Председательствующий по делу Дело № судья Ман-за О.В. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе: председательствующего Толстоброва А.А. и судей краевого суда Чайкиной Е.В., Иванова А.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите <Дата> дело по заявлениям прокурора Черновского района г.Читы в интересах инвалидов Чистяковой К.М., Городиловой Л.А., Простокишина К.Н., Трухиной А.И., Катишевой В.И., Подзиной Е.П., Молоковой Л.И., Кириллова П.С., Кошеля Д.А., Комогорцева Л.К., Орлова В.П., Гладких В.И., Наказной Л.П., Овчинникова Н.Г., Гвоздева А.Н., Рыкова В.А., Николаева Н.Н., Сиякаева С.М., Бурдуковского Н.М. Шамовой М.С., Кононенко А.Г., Подшиваловой Н.М., Щербаковой Т.И., Шишкиной К.И., Субботина В.Н., Колмаковой В.И., Бальжинимаевой Ц.Ш., Волосниковой А.С., Соколовой Р.А., Журавлевой Л.Н., Шахновой А.А., Табатарович В.Т., Косоноговой А.Н. к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Черновскому отделу Министерства социальной защиты населения Забайкальского края об обеспечении техническими средствами реабилитации инвалида, по кассационной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Живаевой Т.А., на решение Черновского районного суда г.Читы от <Дата>, которым постановлено исковые требования удовлетворить. Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края обеспечить техническими средствами реабилитации: Чистякову К.М. - креслом-стулом с санитарным оснащением, опорами (ходунки, манежи, рамы, палки-опоры); Городилову Л.А. - поручнями; Простокишина К.Н. - противопролежневой подушкой; Трухину А.И. - тростью опорной; Катишеву В.И. - тростью опорной; Подзину Е.П. - тростью опорной; Молокову Л.И. - тростью опорной; Кириллова П.С. - тростью опорной; Кошель Д.А. - тростью опорной; Комогорцева Л.К. - тростью опорной; Орлова В.П. - тростью опорной; Гладких В.И. - тростью опорной; Наказную Л.П. - костылями подмышечными, тростью опорной; Овчинникова Н.Г. - костылями подмышечными, тростью опорной, обувью ручного производства на укорочение конечности от 3 до 6 см; Гвоздева А.Н. - креслом-стулом с санитарными оснащением, костылями подмышечными, тростью опорной; Рыкова В.А. - тростью опорной; Николаева Н.Н. - тростью опорной; Скякаева С.М. - тростью опорной; Бурдуковского Н.М. - тростью опорной; Шамову М.С. - креслом-стулом с санитарным оснащением, креслом-коляской комнатной, абсорбирующим бельем; Кононенко А.Г. - креслом-стулом с санитарным оснащением, креслом-коляской комнатной для взрослых, абсорбирующим бельем; Подшивалову Н.М. - креслом-стулом с санитарным оснащением; Щербакову Т.И. - креслом-стулом с санитарным оснащением; Шишкину К.И. - креслом-стулом с санитарным оснащением, креслом-коляской комнатной для взрослых, костылями, первичным протезом левой нижней конечности; Субботина В.Н. - креслом-коляской комнатной для взрослых; Колмакову В.И. - креслом-стулом с санитарным оснащением, креслом-коляской комнатной для взрослых; Бальжинимаеву Ц.Ш. - креслом-стулом с санитарным оснащением, опорами; Волосникову А.С. - креслом-стулом с санитарным оснащением; Соколову Р.А. - креслом-стулом с санитарным оснащением, тростью опорной; Журавлеву Л.Н. - креслом-стулом с санитарным оснащением, тростью опорной; Шахнову А.А. - креслом-стулом с санитарным оснащением, тростью опорной; Табатарович В.Т. - креслом-стулом с санитарным оснащением, тростью опорной; Косонову А.Н. - креслом-стулом с санитарным оснащением, креслом-коляской комнатной для взрослых. Заслушав доклад судьи краевого суда Толстоброва А.А., выслушав объяснения представителя Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Живаевой Т.А., поддержавшей доводы жалобы, участвующего в деле помощника прокурора Черновского района г.Читы Поповой Г.В. и представителя Министерства финансов РФ Дума А.А., возражавших против доводов жалобы и полагавших решение суда правильным, судебная коллегия у с т а н о в и л а: <Дата> прокурор Черновского района г.Читы обратился в суд в защиту интересов инвалидов Чистяковой К.М., Городиловой Л.А., Простокишина К.Н., Трухиной А.И., Катишевой В.И., Подзиной Е.П., Молоковой Л.И., Кириллова П.С., Кошеля Д.А., Комогорцева Л.К., Орлова В.П., Гладких В.И., Наказной Л.П., Овчинникова Н.Г., Гвоздева А.Н., Рыкова В.А., Николаева Н.Н., Сиякаева С.М., Бурдуковского Н.М., Шамовой М.С., Кононенко А.Г., Подшиваловой Н.М., Щербаковой Т.И., Шишкиной К.И., Субботина В.Н., Колмаковой В.И., Бальжинимаевой Ц.Ш., Волосниковой А.С., Соколовой Р.А., Журавлевой Л.Н., Шахновой А.А., Табатарович В.Т., Косоноговой А.Н., ссылаясь на следующее. В ходе проверки исполнения федерального законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения их техническими средствами реабилитации установлено, что истцы состоят на учете инвалидов для обеспечения техническими средствами реабилитации. Обеспечение техническими средствами реабилитации осуществляется не в полном объеме из-за недостаточного финансирования, что является причиной необеспечения до настоящего времени инвалидов техническими средствами реабилитации. Поскольку несоблюдение требований закона об обеспечении инвалидов средствами реабилитации нарушает их конституционные права, прокурор просил обязать Черновский отдел Министерства социальной защиты населения Забайкальского края и Министерство социальной защиты населения Забайкальского края обеспечить истцов техническими средствами реабилитации. Судом постановлено вышеприведенное решение. В кассационной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Живаева Т.А., действующая на основании доверенности, считает решение суда незаконным и необоснованным. Указывает на недостаточность объема средств, выделяемых из федерального бюджета для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Кроме того, полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, в качестве соответчика надлежало привлечь Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Поэтому она просила отменить решение суда. В письменных возражениях на кассационную жалобу участвующий в деле помощник прокурора Черновского района г.Читы Попова Г.В. просит решение оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения. В суд кассационной инстанции истцы Чистякова К.М., Городилова Л.А., Простокишин К.Н., Трухина А.И., Катишев В.И., Подзина Е.П., Молокова Л.И., Кириллов П.С., Кошель Д.А., Комогорцев Л.К., Орлов В.П., Гладких В.И., Наказная Л.П., Овчинников Н.Г., Гвоздев А.Н., Рыков В.А., Николаев Н.Н., Сиякаев С.М., Бурдуковский Н.М., Шамова М.С., Кононенко А.Г., Подшивалова Н.М., Щербакова Т.И., Шишкина К.И., Субботин В.Н., Колмакова В.И., Бальжинимаева Ц.Ш., Волосникова А.С., Соколова Р.А., Журавлева Л.Н., Шахнова А.А., Табатарович В.Т., Косоногова А.Н. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены почтой. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии с п.п.3, 4 ч.1 ст.362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Такие нарушения допущены судом и суд при разрешении спора неправильно применил нормы материального права, и на основе установленных обстоятельств пришел к неверному выводу. Так, разрешая спор, удовлетворяя требования прокурора и возлагая на Черновский отдел Министерства социальной защиты населения Забайкальского края и Министерство социальной защиты населения Забайкальского края обязанность обеспечить инвалидов техническими средствами реабилитации, суд исходил из того, что несоблюдение требований федерального законодательства нарушает права и свободы инвалидов, которым государством гарантировано предоставление технических средств реабилитации. Бесспорно, что в соответствии со ст.ст.2, 10, 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» истцы, являющиеся инвалидами, имеют право на гарантированные государством меры социальной поддержки, в том числе и на обеспечение техническими средствами реабилитации. Указанные полномочия являются федеральными. Статьей 11.1 названного закона установлено, что финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями. Принятым во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно - ортопедическими изделиями. Пунктом 16 названных Правил установлено, что финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования РФ, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг. Согласно п.7 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, должен определяться с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий. Изложенное указывает на то, что исполнение федеральных полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется органами государственной власти субъекта лишь в пределах средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. С <Дата> федеральные полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации на территории Забайкальского края осуществляет Министерство социальной защиты населения Забайкальского края. В соответствии с Правилами о порядке предоставления в 2010 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 №1119, обеспечение инвалидов техническим средствами реабилитации осуществляется Министерством в пределах бюджетных ассигнований, передаваемых бюджету Забайкальского края в форме субвенций. В исковых заявлениях прокурор указал, что причиной необеспечения инвалидов техническими средствами является недостаточное финансирование. Представитель Министерства социальной защиты населения Забайкальского края в представленных отзывах также ссылается на то, что истцы не обеспечены средствами реабилитации из-за недофинансирования (л.д.28-30). В кассационной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения Забайкальского края указал, что размер субвенций из федерального бюджета в 2010 г. недостаточен для обеспечения техническими средствами реабилитации инвалидов, подавших заявки для их получения. Из имеющейся в деле справки следует, что выделенный объем субвенций в 2010 г. в размере 117620,7 тыс. руб., позволил обеспечить техническим средствами реабилитации 67% от фактически обратившихся инвалидов. Необеспеченная потребность в 2010 г. составила 85530,7 тыс. руб. В письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 февраля 2011 г., которое участвующий в деле прокурор просил учесть при рассмотрении кассационной жалобы, также указан размер субвенций из федерального бюджета в 2010 г. – 117620,7 тыс. руб., что соответствует указанным ответчиком сведениям. Учитывая приведенные обстоятельства и принимая во внимание, что при отсутствии финансирования из федерального бюджета федеральные полномочия по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации за 2010 г. не могут быть возложены на органы государственной власти субъекта, вывод суда об удовлетворении требований и возложении на Черновский отдел Министерства социальной защиты населения Забайкальского края и Министерство социальной защиты населения Забайкальского края обязанности предоставить инвалидам технические средства реабилитации нельзя признать правомерным. В связи с чем, у суда не имелось оснований для удовлетворения требований прокурора. В иске к Министерству финансов РФ также должно быть отказано, поскольку указанный орган лишь финансирует реализацию федеральных полномочий и не предоставляет технические средства инвалидам в натуре. Как указал участвующий в деле прокурор в возражениях на кассационную жалобу предметом иска является реализация прав инвалидов в натуре, а взыскание денежных средств с Министерства финансов РФ не имеет отношения к настоящему спору (т.2, л.д.130-131). При таком положении, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. Поскольку обстоятельства дела установлены по имеющимся материалам, но им дана ненадлежащая правовая оценка, судебная коллегия считает возможным вынести новое решение об отказе прокурору в удовлетворении исков. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: решение Черновского районного суда г.Читы от <Дата> отменить. Принять по делу новое решение. Заявления прокурора Черновского района г.Читы в интересах инвалидов Чистяковой К.М., Городиловой Л.А., Простокишина К.Н., Трухиной А.И., Катишевой В.И., Подзиной Е.П., Молоковой Л.И., Кириллова П.С., Кошеля Д.А., Комогорцева Л.К., Орлова В.П., Гладких В.И., Наказной Л.П., Овчинникова Н.Г., Гвоздева А.Н., Рыкова В.А., Николаева Н.Н., Сиякаева С.М., Бурдуковского Н.М., Шамовой М.С., Кононенко А.Г., Подшиваловой Н.М., Щербаковой Т.И., Шишкиной К.И., Субботина В.Н., Колмаковой В.И., Бальжинимаевой Ц.Ш., Волосниковой А.С., Соколовой Р.А., Журавлевой Л.Н., Шахновой А.А., Табатарович В.Т., Косоноговой А.Н. к Черновскому отделу Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю об обеспечении техническими средствами реабилитации оставить без удовлетворения. Председательствующий: Толстобров А.А. Судьи: Чайкина Е.В. Иванов А.В. Копия верна: Судья Забайкальского краевого суда Толстобров А.А.