Суждения суда об отсутствии у истца заявителя права на получение ГЖС не соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела



Председательствующий по делу Дело №33-4639-2011

судья Иванец С.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Иванова А.В.,

и судей краевого суда Ходусовой И.В., Васильевой Т.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чита 28 декабря 2011 года гражданское дело по заявлению Андриановой Н.Л. об оспаривании действий управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю по не предоставлению жилищного сертификата

по кассационной жалобе представителя заявительницы Кораблева О.В.

на решение Центрального районного суда г.Читы от 02 ноября 2011 года, которым постановлено:

отказать в удовлетворении заявления Андриановой Н.Л. об оспаривании действий управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю по не предоставлению жилищного сертификата отказать.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Васильевой Т.И., судебная коллегия

установила:

13 сентября 2011 года Кораблев О.В., действующий на основании доверенности, обратился в суд от имени Андриановой Н.Л. с вышеназванным заявлением, ссылаясь на следующее. Заявительница состояла в браке с сотрудником управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю Андриновым Е.Г. до <Дата>. От брака имеют двоих несовершеннолетних детей, проживают в служебной квартире в закрытом военном городке по адресу: <адрес>. Решением жилищной комиссии управления Федеральной службы безопасности России по Забайкальскому краю от <Дата> Андриановой Н.Л. отказано в признании её участником подпрограммы «Жилище» на 2002-2010 годы, о чём ей сообщено в извещении . Считает данный отказ незаконным, поскольку Андрианова Н.Л. принадлежит к категории граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, и данное обстоятельство является самостоятельным основанием для получения государственного жилищного сертификата. С учетом уточнений просил признать действия жилищной комиссии управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю незаконными, обязать управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю признать её участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе представитель заявительницы Андриановой Н.Л. по доверенности Кораблев О.В. считает решение суда незаконным и необоснованным. Указывает на то, что заявительница подлежит переселению из закрытого военного городка как утратившая связь с военным ведомством и на основании пп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов имеет право на участие в подпрограмме. Судом не было принято во внимание то обстоятельство, что бывший супруг Андриановой Н.Л. решением жилищной комиссии был постановлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи четыре человека. Ответчик скрыл от суда факт обращения с исковым заявлением в суд о выселении. Настаивает на доводах заявления о признании незаконными действий жилищной комиссии. Просит решение отменить и принять по делу новое об удовлетворении заявления.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения Андриановой Н.Л. и ее представителя Кораблева О.В., представителя заинтересованного лица Царева С.В., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит, что имеются основания для отмены решения суда.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ).

Как следует из материалов дела, Андрианова Н.Л. проживает в служебном жилом помещении в закрытом военном городке по адресу: <адрес>.

Указанная квартира была предоставлена ее бывшему супругу, сотруднику УФСБ РФ по Забайкальскому краю, <Дата> с учетом членов его семьи, к которым относилась и заявитель. Супруг с составом семьи 4 человека, включая заявителя, состоял на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) с 2007 года.

Брак между супругами расторгнут <Дата>, они имеют двух несовершеннолетних детей, которые проживают с заявителем в указанном выше жилом помещении.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления, районный суд исходил из того, что поселок <адрес>, в котором проживает заявитель, не включен в перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом. Также районный суд исходил из того, что Андрианова Н.Л. не является членом семьи нанимателя служебного жилого помещения.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда по следующим основаниям.

В соответствии с пп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.

Из анализа указанного положения следует, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.

Судебная коллегия находит неправильной применительно к обстоятельствам данного дела ссылку суда на отсутствие утвержденного Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации перечня поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, из которых осуществляется переселение граждан с использованием механизма предоставления субсидий посредством государственного жилищного сертификата, поскольку Андрианова Н.Л. проживает не в указанном поселке, а в закрытом военном городке.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Андрианова Н.Л. является бывшим членом семьи сотрудника УФСБ РФ по Забайкальскому краю, а значит, утратила связь с военным ведомством. По этой причине заявителя следует отнести к гражданам, проживающим в служебных жилых помещениях на территории закрытого военного городка, которые не приобрели право на обеспечение федеральным органом исполнительной власти жильем по договору социального найма.

Однако, как следует из материалов дела, Андрианова Н.Л., имеющая двух несовершеннолетних детей, была вселена в служебное жилое помещение на законных основаниях до 1 марта 2005 года, а значит, в соответствии с п. 12 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, ст. 13 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не может быть выселена из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

При таких обстоятельствах, следует признать, что она подлежит переселению из закрытого военного городка, но, поскольку такой порядок переселения не разработан, за ней следует признать право на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с пп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы».

Доводы заинтересованного лица о том, что заявитель не является нанимателем жилого помещения, а значит, не может передать военному ведомству отдельное служебное помещение, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в случае предоставления жилищного сертификата она будет обязана освободить занимаемое ею служебное жилое помещение.

Учитывая все выше изложенное, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.

Поскольку все обстоятельства по делу установлены, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении заявления.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Читы от 02 ноября 2011 года отменить. Принять по делу новое решение.

Признать решение жилищной комиссии Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю от <Дата> об отказе Андриановой Н.Л. во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы незаконным.

Обязать Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю включить Андрианову Н.Л. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Председательствующий А.В. Иванов

Судьи И.В. Ходусова

Т.И. Васильева

Копия верна:

Судья Забайкальского краевого суда Т.И. Васильева