Обязанность по предоставлению администрацией муниципального района жилого помещения, без выделения денежных средств на указанные цели Министерством финансов края, не может быть исполнена.



Председательствующий по делу Дело

Судья Санданова Д.Б.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

Председательствующего Ходусовой И.В.

и судей: Кожиной Е.А., Щаповой И.А.

при секретаре Ахполовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите <Дата> гражданское делу по иску Дашук И.В. к Администрации городского поселения Н, Администрации муниципального района «Читинский район» о предоставлении жилого помещения,

по частной жалобе представителя должника администрации муниципального района «Читинский район» Кулябина А.Н.

на определение Читинского районного суда Забайкальского края от <Дата>, которым постановлено заявление удовлетворить.

Изменить способ и порядок исполнения решения суда по иску Дашук И.В. к администрации муниципального района «Читинский район» о предоставлении Дашук И.В. жилого помещения.

Взыскать с Администрации муниципального района «Читинский район» в пользу Дашук И.В. 988279 руб. за счет средств бюджета Забайкальского края.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Ходусовой И.В., судебная коллегия

установила:

Решением Читинского районного суда Забайкальского края от <Дата> на Администрацию муниципального района «Читинский район» возложена обязанность по предоставлению Дашук И.В. на условиях договора социального найма жилого помещения в черте муниципального района «Читинский район» площадью не менее 25 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам.

Решение суда вступило в законную силу, исполнительный лист предъявлен к исполнению.

<Дата> Дашук И.В., действуя через своего представителя по доверенности Байкина Д.С., обратилась в суд с заявлением об изменении порядка и способа исполнения вышеуказанного решения суда, просила взыскать с ответчиков денежный эквивалент стоимости квартиры в размере 988279,50 руб. Заявление мотивировано невозможностью исполнения решения суда в связи с отсутствием у администрации муниципального района «Читинский район» свободного жилого помещения.

Судом постановлено вышеприведенное определение.

Не согласившись с постановленным определением, представитель Администрации муниципального района «Читинский район» Кулябин А.Н. обратился с частной жалобой, в которой просит его отменить. Мотивирует тем, что требования заявителя о взыскании с Администрации муниципального района стоимости жилого помещения необоснованны, поскольку администрация муниципального района обязана предоставить жилое помещение по договору социального найма, а не в собственность. Правительством края не были перечислены денежные средства на приобретение жилого помещения. Представитель должника не согласен со стоимостью одного квадратного метра жилья, примененной судом. Требования о взыскании денежных средств с Администрации муниципального района за счет бюджета Забайкальского края неисполнимы, поскольку бюджеты муниципального района и края самостоятельны и предназначены для исполнения расходных обязательств муниципального района и субъекта соответственно.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А., поддержавшей частную жалобу в части, представителя заявителя Байкина Д.С., считающего определение законным, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Удовлетворяя заявление Дашук И.В., суд обоснованно исходил из того, что замена одного вида исполнения другим, в данном случае замена обязанности по предоставлению жилого помещения на взыскание денежного эквивалента, направлена на защиту прав истца и исполнение решения суда о внеочередном предоставлении жилья, неисполненного в течение длительного времени.

Судебная коллегия находит вывод суда о возможности изменения способа исполнения решения правильным.

Между тем, изменяя способ исполнения решения путем взыскания суммы эквивалентной стоимости жилого помещения с Администрации муниципального района «Читинский район», суд не учел следующее.

В соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанности обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, выделение денежных средств для приобретения и обеспечения вне очереди жильем детей-сирот относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Положением о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края от 02.09.2008 № 3 (ред. от 27.01.2009), установлено, что Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, вырабатывающим и реализующим государственную политику в сфере управления финансами Забайкальского края и осуществляющим управление финансами Забайкальского края. Министерство является финансовым органом Забайкальского края.

Министерство финансов Забайкальского края, участвующее в рассмотрении заявления, не представило доказательств, подтверждающих, что в целях исполнения решения суда от <Дата> из бюджета края Администрации муниципального района «Читинский район» выделялись денежные средства на приобретение квартиры для Дашук И.В..

При таком положении, принимая во внимание, что обязанность по предоставлению Администрацией муниципального района «Читинский район» жилого помещения Дашук И.В. без выделения денежных средств на указанные цели Министерством финансов Забайкальского края не может быть исполнена, оспариваемое определение нельзя признать законным в части взыскания денежных средств с Администрации муниципального района «Читинский район».

В суде кассационной инстанции представитель Байкин Д.С. подтвердил, что для Дашук И.В. не имеет определяющего значения, с какого органа будет произведено взыскание денежных средств в ее пользу.

Таким образом, способ и порядок исполнения решения суда должен быть изменен, а возложенная на администрацию муниципального района «Читинский район» обязанность по предоставлению Дашук И.В. отдельной благоустроенной квартиры, размером не менее 25 кв.м. общей площади, должна быть заменена на взыскание с Министерства финансов Забайкальского края за счет средств казны края денежного эквивалента.

Суд первой инстанции, изменяя способ исполнения решения и определяя размер суммы, подлежащей взысканию в пользу Дашук И.В., исходил из стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на вторичном рынке Забайкальского края в 2011 в размере 39531 руб. (<данные изъяты>).

При этом суд не учел, что данные, содержащиеся в представленной взыскателем справке Территориального органа Федеральной статистики по Забайкальскому краю, характеризуют средние цены одного квадратного метра жилья на вторичном рынке по Забайкальскому краю.

Между тем, решением суда возложена обязанность предоставить Дашук И.В. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам. Справка Забайкалкрайстата не содержит таких указаний. Кроме того, ее применение невозможно в связи с указанием стоимости жилья по Забайкальскому краю, а не в конкретном населенном пункте.

Представителями взыскателя Байкиным Д.С. представлены справка ООО «...центр оценки» о средней рыночной стоимости одного квадратного метра благоустроенного жилья на рынке вторичной недвижимости по Читинскому району на февраль 2012 года в размере 32000 рублей и справка ООО «...агенство» о стоимости одного квадратного метра благоустроенного жилья на рынке вторичной недвижимости на территории муниципального района «Читинский район», отвечающего санитарным и техническим требованиям по состоянию на 20 февраля 2012 года в размере 30000 рублей.

Указанные справки не могут быть приняты во внимание, поскольку содержат информацию о стоимости жилья в Читинском районе Забайкальского края.

Из материалов дела усматривается, что Дашук И.В. состояла на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения в городском поселении «Н». С учетом этого, судебная коллегия считает необходимым исходить из стоимости одного квадратного метра благоустроенного жилья на рынке вторичной недвижимости на территории городского поселения «Н».

Из представленной Министерством финансов Забайкальского края справки ООО «...агенство» о стоимости одного квадратного метра благоустроенного жилья на рынке вторичной недвижимости на территории городского поселения «Н», отвечающего санитарным и техническим требованиям по состоянию на 17 февраля 2012 года в размере 20000 рублей.

С учетом изложенного в пользу Дашук И.В. для приобретения жилья подлежит взысканию 500000 рублей (25 х 20000).

Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Определение Читинского районного суда Забайкальского края от <Дата> изменить.

Взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет средств казны Забайкальского края в пользу Дашук И.В. 500000 рублей.

В остальной части определение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи