о признании действий незаконными



Председательствующий по делу Дело

Судья Иванец С.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Литвинцевой И.В.,

судей Кулаковой О.К., Ходусовой И.В.,

при участии прокурора Казанцевой Л.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите <Дата> гражданское дело по заявлению Шилкинского межрайонного прокурора в интересах Филипповой И.М. к Министерству территориального развития Забайкальского края о признании действий незаконными, понуждении к действиям

по кассационной жалобе представителя Министерства территориального развития Забайкальского края Есауловой Т.Р.,

на решение Центрального районного суда города Читы от <Дата>, которым постановлено исковые требования прокурора Шилкинского района Забайкальского края в интересах Филипповой И.М. к Министреству территориального развития Забайкальского края удовлетворить.

Признать действия Министерства территориального Забайкальского края по исключению семьи Филипповой И.М. из сводного списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы по Забайкальскому краю незаконными.

Обязать Министерство территориального Забайкальского края включить семью Филипповой И.М. в сводный список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы по Забайкальскому краю согласно очередности данной семьи.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Литвинцевой И.В. судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Шилкинский межрайонный прокурор, действуя в интересах Филипповой И.М., обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на следующее.

Семья Филипповых <Дата> была принята на учет в качестве нуждающихся в жилой площади и включена в список молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в 2009 году, о чем <Дата> им вручено уведомление. Решение о выдаче свидетельств на право получения социальных выплат в планируемом году принимает Министерство территориального развития Забайкальского края на основании сформированного сводного списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы по Забайкальскому краю. Семья Филипповых состояла в указанных сводных списках в 2008, 2009 годах, однако из сводного списка на 2010 год была исключена в связи с тем, что на момент его утверждения мужу истицы Филиппову И.В. исполнилось полных 36 лет. Данное действие, по мнению прокурора, является незаконным, поскольку на момент формирования в 2008 году ответчиком сводного списка, куда вошла семья Филипповых, молодая семья полностью соответствовала требованиям, предъявляемым к участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», а именно, возраст каждого из супругов на день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не превышал 35 лет, семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и имела доходы, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья, в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Кроме того, основания для отказа в признании молодой семьи участницей указанной подпрограммы применяются при рассмотрении органом местного самоуправления заявления молодой семьи в списки участников. Семья Филипповых была признана участницей данной подпрограммы, о чем свидетельствует уведомление главы администрации городского поселения «Шилкинское» от <Дата> исх. . Иных оснований исключения молодой семьи из списков участников указанной подпрограммы Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы не установлено. В связи с чем, прокурор просил признать действия Министерства территориального развития Забайкальского края по исключению семьи Филипповой И.М. из сводного списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы по Забайкальскому краю незаконными; обязать Министерство территориального развития Забайкальского края включить семью Филипповой И.М. в сводный список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы по Забайкальскому краю согласно очередности данной семьи.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Министерства территориального развития Забайкальского края Есаулова Т.Р., действующая на основании доверенности, просит решение суда отменить, как незаконное. Полагает, что суд неправильно применил норму материального права, а именно п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы. Семья Филипповых не соответствовала одному из требований участия в подпрограмме, так как на день утверждения сводных списков на 2010 год (<Дата>) Филиппову И.В. – мужу истицы исполнилось полных 36 лет. Кроме того, суд не принял во внимание довод ответчика о том, что семья Филипповой И.М. и.о. главой городского поселения «Шилкинское» была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилой площади, однако решение о признании семьи Филипповых участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы администрация городского поселения «Шилкинское» не принимала. Таким образом, семья Филипповых была включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2009 году, не являясь официально участницей подпрограммы.

В судебное заседание истица Филиппова И.М. и представитель ответчика Министерства территориального развития Забайкальского края не явились, о времени рассмотрения дела извещены истица по имеющемуся в деле адресу, ответчик под роспись (л.д.112).

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора краевой прокуратуры Казанцевой Л.И., полагавшей решение суда правильным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с отказом в иске прокурору по следующим основаниям.

Судом было установлено, что семья Филипповой И.М., Филиппова И.В. была принята на учет в качестве нуждающихся в жилой площади постановлением и.о. Главы городского поселения «Шилкинское» от <Дата> (л.д.10).

Также Филипповой И.М. было подано заявление о включении ее в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы <Дата> Главе администрации городского поселения «Шилкинское» (л.д.13). <Дата> семью Филипповых приняли на такой учет (л.д.14) в городском поселении «Шилкинское», о чем ее известили под роспись.

В 2008 и 2009 годах Филипповы в сводный список по Шилкинскому району, представляемый ежегодно в Министерство территориального развития Забайкальского края, а также в состав претендентов на получение социальных выплат не включались.

В 2010 году администрация городского поселения «Шилкинское» включила Филипповых в сводный список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», направив список на утверждение в Министерство территориального развития Забайкальского края (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на решение вопросов о предоставлении выплат).

Министерство территориального развития Забайкальского края исключило Филипповых из списка, в 2010 году они не соответствовали понятию «молодая семья», приведенного в подпрограмме, поскольку Филиппов И.В. достиг возраста 36 лет.

Признавая действия Министерства территориального развития Забайкальского края незаконными, суд руководствовался положениями Постановления Правительства Российской Федерации от <Дата>, которым утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее Правила) и исходил из того, что днем принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации являлся день принятия Филипповых на учет в городском поселении «Шилкинское», как участников подпрограммы.

Выводы суда являются ошибочными, они базируются на неправильном применении норм материального права при разрешении данного спора.

