о признании незаконным бездействия



Председательствующий по делу Дело

судья Калашникова Л.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам ... краевого суда в составе:

председательствующего судьи Кулаковой О.К.,

и судей краевого суда Карабельского А.А., Литвинцевой И.В.,

с участием прокурора Антипенко А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите <Дата> гражданское дело по исковому заявлению Заместителя прокурора ... края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Правительству ... края, Министерству финансов ... края о признании незаконными бездействие по неисполнению обязанности по определению границ муниципальных образований, выразившееся в не подготовке описаний границ, позволяющих их опубликовать,

по кассационному представлению заместителя прокурора ... края К.С.,

на решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата>, которым постановлено: Заместителю прокурора ... края, действующего в интересах неопределенного круга лиц отказать в удовлетворении требований к Правительству ... края, Министерству финансов ... края о признании незаконными бездействие по неисполнению обязанности по определению границ муниципальных образований, выразившееся в не подготовке описаний границ, позволяющих их опубликовать.

Заслушав доклад судьи ... краевого суда Литвинцевой И.В., судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора ... края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным выше исковым заявлением ссылаясь на следующее.

В ходе проведенной проверки было установлено, что органами государственной власти ... края не исполнена обязанность по утверждению границ муниципальных образований на территории края. Обязанность по установлению границ муниципальных образований, предусмотренная федеральным законодательством, органами государственной власти ... края не исполнена. Более того, координаты поворотных точек, полученные с использованием картографического материала включенные в каталоги поворотных точек границ муниципальных образований, определены без учета требований земельного законодательства. В связи с недостоверным изложением границ муниципальных образований, отказано в согласовании границ главами городских и сельских поселений Балейского, Приаргунского, Сретенского, Нерчинского, Краснокаменского районов; неверно указаны границы муниципальных образований Акшинского, Газимуро-Заводского, Каларского, Краснокаменского, Кыринского, Могочинского, Ононского, Приаргунского, Тунгокоченского районов, граничащих с КНР, МНР и субъектами РФ. В связи с выявленными нарушениями граждане, проживающие на территории ... края, не знают достоверно, в каком муниципальном образовании находится их место жительство, существенно ограничиваются в своих правах на осуществление местного самоуправления посредством участия в местном референдуме, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления. Также, могут быть нарушены права граждан, решивших выбрать место жительство в указанных муниципальных образованиях на другой территории, что может создать трудности для выбора места жительства. Кроме того, определение границ муниципальных образований влияет на реализацию гражданами своих прав, законных интересов и обязанностей в сфере земельного, налогового, жилищного, трудового, пенсионного законодательства, законодательства о военной службе и воинской обязанности, образовании, здравоохранении и других сфер. Просил признать бездействие органов государственной власти ... края в лице Правительства ... края в виде неисполнения обязанностей по утверждению границ муниципальных образований незаконным, обязать Правительство ... края определить границы муниципальных образований в соответствии с требованиями законодательства, подготовить для утверждения в установленном федеральным законодательством порядке проекты текстовых описаний границ муниципальных образований края, позволяющих их опубликование для всеобщего сведения, согласовать границы с Управлением Росреестра по ... краю и Забайкальским межрегиональным управлением геодезии и картографии, а также органами местного самоуправления данных муниципальных образований, обеспечить финансирование работ по определению границ в полном объеме.

В ходе рассмотрения дела прокурор требования уточнил, просил признать незаконным бездействие Правительства ... края по неисполнению обязанности по определению границ муниципальных образований края, выразившееся в не подготовке описаний границ, позволяющих их опубликовать, обязать Правительство ... края в 3-х месячный срок со дня вынесения решения определить границы муниципальных образований в соответствии с требованиями законодательства, подготовить для утверждения в установленном федеральным законодательством порядке проекты описаний границ муниципальных образований края, позволяющих их опубликовать, для определения границ привлечь организацию, имеющую лицензию на осуществление картографической и геодезической деятельности, обязать Министерство финансов ... края обеспечить надлежащее финансирование работ по определению границ.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... краю.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационном представлении заместитель прокурора ... края К.С. просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права. Считает, что при анализе законов <адрес> и законов ... края установлено, что фактического установления границ органами государственной власти не осуществлено. В ст.ст.2,3 законов ... края от 18.12.2009 г. № 316 и № 317 описания границ муниципальных образований приведены в приложениях с отметкой «для служебного пользования» и не были официально опубликованы, однако, согласно Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Следовательно, обязанность по установлению границ муниципальных образований органами государственной власти ... края не исполнена. До настоящего времени границы муниципальных образований не определены. В связи с чем права неопределенного круга лиц продолжают нарушаться.

