решение о взыскании расходов по предоставлению жилого помещения из числа детей-сирот оставлено без изменения



Председательствующий по делу Дело

судья Новиков В.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Толстоброва А.А.

и судей краевого суда Ходусовой И.В., Чайкиной Е.В.,

при секретаре Пушкове А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите <Дата> дело по иску администрации городского округа «Город Чита» к Министерству финансов Забайкальского края о взыскании расходов по предоставлению жилого помещения лицу из числа детей-сирот

по апелляционной жалобе представителя ответчика Гудковой Н.Г.

на решение Центрального районного суда г.Читы от <Дата>, которым постановлено исковые требования администрации городского округа «Город Чита» удовлетворить частично. Взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу муниципального образования – городской округ «Город Чита» с зачислением в бюджет городского округа «Город Чита» денежные средства в размере "сумма" рублей, в удовлетворении остальной части требований – отказать.

Заслушав доклад судьи краевого суда Толстоброва А.А., выслушав объяснения представителя Министерства финансов Забайкальского края Гудковой Н.Г., поддержавшей доводы жалобы, представителя истца Голубевой Н.С., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

<Дата> администрация городского округа «Город Чита» обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее. Решением Центрального районного суда г.Читы от <Дата> удовлетворены требования Ч.В.С. к администрации городского округа «Город Чита» о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающей санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 25 кв.м. Во исполнение вступившего в законную силу решения суда <Дата> с Ч.В.С. заключен договор социального найма на <адрес>, общая площадь которой составляет "площадь" кв.м. Согласно оценке, произведенной ООО «АОС», средняя стоимость аналогичных квартир составляет "сумма" руб. Поскольку органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции органов государственной власти субъектов РФ, в частности по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, администрация городского округа «Город Чита» просила взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет средств казны Забайкальского края в пользу муниципального образования – городского округа «Город Чита» с зачислением в бюджет городского округа «Город Чита» понесенных расходов в связи с исполнением решения Центрального районного суда г.Читы от <Дата> на общую сумму "сумма" руб.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Забайкальского края Гудкова Н.Г., действующая на основании доверенности, считает решение суда незаконным. По ее мнению, довод истца о том, что произведенные им расходы должны компенсироваться по рыночной стоимости жилья и в полном объеме, является необоснованным, поскольку постановлением Правительства Забайкальского края от 12 мая 2009 г. №190 утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций, выделяемых бюджетам муниципальных образований Забайкальского края, на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно указанному порядку Забайкальский край берет на себя обязательство по предоставлению субвенций местным бюджетам, исходя из расчета предоставления жилой площади не более 33 кв.м. и средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения, установленного уполномоченным федеральным органом. Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 июня 2010 г. №313 средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья в Забайкальском крае установлена в размере 26400 руб., в связи с чем, расходы, заявленные истцом, не могут превышать "сумма" руб. Кроме того, администрация городского округа «Город Чита» должна предоставить Ч.В.С. по договору социального найма жилое помещение не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, но не более 33 кв.м. Поэтому просит решение суда отменить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по ее доводам.

Как следует из материалов дела, решением Центрального районного суда г.Читы от <Дата>, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от <Дата> на администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность предоставить Ч.В.С., как лицу из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение в черте г.Читы общей площадью не менее 25 кв.м. (л.д.5-10).

<Дата> администрация городского округа «Город Чита» исполнила названное решение и предоставила Ч.В.С. по договору социального найма, находящуюся в собственности муниципального образования городского округа «Город Чита», однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью "площадь" кв.м.

Разрешая спор и удовлетворяя требования администрации городского округа «Город Чита» о взыскании расходов, понесенных в связи с предоставлением жилого помещения Ч.В.С., суд обоснованно исходил из того, что обязательства по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами Забайкальского края и потому подлежат возмещению органу месного самоуправления.

В соответствии с пп.24 п.2 ст.26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанности обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п.п.24 п.2 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.

Таким образом, выделение денежных средств для приобретения и обеспечения вне очереди жильем детей-сирот относится к расходным обязательствам субъекта. Об этом же указано в определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 №250-О-П.

Судом установлено, что обязательства Забайкальского края по обеспечению жильем Ч.В.С. исполнено за счет средств администрации городского округа «Город Чита» путем предоставления жилого помещения из муниципальной собственности. Поэтому понесенные в связи с этим убытки подлежат возмещению.

При таком положении суд правомерно удовлетворил требования и взыскал в пользу муниципального образования городского округа «Город Чита» с Министерства финансов Забайкальского края за счет средств казны края понесенные расходы в сумме "сумма" руб.

Определяя размер возмещения в сумме "сумма" руб., суд обоснованно исходил из стоимости одного квадратного метра жилья в "сумма" руб. и площади жилого помещения, подлежащего предоставлению по решению суда, 25 кв.м. ("сумма").

Доводы апелляционной жалобы представителя Министерства финансов Забайкальского края Гудковой Н.Г. о выделении денежных средств из бюджета края на приобретение жилья для детей-сирот не могут быть приняты во внимание и послужить основанием к отказу в иске по следующим основаниям.

Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом, вырабатывающим и реализующим государственную политику в сфере управления финансами Забайкальского края, и потому его представитель обязан доказать выделение и перечисление денежных средств для исполнения расходных обязательств края и приобретения жилья Ч.В.С.

Однако таких доказательств, подтверждающих, что в целях исполнения решения суда от <Дата> из бюджета края администрации городского округа «Город Чита» выделялись денежные средства, представителем Министерства финансов Забайкальского края не представлено.

При таком положении, учитывая, что обязанность по предоставлению жилого помещения Ч.В.С. администрацией городского округа «Город Чита» исполнена без выделения денежных средств на указанные цели Министерством финансов Забайкальского края, ей не может быть отказано в возмещении понесенных расходов.

По этим же мотивам нельзя признать обоснованным довод жалобы о предоставлении жилья за счет средств, выделяемых на эти цели в объеме субвенций муниципальному образованию.

С размером возмещения определенным судом, исходя из стоимости одного квадратного метра "сумма" руб., коллегия полагает возможным согласиться, поскольку такой размер соответствует средней стоимости одного квадратного метра жилья в крае, что подтверждается справкой ООО «СЭА» от <Дата>, согласно которой средняя рыночная стоимость 1 кв.м. жилого помещения по г.Чите составляла "сумма" руб. (л.д.34).

При этом, довод жалобы о применении норматива средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья в Забайкальском крае в размере 26400 руб., утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 12 мая 2009 г. №190, как и ссылки суда на указанный порядок нельзя признать обоснованными, так как данный норматив используется исключительно при расчете субвенций выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных образований Забайкальского края на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью.

С учетом изложенного оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г.Читы от <Дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства финансов Забайкальского края Гудковой Н.Г. – без удовлетворения.

Председательствующий: Толстобров А.А.

Судьи: Ходусова И.В.

Чайкина Е.В.

Копия верна:

Судья Забайкальского краевого суда Толстобров А.А.