о признании бездействия незаконным



Председательствующий по делу Дело

судья Сатина И.П.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Толстоброва А.А.

и судей краевого суда Чайкиной Е.В., Кожиной Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите <Дата> дело по заявлению Шилкинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Шилкинский район» о признании бездействия незаконным, обязании принять на учет в качестве бесхозяйного гидротехническое сооружение «Инженерные сооружения на р.Шилка»,

по кассационному представлению помощника прокурора участвующего в деле,

на решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от <Дата>, которым постановлено: исковые требования и.о. Шилкинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Шилкинский район» о признании бездействия незаконным, обязании принять на учет в качестве бесхозяйного гидротехническое сооружение «Инженерные сооружения на р. Шилка» оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи краевого суда Толстоброва А.А., выслушав объяснения прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Солохиной В.Е., поддержавшей доводы кассационного представления и полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

<Дата> Шилкинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на следующее. В ходе проведенной проверки установлено, что построенные гидротехнические сооружения (ГТС) для защиты г.Шилка, сел Кибасово, Мирсаново и пос.Холбон от затопления поводковыми водами реки Шилка, в реестре имущества муниципального района «Шилкинский район» и городского поселения «Шилкинское» не числятся и являются бесхозяйными. Отсутствие собственника указанного сооружения может повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций, что, в свою очередь, нарушает конституционные права граждан на безопасность. Поэтому прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Шилкинский район» по непринятию мер к постановке на учет в качестве бесхозного гидротехнического сооружения «Инженерные сооружения на р.Шилка» и обязать принять на учет в качестве бесхозяйного гидротехническое сооружение «Инженерные сооружения на р.Шилка».

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В кассационном представлении участвующий в деле помощник Шилкинского межрайонного прокурора Максяков С.В. считает решение суда незаконным и необоснованным. По его мнению, судом не полно исследованы доказательства по делу и нарушены нормы процессуального права. Отмечает отсутствие на учете гидротехнического сооружения «Инженерные сооружения на р.Шилка». Доказательств нахождения документов на регистрации права собственности объекта в Департаменте по имущественным и земельным отношениям Забайкальского края в деле не имеется. Поэтому он просил отменить решение суда.

В суд кассационной инстанции представители ответчика администрации муниципального района «Шилкинский район» и третьего лица ГУ «Медстрой» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены почтой.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п.п.3, 4 ч.1 ст.362 ГПК РФ несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права являются основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке.

Такие нарушения допущены судом и суд при разрешении спора неправильно применил нормы материального права, нормы процессуального права и на основе установленных обстоятельств сделал неверный вывод о действительных взаимоотношениях сторон.

Так, разрешая спор и отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что постановка на учет бесхозяйного имущества не отнесена законом к ведению муниципального района.

Действительно, статья 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон) не содержит прямого указания на то, что вопросы постановки на учет бесхозяйного имущества отнесены к вопросам местного значения муниципального района.

Вместе с тем, обращаясь в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, прокурор ссылается на положения Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и указывает на то, что отсутствие собственника гидротехнического сооружения «Инженерные сооружения на р.Шилка» может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций.

Согласно п.7 ст.15 Закона участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

Кроме того, пунктом 3 этой же статьи к вопросам местного значения муниципального района отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района и в случае признания имущества бесхозяйным оно поступает в муниципальную собственность.

Таким образом, вопросы участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, а также владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом отнесены к ведению муниципального района.

Как следует из материалов дела, гидротехническое сооружение «Инженерные сооружения на р.Шилка» возведено для защиты г.Шилка, сел Кибасово, Мирсаново и пос.Холбон Шилкинского района от затопления паводковыми водами реки Шилка.

Утверждение прокурора о том, что отсутствие собственника указанного сооружения может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, не оспаривалось представителем администрации муниципального района «Шилкинский район» в суде.

Материалами дела подтверждается, что гидротехническое сооружение «Инженерные сооружения на р.Шилка» в реестре муниципального имущества муниципального района «Шилкинский район» и реестре городского поселения «Шилкинское» не числится.

Поскольку данный объект является бесхозяйным, в силу ч.3 ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с п.п.4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. №580, органы местного самоуправления должны были обратиться в Федеральную регистрационную службу с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества - бесхозяйного гидротехнического сооружения «Инженерные сооружения на р.Шилка».

Однако, в нарушение указанных положений федерального законодательства администрацией муниципального района «Шилкинский район» меры к надлежащему содержанию гидротехнического сооружения «Инженерные сооружения на р.Шилка» не принимались.

Учитывая изложенное, бездействие администрации муниципального района «Шилкинский район», выразившееся в непринятии мер к постановке на учет в качестве бесхозяйного гидротехнического сооружения «Инженерные сооружения на р.Шилка», нельзя признать правомерным.

Поэтому у суда не имелось оснований для отказа прокурору в удовлетворении заявленных требований.

Выводы суда о том, что в настоящее время готовятся документы для регистрации права собственности на указанный объект, не могут послужить основанием к отказу в иске, поскольку по смыслу ст.225 Гражданского кодекса РФ предварительная постановка бесхозяйного недвижимого имущества на учет государственным регистратором по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится, не препятствует приобретению права частной собственности на этот объект третьими лицами.

С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Поскольку обстоятельства дела установлены по имеющимся материалам, но им дана ненадлежащая правовая оценка, судебная коллегия считает возможным вынести новое решение об удовлетворении заявления прокурора.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Шилкинского районного суда г.Читы от <Дата> отменить. Принять по делу новое решение. Заявление прокурора удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального района «Шилкинский район» по непринятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйного гидротехнического сооружения «Инженерные сооружения на р.Шилка» незаконным. Обязать администрацию муниципального района «Шилкинский район» принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного гидротехнического сооружения «Инженерные сооружения на р.Шилка».

Председательствующий: Толстобров А.А.

Судьи: Чайкина Е.В.

Кожина Е.А.

Копия верна:

Судья Забайкальского краевого суда Толстобров А.А.