В возражениях на кассационное представление представители Правительства ... края К.Н. и К.А. полагают решение суда правильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, выслушав объяснения прокурора краевой прокуратуры Антипенко А.А., поддержавшей кассационное представление и просившей об отмене решения суда, представителей Правительства ... края К.Н. и К.А., полагавших решение суда правильным, судебная коллегия оснований для удовлетворения кассационного представления и отмены решения суда по его доводам не усматривает.

Обращаясь с исковым заявлением в порядке статьи 45 ГПК РФ прокурор сослался на положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которыми предписывается обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению границ муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации, которую исполнительный орган государственной власти субъекта РФ не исполняет, что влечет угрозу нарушения прав граждан.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Правительство ... края не бездействует, принимая все возможные меры к фактическому установлению на местности границ муниципального образования, а установление координат поворотных точек, полученных с использованием картографического материала, включенные в каталоги поворотных точек границ муниципальных образований, последующее включение этих границ в нормативные акты требует длительных процедур, обусловленных большим объемом проводимых работ, и не может быть разрешено путем принятия судом решения о понуждении исполнить эту обязанность в трехмесячный срок.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями: территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения, за исключением территорий, указанных в пункте 3 настоящей части, могут не включаться в состав территорий поселений (п. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 № 186-ФЗ).

Статьей 85 названного Закона определены сроки по обеспечению реализации положений настоящего закона, где в ч.1, установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 № 186-ФЗ).

С 1 марта 2008 года образован новый субъект - <адрес>, который становится правопреемником <адрес> и <адрес>.

Во исполнение указанной обязанности Законодательным Собранием ... края 18.12.2009 г. были приняты Законы ... края «О границах муниципальных районов и городских округов ... края» № 316-ЗЗК и «О границах сельских и городских поселений ... края» (т. 1 л.д. 13-38). Указанные Законы опубликованы в текстовом варианте, описание границ не публиковалось, приложения с описанием границ указаны как для служебного пользования.

Приведенные выше Законы ... края не признавались недействующими либо утратившими силу.

Как было установлено судом первой инстанции <Дата> на совещании при заместителе Правительства ... края - руководителе Администрации Губернатора ... края по вопросу установления границ муниципальных образований в соответствии с земельным и градостроительным законодательством определены сроки по организации работы по описанию границ муниципальных образований.

Департаменту строительства и архитектуры ... края поручено в срок до 15.11.2008г. на основании схем территориального планирования муниципальных районов обеспечить подготовку необходимой документации по изменению границ муниципальных образований с учетом требований ст.12 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; не позднее 15.12.2008г. обеспечить подготовку и внесение в Законодательное собрание ... края проекта закона «О внесении изменений в <адрес> от 19.05.2004г. №552-340 «Об установлении границ, наименований вновь образованных муниципальных образований и наделении их статусом сельского, городского поселения в <адрес>» в части изменения границ муниципальных образований; в срок до <Дата> представить в Департамент госимущества и земельных отношений ... края материалы по картографическому описанию границ муниципальных образований ... края.

Распоряжением Департамента строительства и архитектуры ... края от <Дата> создана рабочая группа по рассмотрению документации по изменению границ муниципальных образований и разработке соответствующих проектов, в задачи которой входит организация работ по описанию границ и их изменений в ... крае.

Таким образом, от исполнения обязанности по описанию границ Правительство ... края не отказывается.

Кроме того, в соответствии с п.3 статьи 85 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» при утверждении границ муниципальных образований во исполнение требований пункта 1 части 1 настоящей статьи допускается утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания. При этом границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства не позднее 1 января 2012 года.

Федеральным законом № 361-ФЗ от 30.11.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты», вступающим в силу с 1 января 2012 года, в статью 85 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» внесено изменение, срок, указанный в пункте 3 ст. 85 продлен до 1 января 2015 года.

Таким образом, федеральным законодателем признано, что указанные работы требуют тщательной подготовки, большого временного промежутка, что свидетельствует о необоснованности требований прокурора, просившего обязать ответчиков провести работы по описанию границ в трехмесячный срок.

Оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата> оставить без изменения, кассационное представление заместителя прокурора ... края К.С. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: