Председательствующий по делу Дело № судья Доржиева Б.В. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе председательствующего Литвинцевой И.В., судей Кузнецовой О.А., Ходусовой И.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите <Дата> гражданское дело по иску Краснокаменского межрайонного прокурора Забайкальского края в интересах А.И. к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края (далее –Минсоцзащиты Забайкальского края), Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее – Минздравсоцразвития РФ), Министерству финансов РФ (далее – Минфину РФ) о возложении обязанности, по кассационной жалобе представителя Минсоцзащиты Забайкальского края по доверенности Семёнова А.В., на решение Центрального районного суда города Читы от <Дата>, которым постановлено: Исковые требования Краснокаменского межрайонного прокурора Забайкальского края в интересах А.И. удовлетворить. Обязать Минсоцзащиты Забайкальского края обеспечить инвалида А.И. техническим средством реабилитации – цифровым слуховым аппаратом средней мощности – в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В иске к Минфину РФ, Минздравсоцразвитию РФ отказать. Заслушав доклад судьи Кузнецовой О.А., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор обратился в суд в защиту интересов инвалида А.И., указывая на следующее. А.И., согласно программе реабилитации нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации (далее – ТСР) – слуховым аппаратом заушного типа, цифровым. Поскольку такое средство, в нарушение законодательства, ей не предоставлено, прокурор просил обязать Минсоцзащиты Забайкальского края предоставить инвалиду средство технической реабилитации, а Минздравсоцразвитие РФ и Минфин РФ обязать обеспечить финансирование приобретения. Судом постановлено вышеприведенное решение. В кассационной жалобе представитель Минсоцзащиты Забайкальского края Семёнов А.В. просит решение суда отменить. Указывает, что порядком предоставления инвалидам ТСР, не предусмотрен срок, в течение которого инвалид должен быть обеспечен средством реабилитации, и оснований для удовлетворения иска у суда не имелось. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора Казанцеву Л.И., просившую оставить решение суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему. Удовлетворяя требования прокурора о возложении обязанности на Минсоцзащиты Забайкальского края обеспечить инвалида средством реабилитации, суд руководствовался положениями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее – Закон № 181 ФЗ), в соответствии со ст. 10 которого государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. В соответствии с положениями ст. 11.1 Закона № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями. Соглашением между Минздравсоцразвития РФ и Правительством Забайкальского края, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2009 года N 2105-Р, Правительству Забайкальского края переданы для осуществления часть полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Постановлением Правительства Забайкальского края № 20 от 2 февраля 2010 года утвержден Порядок предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг, в соответствии с которым уполномоченным органом по обеспечению инвалидов ТСР, включенных в федеральный перечень таких средств и услуг, является Минсоцзащиты Забайкальского края. Согласно положениям ст. 11 Закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. <Дата> А.И. обратилась с заявлением обеспечить её средством реабилитации . В соответствии с индивидуальной программой реабилитации А.И. нуждается в ТСР в виде слухового аппарата, заушного типа, цифрового средней мощности. Срок проведения мероприятий по реабилитации с применением ТСР предусмотрен в программе с <Дата> по <Дата>, исполнителем мероприятий указан Территориальный орган Минсоцзащиты Забайкальского края в г. Краснокаменске. В соответствии с п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года № 240 (далее – Правила обеспечения ТСР), обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Уполномоченный орган рассматривает заявление о предоставлении ТСР, в письменной форме в пятнадцатидневный срок уведомляет инвалида о постановке на учет на обеспечение ТСР, одновременно с уведомлением высылает инвалиду направление на получение либо на изготовление ТСР в отобранные уполномоченным органом организации для размещения заказов на поставку товара, выполнение работ и оказание услуг (п. 5 указанных Правил). Из материалов дела усматривается, что предписанные приведенными выше Правилами действия уполномоченным органом не были произведены, что свидетельствует о нарушении прав инвалида. А.И. предусмотренными в программе средствами не обеспечена, и в силу прямых предписаний закона, гарантирующих социально незащищенным слоям населения государственную поддержку, суд обоснованно обязал Минсоцзащиты населения Забайкальского края исполнить эту обязанность в натуре. При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что Порядком предоставления инвалидам технических средств реабилитации не предусмотрен срок обеспечения ТСР, несостоятельны, и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется. Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым частично изменить решение суда в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ, так как в решении не указано, за счет каких средств оно должно быть исполнено. Источниками финансового обеспечения переданных полномочий Российской Федерации, по обеспечению инвалидов ТСР являются субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, предоставляемые в соответствии с Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1137 от 27 декабря 2010 года. В ходе рассмотрения дела установлено, что финансирование бюджета Забайкальского края путем предоставления субвенций осуществляется должным образом. Таким образом, резолютивная часть решения подлежит дополнению указанием на то, что обязанность Минсоцзащиты Забайкальского края обеспечить инвалида ТСР подлежит исполнению за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели в виде соответствующих субвенций. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Центрального районного суда города Читы от <Дата> частично изменить, дополнив указанием на то, что обязанность Министерства социальной защиты населения Забайкальского края обеспечить инвалида техническим средством реабилитации подлежит исполнению за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели. Председательствующий: Литвинцева И.В. Судьи: Кузнецова О.А., Ходусова И.В.