Право на получение социальной выплаты при соблюдении определенных условий установлено подпрограммой «Об обеспечении жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

В соответствии с разделом III подпрограммы «Об обеспечении жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 675 от 17 сентября 2001 года, основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Разделом IV подпрограммы установлен перечень программных мероприятий, которым предусмотрено на федеральном уровне заключение государственным заказчиком подпрограммы с органами исполнительной власти субъектов РФ соглашений по реализации подпрограммы; на региональном уровне сбор данных о молодых семьях, предоставляемых органами местного самоуправления, определение ежегодно объема средств, выделяемых из бюджета на реализацию подпрограммы; на муниципальном уровне признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий, формирование списков молодых семей для участия в подпрограмме, определение ежегодно объема средств, выделяемых из местного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы.

Органы местного самоуправления осуществляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проверку представленных молодыми семьями документов, формируют списки молодых семей для участия в подпрограмме в планируемом году и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей- участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на предоставление социальных выплат из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов, формирует заявку на выделение средств из федерального бюджета для софинансирования мероприятий подпрограммы и утверждает сводный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Заявка и указанный сводный список представляются органом исполнительной власти субъекта РФ государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.

Государственный заказчик с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, а также заявок, полученных от органов исполнительной власти субъектов РФ и установленного подпрограммой принципа распределения между субъектами РФ общего размера средств федерального бюджета, предусмотренного на финансирование подпрограммы, определяет для каждого субъекта РФ предварительные контрольные цифры бюджетных средств, которые доводятся до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из приведенных выше положений нормативного правового акта следует, что на реализацию подпрограммы отпускаются средства из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, исходя из размера средств, выделение которых планируется.

Объем предоставления социальных выплат зависит одновременно и от количества представленных заявок и от размера средств, которые планируется направить на реализацию подпрограммы.

Вопрос о представлении списков участников решается ежегодно, в несколько этапов, для того, чтобы поставить в известность органы исполнительной власти и государственного заказчика о наличии желающих получить выплату, и разрешить этот вопрос в зависимости от контрольных цифр бюджетных средств, отведенных на эти цели.

Изданным впоследствии Постановлением Правительства Российской Федерации № 285 от 13 мая 2006 года «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы действия органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления по составлению списков, их утверждению и формированию списка претендентов на получение выплаты, более конкретизированы.

Так в соответствии с п. 17 Правил орган местного самоуправления при подаче желающими участвовать в программе соответствующих заявлений принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.

Согласно п.20 Правил государственный заказчик подпрограммы в сроки, установленные им, проводит конкурсный отбор субъектов Российской Федерации в соответствии с условиями участия и оценочными критериями, определенными подпрограммой.

Орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом РФ для участия в подпрограмме, до 1 сентября, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей, изъявивших желание получить выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ (п. 21 Правил).

Орган исполнительной власти субъекта РФ на основании списков молодых семей – участников подпрограммы, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта РФ или местных бюджетов, а при наличии средств, предоставляемых иными организациями, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей – участников подпрограммы.

Заявки и сводный список предоставляются органом исполнительной власти субъекта РФ государственному заказчику (п.23).

На основании сводного списка и с учетом предварительных контрольных цифр, определенных в соответствии с п. 25 Правил, и размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта РФ и (или) местных бюджетах на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в планируемом году (п. 26).

Согласно п.5 Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям – возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы, в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Таким образом, право на получение социальной выплаты, зависит от нуждаемости участника подпрограммы, соответствия его условиям подпрограммы, допуск к участию в подпрограмме проводится на местном, региональном и федеральном уровнях и количество участников (впоследствии претендентов) зависит от объема финансирования, отпущенного на эти цели.

В данном деле установлено, что Филипповы были поставлены на учет нуждающихся в жилом помещении в органе местного самоуправления в 2008 году и письменно уведомлены об этом, то есть в отношении них исполнены положения п. 17 Правил.

Вместе с тем, в список молодых семей – участников подпрограммы, предоставляемый органом местного самоуправления в орган исполнительной власти в соответствии с п.21 Правил в 2008 или 2009 году, они не включались.

Факт отсутствия их в этом списке не оспаривался. Заявитель Филиппова И.М. сама указывает на то, что они вследствие недостаточности финансирования не вошли в него в 2008 и 2009 г.г. (л.д.7).

В 2010 году Филипповы перестали соответствовать требованиям, предъявляемым для участия в подпрограмме, и обоснованно были исключены из сводного списка по Шилкинскому району и не были включены в список претендентов на социальную выплату, поступающую из бюджета субъекта Российской Федерации на обеспечение жильем молодой семьи.

Включение их в сводные списки и списки претендентов противоречит положениям приведенных выше Постановлений Правительства Российской Федерации и ведет к незаконному выделению средств из соответствующих бюджетов на предоставление выплаты лицам, не имеющим в 2010 году права на ее получение.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а в требованиях прокурору о признании действий незаконными, возложении обязанности включить семью Филипповой И.М. в сводный список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы по Забайкальскому краю следует отказать за необоснованностью.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г.Читы от <Дата> отменить. Принять по делу новое решение. Исковое заявление Шилкинского межрайонного прокурора в интересах Филипповой И.М. к Министерству территориального развития Забайкальского края о признании действий незаконными, возложении обязанности включить семью Филипповой И.М. в сводный список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы по Забайкальскому краю согласно очередности данной семьи отказать.

Председательствующий:

Судьи: