Судья Клейнос С.А. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе: председательствующего судьи Пичуева В.В. и судей краевого суда Смолякова П.Н., Васильевой Т.И., при секретаре Балбаровой А.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чита 13 марта 2012 года гражданское дело по иску Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению № <адрес>, Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, Комитету по управлению образованием муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края о возложении обязанности заменить песок на игровых площадках учреждения, и исследовать вновь завезенный песок на соответствие гигиеническим нормативам путем заключения соответствующего договора со специализированной организацией по своевременному и в полном объеме финансированию исследования песка, по апелляционным жалобам представителей ответчиков – Комитета по управлению образованием муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края и Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края на решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 13 декабря 2011 года, которым постановлено: Исковые требования удовлетворить. Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № «Ромашка»» в срок до 25 мая 2012 года исследовать вновь завозимый на игровые площадки учреждения песок на соответствие гигиеническим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям путем заключения договора со специализированной организацией. Обязать Администрацию муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, Комитет по управлению образованием муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края обеспечить финансирование мероприятий по исследованию песка, завозимого на игровые площадки МБДОУ «Детский сад № «Ромашка»» в полном объеме. Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Васильевой Т.И., судебная коллегия установила: 5 октября 2011 года Краснокаменский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что проведенной прокуратурой проверкой соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в муниципальных дошкольных учреждениях было выявлено, что в нарушение требований Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3.13 СанПиН 2.4.1.2660-10 МБДОУ № не исследует вновь завозимый песок на соответствие гигиеническим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям. Просил суд обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № <адрес> до 25 мая 2012 года заменить песок на игровых площадках учреждения и исследовать вновь завезенный песок на соответствие гигиеническим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям путем заключения договора со специализированной организацией, обязать Администрацию муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края своевременно и в полном объеме профинансировать исследование песка с игровых площадок учреждения. Определением суда от 22 ноября 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению образованием Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» (л.д.48). В ходе разбирательства дела Краснокаменский межрайонный прокурор Трухин А.С. отказался от исковых требований в части возложения обязанности на МБДОУ № обязанности по замене песка на игровых площадках учреждения, в связи с тем, что данная обязанность МБДОУ № исполняется надлежаще (л.д.56). Определением суда от 13 декабря 2011 года отказ от иска принят судом, и производства в этой части прекращено (л.д.129). В ходе судебного заседания Краснокаменский межрайонный прокурор Трухин А.С. уточнил исковые требования, просил суд обязать МБДОУ «Детский са<адрес>» <адрес> до <Дата> исследовать вновь завозимый на игровые площадки учреждения песок на соответствие гигиеническим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям путем заключения договора со специализированной организацией, обязать Администрацию муниципального района «<адрес> и <адрес>» <адрес> и Комитет по управлению образованием Администрации муниципального района «<адрес> и <адрес>» своевременно и в полном объеме профинансировать исследование песка с игровых площадок учреждения. Судом постановлено приведенное выше решение. В апелляционной жалобе представитель ответчика - Комитета по управлению образованием Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» - Корнет Т.И. выражает свое несогласие с решением суда. Ссылается на то, что замена песка на игровых площадках МБДОУ «Детский сад №» ежегодно производится перед началом летнего оздоровительного периода, до 1 июня каждого текущего года. Судом необоснованно установлен конкретный срок – до 25 мая 2012 года, что противоречит требованиям СанПиН и ограничивает МБДОУ № в праве самостоятельно осуществлять финансово-хозяйственную деятельность. Ссылается на то, что завезенный песок предварительно был исследован компетентным органом – ФГУЗ ЦГиЭ №107 ФМБА России – по достигнутой договоренности с ООО «Автохозяйство Технологического Транспорта», и отнесен к 1 классу и признан пригодным для использования на детских игровых площадках учреждения. Нормами СанПиН категорические указания на обязанность МБДОУ проводить исследования вновь завозимого песка отсутствуют, то есть, завозимый песок может быть исследован сторонней организацией, что и было осуществлено ООО «Автохозяйство Технологического Транспорта». Просит решение отменить. В апелляционной жалобе представитель ответчика - Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» - Глава администрации Колов Г.Н. считает решение суда незаконным и необоснованным. По его мнению, удовлетворяя исковые требования прокурора, суд не дал надлежащей оценки доказательствам, представленным в обоснование доводов о том, что Администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального района является ненадлежащим ответчиком по делу и не осуществляет функций по финансированию муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Учредитель, собственник имущества не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Судом не был установлен факт недостаточности денежных средств у МБДОУ, так как в 2011 году МБДОУ располагало необходимыми финансовыми средствами для проведения исследования вновь ввозимого песка, данные расходы для учреждения незначительны, и оно способно изыскать их для выполнения необходимых исследований, что подтверждено в судебном заседании представителем учреждения и справками Комитета по финансам и Комитета по управлению образованием об отсутствии обращений за предоставлением денежных средств для оплаты договоров по исследованию проб песка. Считает, необоснованным возложение обязанности на МБДОУ по проведению исследования вновь ввозимого песка на игровые площадки учреждения на его соответствие гигиеническим требованиям путем заключения договора со специализированной организацией. Полагает, что решением суда нарушаются конституционные принципы самостоятельности и независимости органов местного самоуправления по осуществлению полномочий по формированию, утверждению и исполнению бюджета. Просит решение отменить и принять по делу новое об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. МДОУ «Детский сад №» <адрес>, Комитет по управлению образованием муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены почтой. В соответствии с ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия вправе рассмотреть дело в их отсутствие. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителя Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Иванову В.Г., поддержавшей доводы жалоб, прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Выскубовой С.А., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему. Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения). В соответствии с пунктом 1 статьи 28 названного закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В пункте 1 статьи 42 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что в целях установления соответствия (несоответствия) требованиям настоящего Федерального закона документов, зданий, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и других объектов, используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, и результатов указанной деятельности санитарным правилам, организациями, аккредитованными в установленном порядке, экспертами с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений проводятся санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91 (в ред. от 20.12.2010) утверждены "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" ( СанПиН 2.4.1.2660-10), которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Пунктом 3.13. СанПиН 2.4.1.2660-10 установлено, что ежегодно, весной, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок должен соответствовать гигиеническим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям. При обнаружении возбудителей паразитарных болезней, кишечных инфекций и других примесей, опасных для здоровья детей (химических, механических, радиологических), проводят смену песка. Из вышеприведённых правовых норм, следует, что на лице, осуществляющем деятельность по оказанию услуг в сфере дошкольного образования, лежит обязанность по исследованию вновь завозимого на игровые площадки дошкольного образовательного учреждения песка на соответствие гигиеническим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям. При этом такое исследование должно быть произведено уполномоченным должностным лицом или специализированной организацией. Ссылаясь на то, что муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением МБДОУ «Детский сад № «Ромашка» не исполняется обязанность по исследованию вновь завозимого на игровые площадки учреждения песка, прокурор обратился в суд с настоящими требованиями. Рассматривая настоящее дело, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку обстоятельства, обосновывающие иск прокурора о неисполнении дошкольным образовательным учреждением указанной обязанности нашли в ходе судебного разбирательства своё подтверждение, а заявленные требования основаны на нормах действующего законодательства. Доводы стороны ответчиков о том, что требования санитарного законодательства по исследованию песка на соответствие гигиеническим нормативам дошкольным образовательным учреждением соблюдаются, суд нашел несостоятельными. При этом он исходил из того, что в соответствии с требованиями законодательства исследованию на соответствие санитарно-гигиеническим требованиям должна подвергаться конкретная партия песка, завозимого на игровые площадки учреждения, доказательства представленные ответчиками не свидетельствуют о проведении такого исследования. Судебная коллегия находит указанные выше выводы правильными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, отвечающими требованиям примененных судом при разрешении спора нормам материального права, а доводы, изложенные в апелляционных жалобах, необоснованными, неспособными повлиять на правильность принятого решения. Кроме того, судебная коллегия считает правильным решение суда в части возложения на Администрацию муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, Комитет по управлению образованием муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края обязанности обеспечить финансирование мероприятий по исследованию песка, завозимого на игровые площадки учреждения в полном объеме. При этом доводы администрации муниципального района о том, что она не может являться ответчиком по делу, являются несостоятельными по следующим основаниям. В силу пунктов 1, 2 и 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах; бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом; финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации; финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. В соответствии с Уставом МБДОУ «Детский сад № «Ромашка» является некоммерческой организацией, его деятельность направлена на реализацию основных задач дошкольного образования, основным предметом деятельности учреждения является обеспечение воспитания, обучения и развития, а также присмотра, ухода и оздоровления детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. Учредителем Учреждения и собственником закрепленного за Учреждением имущества является муниципальный район «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», функции и полномочия которого осуществляет отраслевой (функциональный) орган администрации муниципального района - Комитет по управлению образованием администрации муниципального района. Учредитель определяет задание на выполнение работ или оказание услуг в сфере образования, которое является для учреждения обязательным. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в виде субсидий. Источниками формирования финансовых ресурсов Учреждения являются бюджетные поступления в виде субсидий, средства от оказания платных дополнительных образовательных услуг, родительская плата за содержание детей, средства спонсоров и добровольные пожертвования граждан, иные источники, не запрещенные действующим законодательством. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества. С учетом того, что исследование песка завозимого на игровые площадки дошкольного учреждения непосредственно связана с осуществлением основной деятельности учреждения, расходы по исследованию песка относятся к расходам по содержанию недвижимого имущества, суд обоснованно признал необходимым возложить обязанность по финансированию расходов необходимых на исследование песка на игровых площадках на администрацию муниципального района и на ее отраслевой (функциональный) орган-Комитет по управлению образованием администрации муниципального района, учитывая также, что именно администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом района, в полномочия которого входит формирование и исполнение бюджета муниципального района. Ссылка на наличие у учреждения самостоятельных денежных средств не может служить основанием для освобождения Администрации района и Комитета по управлению образованием от обязанности осуществлять финансирование учреждение с учетом расходов на содержание имущества, в том числе расходов на проведение исследования песка на игровых площадках. Оснований полагать, что наименования карьеров «Урулюнгуйский» и «Сиротинский» относятся к одному и тому же объекту, из материалов дела не усматривается. Кроме того, указанный довод противоречит пояснениям представителя ответчика в суде первой инстанции о том, что карьеры «Урулюнгуйский» и «Сиротинский» находятся в непосредственной близости друг от друга. Все приведенные в жалобах доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, указанным доводам в решении суда дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит. Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно. С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалоб. Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 13 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей ответчиков – без удовлетворения. Председательствующий В.В. Пичуев Судьи П.Н. Смоляков Т.И. Васильева Копия верна: Судья Забайкальского краевого суда Т.И. Васильева