Судья Пахатинский Э.В. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе: председательствующего судьи Пичуева В.В. и судей краевого суда Смолякова П.Н., Васильевой Т.И., при секретаре Балбаровой А.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чита 13 марта 2012 года гражданское дело по жалобе начальника Краснокаменского районного отдела судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю Кушнаренко Н.А. об оспаривании действий Краснокаменского межрайонного прокурора по апелляционной жалобе заявителя на решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 10 января 2012 года, которым постановлено: В удовлетворении жалобы начальника Краснокаменского районного отдела судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю Кушнаренко Н.А. об оспаривании действий Краснокаменского межрайонного прокурора, отказать. Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Васильевой Т.И., выслушав объяснения представителя заявителя Поликутина Ю.С., прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Выскубовой С.А., судебная коллегия установила: 21 декабря 2011 года начальник Краснокаменского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Кушнаренко Н.А. обратилась в суд с жалобой, ссылаясь на то, что при проведении прокурорской проверки деятельности службы судебных приставов при исполнении решений (постановлений) о взыскании налогов и сборов за счёт налогоплательщика или налогового агента Краснокаменским межрайонным прокурором в её адрес направлено требование о предоставлении исполнительных производств о взыскании налогов и сборов, в том числе и сводных, возбужденных во втором полугодии 2011 года. Заявитель не согласна с требованием прокурора по причине отсутствия у него законных оснований для проведения проверки исполнительных производств, в связи с чем, просила суд признать его действия незаконными, обязать Краснокаменского межрайонного прокурора отозвать требование от <Дата> года №. Судом постановлено приведенное выше решение. В апелляционной жалобе Кушнаренко Н.А. считает решение незаконным. Полагает, прокурор не имеет права произвольно, без предусмотренных законом оснований проводить проверочные мероприятия исполнительных производств. Осуществление полномочий прокурора поставлено в зависимость от наличия поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона. На момент проведения проверки у прокурора отсутствовали сведения о наличии каких-либо нарушений законодательства в деятельности судебных приставов-исполнителей Краснокаменского РОСП. Просит решение отменить. Заявитель в суд апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена почтой. В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия вправе рассмотреть дело в отсутствие заявителя. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Как следует из материалов дела, <Дата> Межрайонный прокурор Краснокаменской межрайонной прокуратурой в адрес старшего судебного пристава Краснокаменского отдела судебных приставов УФССП по Забайкальскому краю направил требование о предоставлении на проверку исполнительных производств о взыскании налогов и сборов, возбужденных во втором полугодии 2011 года, в том числе сводные, со ссылкой на п. 1.7 Приказа Генпрокуратуры от 09.06.2009 № 193. Признавая действия прокурора законными и обоснованными, районный суд исходил из того, что прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций, вправе при наличии любых сведений о нарушениях закона осуществлять соответствующие проверки и требовать предоставления необходимых документов и материалов. Судебная коллегия находит указанные выводы правильными, основанными на правильном применении и толковании судом норм материального закона о полномочиях прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов. В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в числе прочего, надзор за исполнением законов судебными приставами. При этом предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, службой судебных приставов и ее должностными лицами. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (ст. 21 указанного закона). Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений (ч. 1 ст. 22 закона). Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (ст. 6 закона). Согласно приказу Генпрокуратуры РФ от 07.12.2007 № 195 проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите. В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона (п. 6). Из содержания приведенных выше положений следует, что прокурор осуществляет непосредственный надзор за исполнением законов судебными приставами. Основанием для проведения проверки является информация о фактах нарушения закона, которая может содержаться как в поступающих в прокуратуру заявлениях, жалобах и иных обращениях, так и материалах средств массовой информации, контролирующих органов, уголовных, гражданских и арбитражных дел, иных материалах, а также в результатах анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, непосредственного обнаружения прокурором правонарушений. Из содержания указанной информации должно следовать, что соответствующие вопросы не входят в компетенцию других государственных органов, и требуется принятие мер непосредственно прокурором. Наличие в прокуратуре края соответствующей информации подтверждается материалами дела о существенной невзысканной задолженности по налогам и сборам (л.д. 9-11,15). Ссылка на то, что справка МИФНС № 4, свидетельствующая о размере невзысканной судебными приставами задолженности по налогам и сборам, датирована позднее направления требования прокурором, не может быть принята во внимание, поскольку согласно рапорту старшего помощника прокурора от <Дата> основанием для проведения проверки послужили статистические отчеты налогового органа, а также статистические данные, опубликованные на официальном сайте Управления ФНС по Забайкальскому краю (л.д. 15). Довод о том, что прокурор не вправе осуществлять надзор за исполнением судебных постановлений, являющимся стадией судопроизводства по гражданским и уголовным делам, противоречит ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре» о непосредственном надзоре со стороны прокуратуры за исполнением законов судебными приставами. Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда. Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 10 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кушнаренко Н.А. – без удовлетворения. Председательствующий В.В. Пичуев Судьи П.Н. Смоляков Т.И. Васильева Копия верна: Судья Забайкальского краевого суда Т.И. Васильева