о включении периода работы в выслугу лент для назначения пенсии и признания права на получение пенсии с учетом положения ч. 2 ст. 44 ФЗ `О прокуратуре РФ`, об обязании назначить пенсию



Председательствующий по делу Дело № 33-1071-2012

судья Цоктоева О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

Председательствующего Чайкиной Е.В.

и судей краевого суда Доржиевой Б.В.

Кожиной Е.А.

При секретаре Ланской С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 4 апреля 2012 года гражданское дело по иску Науменко Л.В. к Восточно-сибирской транспортной прокуратуре, прокуратуре Забайкальского края, прокуратуре Иркутской области о включении периода работы в выслугу лет для назначения пенсии и признании права на получение пенсии, об обязании назначить пенсию

по апелляционным жалобам представителей Восточно-сибирской транспортной прокуратуры и прокуратуры Иркутской области

на решение Центрального районного суда г. Читы от 2 декабря 2011 года, которым постановлено иск Науменко Л.В. удовлетворить.

Включить период работы в Управлении юстиции по Читинской области в должности <данные изъяты>, <данные изъяты> с <Дата> по <Дата> (<данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней) в выслугу лет Науменко Л.В. для исчисления пенсионного стажа в органах прокуратуры.

Признать за Науменко Л.В. право на получение с <Дата> ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии.

Обязать Восточно-сибирскую транспортную прокуратуру включить период работы с <Дата> по <Дата> (<данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней) в Управлении юстиции по Читинской области в должности <данные изъяты>, <данные изъяты> в выслугу лет Науменко Л.В. для исчисления пенсионного стажа в органах прокуратуры.

Обязать Восточно-сибирскую транспортную прокуратуру установить Науменко Л.В. ежемесячную надбавку к денежному содержанию Науменко Л.В. в размере 50 процентов пенсии с <Дата>

Заслушав доклад судьи краевого суда Чайкиной Е.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Науменко Л.В. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивировала его следующим. С <Дата> она имеет непрерывный стаж работы в органах прокуратуры, полагала, что с <Дата> получила право на ежемесячную надбавку к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии с учетом включения в льготном исчислении периода ее работы в Управлении юстиции по Читинской области в должности <данные изъяты>, <данные изъяты> с <Дата> по <Дата> Однако работодателем данный период в выслугу лет включен не был. Истица просила суд включить указанный период ее работы в льготном исчислении <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней в выслугу лет для исчисления пенсионного стажа в органах прокуратуры, признать за нею право на получение с <Дата> ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена прокуратура Иркутской области.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Амашукели Э.В. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. Ссылается на то, что с учетом требований Приказов Генпрокуратуры РФ от 18.08.2008 № 908-к и от 04.12.2009 № 374 надлежащим ответчиком по делу является прокуратура Иркутской области, а удовлетворение судом требований истца к Восточно-Сибирской транспортной прокуратуре является незаконным и необоснованным, противоречащим доказательствам, исследованным по делу. Также отмечает, что в решении неверно изложена позиция ответчика, который с иском согласен не был.

В апелляционной жалобе представитель прокуратуры Иркутской области Леонова И.Н. считает решение незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права, а также с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. Ссылается на недостаточность выслуги лет Науменко Л.В. для назначения ей пенсии с <Дата> Спорный период не мог быть включен в выслугу лет, так как статус Управления юстиции Читинской области как территориального органа Министерства юстиции РФ в Читинской области был определен, согласно Положения об Управлении юстиции Читинской области, утв. Приказом Минюста РФ от 02.02.2000 № 45, только 2 февраля 2000 г., Науменко Л.В. в спорный период не состояла на должности в качестве лица, замещавшего государственную должность РФ, государственную должность федеральной государственной службы и должности федеральной государственной гражданской службы. Ссылки истца на Указ Президента РФ от 03.09.1997 № 981 (в ред. от 29.12.2004, с изменениями от 31.12.2005) «Об утверждении Перечней государственных должностей федеральной государственной службы» несостоятельны, поскольку Указ утратил силу с 1 августа 2006 года и на момент приобретения истцом права на надбавку не действует. Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Науменко Л.В. требований.

В возражении на апелляционные жалобы истица Науменко Л.В. считает решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционных жалоб несостоятельными, просит решение оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела, заслушав представителя Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Амашукели Э.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истицу Науменко Л.В., представителя прокуратуры Забайкальского края Шикула О.С., полагавших решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что с <Дата> М. (Науменко) Л.В. принята на должность <данные изъяты> Управления юстиции Читинской области, с <Дата> она переведена на должность <данные изъяты>, с <Дата> ей присвоен классный чин «<данные изъяты>»(см.л.д.<данные изъяты>),с <Дата> работает в Прокуратуре <адрес>, с <Дата>"должность" "прокуратура", с <Дата> зачислена в штат прокуратуры Забайкальского края, с <Дата> работает в Восточно-Сибирской транспортной прокуратуре в должности <данные изъяты>(см.л.д.<данные изъяты>).

Без учета спорного периода работы истицы, надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии истице назначена с <Дата> года, что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела.

Не признавая за истицей права на вышеуказанную надбавку с <Дата> года ответчики указывали на то, что спорный период не подлежит включению в стаж для начисления надбавки, поскольку статус управления юстиции Читинской области, как территориального органа Министерства юстиции РФ в Читинской области был определен Положением об управлении юстиции Читинской области с 02.02.2000 года, кроме того, по мнению ответчиков, работа истицы в спорный период времени не может быть расценена как работа в качестве лица, замещавшего государственную должность РФ, государственную должность федеральной государственной службы или должность государственной гражданской службы.

Удовлетворяя исковые требования истицы Науменко Л.В., суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что истица в силу положений ч. 2 ст. 44 ФЗ «О прокуратуре в Российской Федерации» с <Дата> имеет право на ежемесячную надбавку к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть ей назначена, правильно счел подлежащим включению в стаж истицы, дающий право на вышеуказанную надбавку, периода ее работы с <Дата> по <Дата> в Управлении юстиции по Читинской области в должности <данные изъяты>, <данные изъяты>.

Судебная коллегия считает возможным согласиться с судом первой инстанции, поскольку суд правильно и полно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, объективно исследовал имеющиеся в деле доказательства, дал им оценку, соответствующую требованиям ст. 67 ГПК РФ.

Довод кассационной жалобы прокуратуры Иркутской области о том, что спорный период времени работы истицы не может быть принят для исчисления пенсионной надбавки, поскольку статус Управления Министерства юстиции Читинской области как территориального органа Министерства юстиции РФ в Читинской области был определен только 02.02.2000 года с принятием Положения об Управлении юстиции Читинской области, не может быть принят судебной коллегией, поскольку он противоречит обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения дела и не основан на нормах права.

Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 августа 1970 года "Об образовании союзно-республиканского Министерства юстиции СССР" создано Министерство юстиции СССР, в свою очередь Министерство юстиции РСФСР создано Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 сентября 1970 года "Об образовании союзно-республиканского Министерства юстиции РСФСР".

Из Утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 21 июня 1972 г. N 378 «Положения о Министерстве юстиции РСФСР» следует, что главными задачами Министерства юстиции РСФСР являются: всемерное укрепление социалистической законности, охрана прав и законных интересов государственных, кооперативных, других общественных организаций и граждан; совершенствование совместно с другими государственными органами деятельности по борьбе с преступностью и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений; обеспечение организационного руководства судами, повышение уровня этой работы, всемерное содействие осуществлению целей правосудия и задач суда при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону; систематизация и подготовка предложений о кодификации законодательства РСФСР, всемерное содействие повышению уровня кодификационных работ, проводимых министерствами и ведомствами РСФСР, совершенствованию законодательства в соответствии с задачами коммунистического строительства; (с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина РСФСР от 18.06.1976 N 341) совершенствование деятельности нотариата, органов записи актов гражданского состояния, адвокатуры, научно - исследовательских криминалистических учреждений и других подведомственных учреждений и организаций юстиции; совершенствование правовой работы в народном хозяйстве РСФСР в целях усиления ее влияния на повышение экономической эффективности общественного производства, охраны социалистической собственности, дальнейшего укрепления государственной и трудовой дисциплины, строгого соблюдения прав и законных интересов предприятий, организаций, учреждений и граждан; организация пропаганды правовых знаний и разъяснение законодательства среди населения; содействие развитию правовой науки и использованию ее достижений в государственном, хозяйственном и социально - культурном строительстве РСФСР; обеспечение учреждений и организаций Министерства и судов квалифицированными кадрами, переподготовка и повышение квалификации кадров этих организаций, учреждений и судов, сочетание старых опытных кадров и молодых способных работников, создание условий для наилучшего использования знаний и опыта работников, выдвижение на руководящую работу молодых, хорошо зарекомендовавших себя работников.

Указанным положением предусмотрено, что Министерство юстиции РСФСР руководит порученной ему отраслью государственного управления РСФСР, как правило, через министерства юстиции автономных республик, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов и управляет непосредственно подчиненными ему учреждениями и организациями.

В связи с распадом СССР с 1991 года Министерство юстиции СССР перестало существовать, вместе с тем, Министерство юстиции РСФСР продолжало работу в соответствии с ранее принятыми нормами.

Концепция реформирования минюста утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 г. N 1177.

Указом Президента Российской Федерации № 1176 от 14.08.1996 года министерства Российской Федерации (федеральные министерства), в том числе и Министерство юстиции, включены в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

С учетом изложенного полагать, что управление юстиции по Читинской области в период с 1998 по 1999 год не являлось территориальным органом Министерства юстиции РФ, оснований не имеется.

Также подлежит отклонению и довод апелляционной жалобы о том, что должность, которую занимала истица в спорный период времени, не являлась должностью федеральной государственной службы.

Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" утверждены перечни государственных должностей федеральной государственной службы категорий "Б" и "В", учреждаемых для обеспечения исполнения полномочий и обеспечения деятельности органов власти, представительств, территориальных органов, судов, прокуратуры, Счетной палаты, Центризбиркома. Установлено, что положения законодательства, предусматривающие введение денежного содержания для лиц, замещающих государственные должности, вступают в действие с 1 января 1998 года.

Названным указом должность <данные изъяты> отнесена к категории старших должностей, должность специалиста <данные изъяты> отнесена к младшим должностям, учрежденным для обеспечения деятельности федерального органа исполнительной власти.

Поскольку в спорный период времени Науменко Л.В. занимала должности <данные изъяты> и <данные изъяты> в территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что такая работа истицы подлежала зачету при исчислении стажа, дающего право на надбавку к денежному содержанию.

Кроме того, такой вывод суда согласуется с разъяснениями Заместителя Генерального прокурора РФ, содержащимися в письме № 6/4-64-2006 от 21.12.2006 года(см.л.д.<данные изъяты>).

Таким образом, решение суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы прокуратуры Иркутской области отмене или изменению не подлежит, однако доводы апелляционной жалобы Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры заслуживают внимания судебной коллегии.

В соответствии с п. 1.3 Инструкции «Об организации работы по пенсионному обеспечению прокурорский работников органов и учреждений прокуратуры и членов их семей» работа по пенсионному обеспечению прокуроров осуществляется отделом пенсионного обеспечения управления кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации и пенсионными службами прокуратур субъектов Российской Федерации (пенсионные службы) во взаимодействии с кадровыми и финансовыми подразделениями.

Приказом Генерального прокурора РФ № 908-к от 18.08.2008 года установлено, что приказы о первичном установлении надбавки работникам системы прокуратуры РФ издаются на основании списка лиц для выплаты ежемесячной надбавки.

Данный список составляется пенсионными службами, которые созданы в прокуратурах субъекта РФ.

Такой прокуратурой является прокуратура Иркутской области, в свою очередь Восточно-Сибирская транспортная прокуратура, являясь специализированной прокуратурой, пенсионной службы в своем составе не имеет.

Суд первой инстанции, возлагая обязанность по включению спорного периода работы истицы в стаж, дающий право на получение ежемесячной надбавки и установлению такой надбавки на Восточно-Сибирскую транспортную прокуратуру вышеуказанного не учел, в удовлетворении требований Науменко Л.В к прокуратуре Иркутской области отказал, что привело к нарушению принципа исполнимости судебного решения.

Как следует из содержания постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 N2-П, исполнимость вынесенных судебных решений наряду со стабильностью правового регулирования выражает принцип правовой определенности, который является общеправовым.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований, заявленных к прокуратуре Иркутской области нельзя признать законным и обоснованными, в указанной части решение подлежит отмене.

Принимая во внимание отсутствие необходимости установления новых юридически значимых обстоятельств и их доказывания, судебная коллегия считает возможным, отменив в части решение суда первой инстанции, принять новое решение об удовлетворении требований Науменко Л.В. к прокуратуре Иркутской области.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г. Читы от 2 декабря 2011 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Науменко Л.В. к прокуратуре Иркутской области отменить.

Принять в указанной части новое решение.

Обязать прокуратуру Иркутской области включить период работы Науменко Л.В. с <Дата> по <Дата>(<данные изъяты> мес. <данные изъяты> дней) в должности специалиста первой категории, ведущего специалиста в Управлении юстиции Читинской области в выслугу лет для исчисления пенсионного стажа в органах прокуратуры.

Обязать прокуратуру Иркутской области произвести расчет ежемесячной надбавки к денежному содержанию Науменко Л.В. с <Дата>.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий: Чайкина Е.В.

Судьи Доржиева Б.В.

Кожина Е.А.