Председательствующий по делу Дело № 33-2448-2011 судья Пахатинский Э.В. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе: председательствующего Кулаковой О.К. и судей: Ананиковой И.А., Иванова А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 19 июля 2011 года дело по заявлению Краснокаменского межрайонного прокурора к администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, Министерству образования и молодежной политики Забайкальского края о возложении обязанности организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования по кассационной жалобе ответчика администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края на решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 20 мая 2011 года, которым постановлено исковые требования Краснокаменского межрайонного прокурора удовлетворить частично. Обязать администрацию муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края организовать предоставление детям общедоступного бесплатного дошкольного образования в детском дошкольном учреждении на территории сельского поселения «Маргуцекское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края в срок до 1 декабря 2012 года. В остальной части иска отказать. Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Кулаковой O.K., судебная коллегия у с т а н о в и л а: Краснокаменский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о возложении обязанности организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования к администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, Министерству образования и молодежной политики Забайкальского края, ссылаясь на следующие обстоятельства. По результатам проведенной проверки установлено, что согласно социальному паспорту в сельском поселении «Маргуцекское» проживает 149 детей дошкольного возраста. Дошкольное образовательное учреждение в данном поселении отсутствует. Прокурор просил суд обязать администрацию муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края организовать предоставление детям общедоступного бесплатного дошкольного образования путем создания не менее 120 мест в детском дошкольном учреждении на территории сельского поселения «Маргуцекское» Краснокаменского района Забайкальского края в срок до 01.12.2012г. и обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обеспечить государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории сельского поселения «Маргуцекское» Краснокаменского района Забайкальского путем выделения субвенций бюджету муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников образовательного учреждения, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды в соответствии с нормативами, установленными законами Забайкальского края (исходя из расчета на 120 мест дошкольного учреждения) в срок до 01.06.2012г. Судом постановлено приведенное выше решение. В кассационной жалобе Глава администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края Колов Г.Н. просит решение суда отменить как незаконное и принять по делу новый судебный акт. Полагает, что судом не оценены доводы ответчика об отсутствии материальной базы для организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, а также об организации предоставления такого образования посредством открытия группы предшкольной подготовки для детей 5-7 лет на базе Маргуцекской общеобразовательной школы. В материалах дела отсутствуют доказательства необходимости организации предоставления дошкольного образования для детей, не проходящих предшкольную подготовку в группе, т.к. обращений по данному вопросу в прокуратуру и органы управления образованием не поступали. Прокурор необоснованно обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, поскольку по данному делу прокурор выступил в интересах 120 детей, не обучающихся по программе дошкольного образования. Ответчик ссылается на то, что решение суда не отвечает требованию исполнимости. Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, будучи извещенным о времени и месте кассационного рассмотрения дела телеграммой, представителя в судебное заседание не направило и о причинах неявки представителя суду не сообщило, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица на основании ч.2 ст.354 ГПК РФ. Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края Ивановой В.Г. и Селюниной Н.А. о поддержании доводов кассационной жалобы, объяснения прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Выскубовой С.А. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям. Удовлетворяя заявление прокурора, суд исходил из того, что в соответствии с конституционным принципом общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства органы местного самоуправления обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные учреждения и при необходимости расширять их сеть. При этом суд руководствовался п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пп.2 п.1 ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании». С решением суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку разрешая спор, суд не применил нормы материального права, подлежащие применению, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, допустил существенное нарушение и неправильное норм процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. В силу ч.1 ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств. В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу местного значения муниципального района относится организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. В силу п.п.1, 3 и 5 ст.18 Закона РФ «Об образовании» родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Согласно пп.2 п.1 ст.31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования. В соответствии с п.1, пп.4 п.4, п.5 ст.12 Закона РФ «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. К образовательным относятся учреждения следующих типов: 1) дошкольные; 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); 3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 4) учреждения дополнительного образования взрослых; 5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; 7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 8) учреждения дополнительного образования детей; 9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Образовательные учреждения одного типа подразделяются на виды, определенные федеральными законами или типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которыми регулируется деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений. На основе таких типовых положений разрабатываются уставы этих образовательных учреждений. Типовые положения об образовательных учреждениях утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно п.3, п.4, п.7 и п.8 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666, дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов: детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности); детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей); детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях); детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур); детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья); детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании); детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое); центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое). Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста. В случае создания групп в образовательных учреждениях других типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с лицензией, их деятельность регламентируется настоящим Типовым положением. Таким образом, с учетом приведенного Типового положения группы детей дошкольного возраста могут быть созданы в образовательных учреждениях других типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с лицензией. В соответствии со ст.2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду. С учетом приведенной нормы процессуального права одной из целей гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан. Разрешая спор, суд исходил из того, что заявление прокурором подано в защиту неопределенного круга лиц. Между тем, из заявления прокурора данное обстоятельство не усматривается. В заявлении имеется ссылка на то, что основанием для обращения прокурора с заявлением в суд явилось отсутствие дошкольного детского учреждения на территории поселка Маргуцек, в котором проживает 149 детей дошкольного возраста (до 6 лет – 128 детей, от 06 до 07 лет – 21 ребенок) и на положения ч.1 ст.45 ГПК РФ, согласно которым прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. При таком положении с учетом требований ст.2, ч.1 ст.45, ст.56, ч.1 ст.57 ГПК РФ и приведенных выше норм материального права при рассмотрении дела суду следовало предложить прокурору представить доказательства, подтверждающие обоснованность его обращения с заявлением в суд, а также доказательства, свидетельствующие о необходимости создания на территории поселка Маргуцек дошкольного образовательного учреждения в видах, предусмотренных Типовым Положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666. В том случае, если обращение граждан к прокурору с заявлением имело место, суду необходимо было указанных граждан привлечь к участию в деле в качестве материальных истцов. Разрешая спор, с учетом приведенных выше норм материального права суду следовало обсудить доводы администрации муниципального района о целесообразности создания дошкольного образовательного учреждения на территории поселка Маргуцек с учетом наполняемости указанного учреждения, которая зависит от желания и возможностей родителей, и о том, что, исходя из потребностей населения, на территории поселка Маргуцек на базе общей образовательной школы создана группа детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Вывод суда о том, что создание дошкольных детских групп на базе общеобразовательной школы не может свидетельствовать о реализации на территории поселка Маргуцек общеобразовательной программы дошкольного образования, является несостоятельным, поскольку, как указывалось выше, в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666, группы детей дошкольного возраста могут быть созданы в образовательных учреждениях других типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с лицензией. Из дела видно, что подлежащие установлению в качестве юридически значимых обстоятельства судом по данному делу в полном объеме не определены и на обсуждение сторон не вынесены. При таком положении решение суда признать законным нельзя, оно подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, т.к. допущенные судом нарушения исправить в суде кассационной инстанции возможным не представляется. При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и положениями материального и процессуального закона, подлежащими применению. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 20 мая 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. Председательствующий: Судьи: