей квартире Ш. в соответствии с действующим законодательством в области улучшения жилищных условий ветеранов Великой Отечественной Войны основанием для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий не является, поэтому повлечь отмену решения суда не может.

Судом первой инстанции правильно не принято во внимание представленное заключение строительно-технической экспертизы, поскольку в установленном законом порядке принадлежащая Азеевой Н.В. квартира не пригодной для проживания не признана(см.акт обследования от <Дата>,л.д.<данные изъяты>).

Отсутствие в жилом доме горячего водоснабжения и газоснабжения, при наличии электроснабжения, холодного водоснабжения, канализации о непригодности квартиры для проживания также не свидетельствуют.

Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает, решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Читинского районного суда Забайкальского края от 5 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истца Попович О.Л. без удовлетворения.

Председательствующий: Чайкина Е.В.

Судьи Кулакова О.К.

Пичуев В.В.