Решение в части отменено с вынесением в этой части нового решения, частично дополнено



Председательствующий по делу Дело

судья Калашникова Т.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Иванова А.В.,

судей Карабельского А.А., Доржиевой Б.В.

при секретаре Базаржаповой А.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 29 февраля 2012 года гражданское дело по иску прокурора Центрального района города Читы в интересах Федореева Ю.И. к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации об обязании совершить определённые действия

по кассационным жалобам представителя Министерства социальной защиты населения Забайкальского края по доверенности Семёновой А.В., представителя Министерства финансов РФ по доверенности Пнёвой И.Н., представителя Министерства здравоохранения и социального развития РФ по доверенности Вельмяйкина С.Ф.

на решение Центрального районного суда города Читы от 5 августа 2011 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Центрального района г.Читы в интересах Федореева Ю.И. к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации об обязании совершить определённые действия удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранении и социального развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации осуществить финансирование Министерства социальной защиты населения Забайкальского края в целях обеспечения инвалида 1 группы Федореева Ю.И. техническим средством реабилитации – ходунками на 2-х колесиках.

Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края обеспечить Федореева Юрия Ивановича техническим средством реабилитации – ходунками на 2-х колесиках.

Заслушав доклад судьи краевого суда Доржиевой Б.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор Центрального района г.Читы обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что Федореев Ю.И. является инвалидом 1 группы по общему заболеванию, в связи с чем нуждается в техническом средстве реабилитации – ходунках на 2-х колесиках. Однако до настоящего времени данным средством он не обеспечен, что не позволяет пройти ему необходимую комплексную реабилитацию. Прокурор просил суд обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края обеспечить инвалида Федореева Ю.И. техническим средством реабилитации – ходунками на 2-х колесиках, обязать Министерство финансов РФ и Министерство здравоохранения и социального развития РФ осуществить финансирование Министерства социальной защиты населения Забайкальского края за счет казны Российской Федерации денежными средствами, необходимыми для приобретения технического средства реабилитации Федорееву Ю.И.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Семёнова А.В. решение суда просит отменить. Указывает, что Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края от 2 февраля 2010 года № 20 не предусмотрен срок, в течение которого инвалид должен быть обеспечен средствами технической реабилитации. По мере поступления денежных средств из федерального бюджета, после заключения государственного контракта на поставку ходунков с ГУСО «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов «Росток», Федореев Ю.И. будет обеспечен указанным техническим средством реабилитации.

В кассационной жалобе представитель Министерства финансов РФ по доверенности Пнёва И.Н. с решением суда не согласна, просит его отменить в части удовлетворения требований прокурора к Министерству финансов РФ за необоснованностью. Указывает, что Министерство финансов РФ не является главным распорядителем средств федерального бюджета, выделяемых на указанные цели. В данном случае им является Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Полагает, что свои обязательства по перечислению денежных средств Министерству здравоохранения и социального развития РФ Министерство финансов РФ выполнило в полном объеме и надлежащим образом. В ходе судебного разбирательства факты недофинансирования не установлены. Кроме того, судом не установлен размер денежной суммы, необходимой для обеспечения Федореева Ю.И. ходунками.

В кассационной жалобе представитель Министерства здравоохранения и социального развития РФ Вельмяйкин С.Ф. решение считает незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в части возложения на Минздравсоцразвития России обязанности осуществить финансирование Министерства социальной защиты населения Забайкальского края в целях обеспечения Федореева Ю.И. техническим средством реабилитации. Указывает, что в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии на счетах Министерства социальной защиты населения Забайкальского края денежных средств, предоставленных на осуществление переданных федеральных полномочий. Ссылается на то, что свои обязательства по перечислению денежных средств бюджету Забайкальского края Минздравсоцразвитием России выполнены в полном объеме и надлежащим образом, однако данные доводы суд оставил без внимания.

В судебное заседание Федореев Ю.И., представители Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, не явились, извещены почтой. На основании п.2 ст.354 ГПК РФ коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав объяснения представителя Министерства финансов РФ Горковенко Е.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы Министерства финансов РФ, объяснения прокурора краевой прокуратуры Солохиной В.Е., полагавшей кассационные жалобы Министерства финансов РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ обоснованными, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя требования прокурора о возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения Забайкальского края обеспечить инвалида Федореева Ю.И. техническим средством реабилитации, суд обоснованно руководствовался положениями Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии со ст.10 которого государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Согласно положениям ст.11 названного Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации Федореев Ю.И. нуждается в предоставлении ему технического средства реабилитации – ходунков на 2-х колесиках (л.д.11), что ответчиками не оспаривалось.

Федореев Ю.И. предусмотренным в программе техническим средством реабилитации не обеспечен, и в силу прямых предписаний Федерального закона, гарантирующих социально незащищенным слоям населения государственную поддержку, суд обоснованно обязал Министерство социальной защиты Забайкальского края исполнить эту обязанность в натуре.

В соответствии со ст.11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями.

В соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края № 20 от 2.02.2010, которым утвержден Порядок предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг, уполномоченным органом по обеспечению инвалидов ТСР, включенных в федеральный перечень таких средств и услуг, является Министерство социальной защиты населения Забайкальского края.

