о признании действий незаконными



Председательствующий по делу Дело № 33-1388-2012

судья Гредасова И.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Литвинцевой И.В.,

судей Изюмовой Е.А., Доржиевой Б.В.,

при секретаре Семеновой Ю.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 02 мая 2012 года гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению здравоохранения «<адрес> больница» муниципального района «<адрес>» и администрации муниципального района «<адрес>» о признании бездействия незаконным, понуждении к действию,

по частной жалобе Главы администрации муниципального района «<адрес>» ФИО3,

на определение Хилокского районного суда <адрес> от 27 февраля 2012 года, которым постановлено:

Заменить сторону Муниципальное учреждение здравоохранения «<адрес> больница» муниципального района «<адрес>» на Государственное учреждение здравоохранения в исполнительном производстве № 1547/10/63/75, возбужденном на основании решения Хилокского районного суда <адрес> от 09 июля 2010 года по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «<адрес> больница» муниципального района «<адрес>», администрации муниципального района «<адрес>» о признании бездействия по проведению работ в хирургическом отделении, связанных с оказанием медицинской помощи, незаконным и о понуждению к действию. В остальной части заявления отказать.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Доржиевой Б.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Решением Хилокского районного суда Забайкальского края от 9 июля 2010 года удовлетворены требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению здравоохранения «<адрес> больница» муниципального района «<адрес>» и администрации муниципального района «<адрес>» о признании незаконным бездействия и о понуждении к проведению ряда работ в хирургическом отделении ЦРБ, связанных с оказанием в нем медицинской помощи населению.

На основании указанного решения в отношении каждого из должников возбуждены исполнительные производства, в том числе № 1542/10/63/75 - в отношении администрации муниципального района «<адрес>».

25 января 2012 года судебный пристав - исполнитель <адрес> России по <адрес> ФИО4 обратилась с заявлением о замене сторон в исполнительном производстве: МУЗ «<адрес> больница» муниципального района «<адрес>» на ГУЗ «<адрес> больница <адрес>», администрацию муниципального района «<адрес>» на <адрес> в лице Министерства здравоохранения <адрес>. В обоснование заявления указала, что в соответствии с изменениями в федеральном законодательстве оказание медицинской помощи с 1 января 2012 года является полномочием субъекта Российской Федерации, и имущество, принадлежащее ранее муниципальному району «<адрес>» (МУЗ «<адрес> больница» муниципального района «<адрес>») перешло в собственность <адрес>, что является основанием для замены указанных сторон в порядке правопреемства.

Судом постановлено вышеприведенное определение.

В частной жалобе глава администрации муниципального района «<адрес>» ФИО5 просит определение в части отказа в замене стороны в исполнительном производстве –администрации муниципального района «<адрес>» на <адрес> в лице Министерства здравоохранения <адрес> отменить, полагая, что правопреемство по исполнению решения суда у Министерства здравоохранения <адрес> возникло в силу закона (л.д.118).

В возражениях на частную жалобу представитель Министерства здравоохранения <адрес> ФИО6 просит определение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения (л.д.121-122).

В соответствии с ч.2 ст.333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора ФИО7, полагавшей определение подлежащим частичной отмене, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении заявления судебного пристава –исполнителя в части замены стороны в исполнительном производстве – администрации муниципального района «<адрес>» на Министерство здравоохранения <адрес>, суд исходил из того, что права и обязанности, возникшие у администрации района до перехода права собственности на имущество, в установленном порядке министерству не передавались., в связи с чем его нельзя признать правопреемником.

Судебная коллегия считает указанный вывод неправильным, основанным на неверном толковании положений действующего законодательства.

Как следует из решения Хилокского районного суда <адрес> от 9 июля 2010 года МУЗ «<адрес> больница» муниципального района «<адрес>» при осуществлении деятельности по оказанию квалифицированной медицинской помощи в хирургическом отделении ЦРБ не обеспечивает соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, проведения иммунизации населения. В силу положений Федерального закона № 131 –ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по организации оказания на территории муниципального района медицинской помощи лежала на администрации муниципального района «<адрес>».

Согласно ст.44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны её правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

В соответствии со ст.52 Федерального закона от 2.10.2007 № 299-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства её правопреемником.

Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» вопросы организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации с 1 января 2012 года отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; в свою очередь органы местного самоуправления обязаны создать условия для оказания медицинской помощи населению (ст.ст.16, 17).

Федеральным законом от 29.11.2010 № 313 –ФЗ в подпункт 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в пункт 12 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены соответствующие изменения, вступившие в силу с 1 января 2012 года, согласно которым вопросы организации оказания медицинской помощи исключены из полномочий органов местного самоуправления и отнесены к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.ст.6, 9).

Согласно ст.17 указанного закона, регулирующей вопросы вступления его положений в силу, в 2011 году органы государственной власти субъектов РФ по согласованию с органами местного самоуправления вправе организовывать оказание медицинской помощи на территории субъекта РФ в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Таким образом, законодателем с 1 января 2012 года установлен переход полномочий по организации оказания медицинской помощи с муниципального на региональный уровень, в связи с чем имущество, предназначенное для осуществления указанной деятельности, подлежало безвозмездной передаче субъекту Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что в связи с изменением законодательства в сфере охраны здоровья граждан с 1 января 2012 года имущество МУЗ «<адрес> больница» муниципального района «<адрес>» передано в собственность <адрес>, учреждение реорганизовано в государственное учреждение здравоохранения и передано в ведение Министерства здравоохранения <адрес>.

Поскольку в настоящее время у органов местного самоуправления отсутствует как право на организацию оказания медицинской помощи населению, так и соответствующее имущество, судебная коллегия находит обоснованным довод частной жалобы об утрате администрацией муниципального района «<адрес>» возможности исполнения решения суда и переходе соответствующих прав и обязанностей в силу закона к правопреемнику, которым согласно Уставу государственного учреждения следует признать Министерство здравоохранения <адрес>, осуществляющим решение вопросов организации оказания медицинской помощи (л.д.104).

Доводы представителей Министерства о том, что обязанности по исполнению решения суда в установленном порядке органами местного самоуправления не передавались, соответствующий передаточный акт не составлялся, по мнению коллегии не свидетельствуют об отсутствии правопреемства, которое возникло с даты вступления в силу внесенных в действующее законодательство изменений о передаче субъекту Российской Федерации полномочий по организации оказания медицинской помощи населению.

При таком положении определение районного суда в части отказа в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя о замене должника в исполнительном производстве - администрации муниципального района «<адрес>» на Министерство здравоохранения <адрес> подлежит отмене, а заявление в указанной части – удовлетворению.

Руководствуясь ст.334 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

определение Хилокского районного суда Забайкальского края от 27 февраля 2012 года в части отказа в удовлетворении заявления судебного пристава–исполнителя <адрес> России по <адрес> отменить. Разрешить вопрос по существу.

Заменить должника – администрацию муниципального района «<адрес>» в исполнительном производстве № 1542/10/63/75, возбужденном на основании исполнительного листа, выданного 21 июля 2010 года Хилокским районным судом <адрес> по делу № 2-436/2010, на Министерство здравоохранения <адрес>.

В остальной части определение суда оставить без изменения.

Председательствующий: Литвинцева И.В.

Судьи: Изюмова Е.А.

Доржиева Б.В.

Копия верна.

Судья Забайкальского краевого суда Доржиева Б.В.