решение суда о понуждении выполнить требования ветеринарного законодательства оставлено без изменения



Председательствующий по делу Дело

Судья Сафонова Е.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Толстоброва А.А.

судей Пичуева В.В., Кожиной Е.А.

с участием прокурора Антипенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите <Дата>

гражданское дело по заявлению прокурора Оловяннинского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №7» УФСИН России по Забайкальскому краю о понуждении выполнить требования ветеринарного законодательства

по кассационной жалобе ответчика

на решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от <Дата>, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Оловяннинского района удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №7» УФСИН по Забайкальскому краю привести территорию для содержания свиней в соответствие с санитарно-ветеринарными требованиями, а именно: отделить территорию подсобного хозяйства от п. Оловянная Оловяннинского района Забайкальского края санитарно-защитной зоной 500 метров, организовать проектирование и строительство систем удаления, транспортировки и утилизации навоза, оборудовать дезбарьер на главном въезде на территорию предприятия и санитарный пропускник, оборудовать санитарно-бытовые помещения для обслуживающего персонала предприятия, предусмотреть помещение для дезинфекции, стирки и сушки спецодежды и спецобуви, помещение для содержания свиней (изолированные секции) оборудовать вентиляцией, обеспечивающей необходимый воздухообмен для поддержания нормативных температурно-влажностных параметров и концентрации вредных газов в воздухе, составить план дезинфекции помещения, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Кожиной Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

<Дата> прокурор Оловяннинского района обратился в суд с вышеназванным заявлением в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что ФКУ ИК-7 имеет подсобное хозяйство, где осуществляет разведение и выращивание свиней и поросят в количестве 70 и 24 голов соответственно для собственных нужд учреждения в целях дальнейшего использования в пищу. По результатам прокурорской проверки установлено, что при осуществлении указанной деятельности ФКУ ИК-7 не соблюдает требования ветеринарно-санитарных правил, что влечет нарушение требований безопасности для здоровья неопределенного круга лиц.

Руководствуясь положениями Закона РФ «О ветеринарии» и «Ветеринарно-санитарными правилами для специализированных свиноводческих предприятий», утвержденных Главным управлением ветеринарии и Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР от 4 ноября 1986г. прокурор с учетом представленных в ходе судебного разбирательства уточнений просил обязать ответчика в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения и отделить территорию подсобного хозяйства от п.Оловянная санитарно-защитной зоной, равной 500 метрам, организовать проектирование и строительство систем удаления, транспортировки и утилизации навоза, оборудовать дезбарьер и санитарный пропускник на главном въезде на территорию предприятия, оборудовать санитарно-бытовые помещения для обслуживающего персонала, предусмотреть помещение для дезинфекции, стирки и сушки спецодежды и спецобуви, оборудовать вентиляцией помещения для содержания свиней, составить план дезинфекции помещения.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе начальник ФКУ ИК-7 УФСИН России по Забайкальскому краю Краснов О.Н. полагает, судом неправомерно применены к спорным правоотношениям недействующие в связи с принятием Закона РФ от 14.05.1993 №4979-1 «О ветеринарии», а также отсутствием официального опубликования и регистрации ветеринарно-санитарные правила СССР. Считает, что поскольку ФКУ ИК-7 не имеет статуса предприятия, к его хозяйственной деятельности не применимы положения Закона РФ «О ветеринарии». Кроме того, действующие «Правила определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства», утвержденные Приказом Минсельхоза РФ от 23.07.2010 №258, не предусматривают каких-либо административных санкций к ответчику, обладающему зоосанитарным статусом I. Поэтому Краснов О.Н. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.

В возражениях на кассационную жалобу участвующий в деле прокурор Халецкая Н.С. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В суд кассационной инстанции представитель Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №7» УФСИН России по Забайкальскому краю не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен почтой. В силу п.2 ст.354 ГПК РФ коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, заслушав объяснения прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Антипенко А.А. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.18 Закона РФ от 14.05.1993г. № 4979-1 «О ветеринарии ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы. Обязанность по осуществлению хозяйственных и ветеринарных мероприятий, обеспечивающих предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержании в надлежащем состоянии животноводческих помещений и сооружений для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, недопущению загрязнения окружающей среды отходами животноводства возложена на владельцев животных.

Как усматривается из материалов дела и правильно установлено судом, ответчик ФКУ ИК-7 имеет подсобное хозяйство, на котором осуществляет деятельность по разведению и выращиванию свиней, является их владельцем, на которого ст.18 вышеназванного Закона возложена обязанность по соблюдению требований, установленных ветеринарным законодательством РФ.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из данного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Разрешая спор, суд правильно применил к правоотношениям сторон Ветеринарно-санитарные правила для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденные Главным Управлением ветеринарии Государственной инспекции Госагропрома СССР от 4 ноября 1986г. (далее - Правила), и, установив факт осуществления ответчиком деятельности с нарушением пунктов 1.6, 1.10, 2.2, 3.3, 3.3.1, 3.3.3, 6.2, 7.1 указанных Правил, правомерно возложил обязанность по устранению данных нарушений на ФКУ ИК-7.

Изложенные в решении суждения суда подробно мотивированы, и судебной коллегии не представляются ошибочными.

Доводы жалобы о том, что Ветеринарно-санитарные правила для специализированных свиноводческих предприятий (утв. Госагропромом СССР 04.11.1986) применению не подлежат, судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Поскольку ветеринарно-санитарные правила для специализированных свиноводческих предприятий, как ведомственный нормативный правовой акт, не противоречит Конституции Российской Федерации, следовательно, он подлежит применению как действующий нормативный правовой акт в системе правовых актов, регулирующих вопросы ветеринарии в Российской Федерации.

В соответствии с преамбулой названных Правил, положения, закрепленные в них, предназначены для специализированных хозяйств (ферм и комплексов) по выращиванию племенных животных, товарной репродукции, откорму свиней.

Из изложенного следует, что Правила обязательны не только для предприятия, основной целью которых является разведение и откорм свиней, но и для иных хозяйств, занимающихся откормом свиней.

Кроме того, Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" обязывает всех владельцев животных соблюдать требования ветеринарно-санитарного законодательства, и не предусматривает каких-либо исключений в отношении организаций, для которых разведение и откорм животных является вспомогательной деятельностью.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны ответчиком на ошибочном толковании норм материального закона, в связи с чем, во внимание судебной коллегии не принимаются.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно. Судом правильно применен материальный и процессуальный закон, поэтому оснований для отмены постановленного судом решения в пределах доводов кассационной жалобы судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от <Дата> оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по Забайкальскому краю Краснова О.Н. без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

Копия верна: судья Забайкальского краевого суда Е.А. Кожина