Доводы представителя Министерства социальной защиты населения Забайкальского края об отсутствии установленного срока для исполнения полномочий по предоставлению инвалидам ТСР, не могут служить основанием для отмены решения.

Так, в соответствии с п.3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 № 240, обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

Уполномоченный орган рассматривает заявление о предоставлении ТСР, в письменной форме в пятнадцатидневный срок уведомляет инвалида о постановке на учет на обеспечение ТСР, одновременно с уведомлением высылает инвалиду направление на получение либо изготовление ТСР в отобранные уполномоченным органом организации для размещения заказов на поставку товара, выполнение работ и оказание услуг.

Из материалов дела усматривается, что Федореев Ю.И. поставлен на учет по обеспечению ходунками 27 февраля 2011 года (см. протокол судебного заседания от 5.08.2011 - л.д.40), однако в течение длительного времени не обеспечен данным средством реабилитации, что свидетельствует о нарушении прав инвалида, предоставленных ему Федеральным законом. Доказательств тому, что после направления Федорееву Ю.И. уведомления о постановке на учет по обеспечению ТСР уполномоченным органом были произведены предписанные приведенными выше Правилами действия в целях обеспечения инвалида Федореева Ю.И. необходимым техническим средством реабилитации, суду не представлено.

Вместе с тем, с выводами суда о возложении на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации обязанности по финансированию за счет средств казны Российской Федерации расходов по приобретению технических средств реабилитации для истца, судебная коллегия согласиться не может. Эти выводы основаны на неправильном применении норм материального права и неправильной оценке приложенных к делу доказательств.

В соответствии со ст.11.1 приведенного выше Федерального закона № 181-ФЗ финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Пункт 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 № 240, устанавливает финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг, ветеранам - изделий, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, - за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

Обязанность по предоставлению ТСР возложена на уполномоченные Правительством РФ органы, либо на Фонд социального страхования, как это предусмотрено в ст.11.1 Федерального Закона.

Передача полномочий Российской Федерации Министерству социальной защиты Забайкальского края была установлена Соглашением о передаче Правительству Забайкальского края осуществления полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 № 2105-р.

Источниками финансового обеспечения переданных полномочий являются субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемые в 2011 году в соответствии с Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 № 1137.

В соответствии с п.2 названных Правил субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству здравоохранения и социального развития РФ на цели, предусмотренные п.1 Правил.

Названным Постановлением утверждена и Методика распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, в соответствии с которой размер расходов субъектов Российской Федерации определяется исходя из данных о количестве инвалидов и их нуждаемости в технических средствах реабилитации, представленных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 1137 бюджету Забайкальского края на осуществление вышеуказанных полномочий в 2011 году выделено <данные изъяты>.

На данные обстоятельства указал суду представитель Министерства здравоохранения и социального развития РФ в отзыве на исковое заявление прокурора. Также в отзыве указано на наличие неиспользованного остатка субвенции из федерального бюджета, выделенных Министерству социальной защиты населения Забайкальского края на предоставление мер социальной защиты инвалидам на конец 2010 года в размере <данные изъяты>., а на 1 июля 2011 года – <данные изъяты> (л.д.14-20).

Из содержания Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 1137 (в редакции от 17.11.2011) «О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов» следует, что размер субвенции, выделенной в 2011 году, для Забайкальского края увеличен до <данные изъяты>.

При таких обстоятельствах суждения о том, что инвалид Федореев Ю.И. будет обеспечен необходимым техническим средством реабилитации по мере поступления денежных средств из федерального бюджета, являются незаконными и необоснованными.

Поскольку в приведенном выше Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и изданными в соответствии с ним нормативно-правовыми актами указаны источники финансирования обязательств по обеспечению инвалидов ТСР – это бюджетные ассигнования, полученные из федерального бюджета, оснований к понуждению Министерства финансов Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации профинансировать за счет средств казны Российской Федерации соответствующие расходы не имеется. В связи с чем, решение в данной части подлежит отмене.

Судебная коллегия находит необходимым дополнить решение суда в части возложения обязанности на Министерство социальной защиты населения Забайкальского края обеспечить Федореева Ю.И. техническим средством реабилитации указанием на то, что эту обязанность Министерство социальной защиты населения Забайкальского края должно исполнить за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели ранее.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Читы от 5 августа 2011 года в части удовлетворения исковых требований к Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, к Министерству финансов Российской Федерации отменить. Принять в данной части новое решение. В удовлетворении требований прокурора Центрального района г.Читы к Министерству здравоохранения и социального развития и к Министерству финансов Российской Федерации о финансировании за счет средств казны Российской Федерации расходов на приобретение Федорееву Ю.И. технического средства реабилитации отказать.

Решение в части возложения обязанности на Министерство социальной защиты населения Забайкальского края по обеспечению Федореева Ю.И. техническим средством реабилитации изменить, дополнить резолютивную часть решения указанием на исполнение возложенной обязанности за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели ранее.

В остальной части решение оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства социальной защиты населения Забайкальского края – без удовлетворения.

Председательствующий: Иванов А.В.

Судьи: Карабельский А.А.

Доржиева Б.В.

Копия верна.

Судья Забайкальского краевого суда Доржиева Б.В.