Председательствующий по делу Дело № 33-1465-2012 судья Ман-за О.В. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе: председательствующего Литвинцевой И.В., и судей Доржиевой Б.В., Щаповой И.А., при секретаре Гурулевой Н.А., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 15 мая 2012 года дело по иску прокурора Черновского района г.Читы, действующего в интересах ФИО1, ФИО2, к <адрес> о предоставлении жилого помещения, по апелляционным жалобам представителей администрации городского округа «<адрес>», Министерства финансов <адрес> на решение Черновского районного суда г<адрес> от 11 марта 2012 года, которым постановлено: Исковые требования прокурора Черновского района г.<адрес> удовлетворить. Обязать администрацию городского округа «Город <адрес> предоставить ФИО1, ФИО2 вне очереди по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте города Читы размером не менее <данные изъяты> кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям. Обязать Министерство финансов <адрес> своевременно и в полном объеме профинансировать за счет средств, получаемых из федерального бюджета расходы администрации городского округа «<адрес>» на приобретение жилого помещения для ФИО1, ФИО2 Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Доржиевой Б.В., судебная коллегия у с т а н о в и л а: <адрес> обратился в суд в интересах ФИО1, ФИО2 с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее. ФИО1 и его мать ФИО2 проживают в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. ФИО1 состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на общих основаниях с 19 июня 2003 года, учетный номер 2720, в первоочередном порядке по категории инвалид, учетный номер 859. Согласно заключению ВК № 111 от 09.09.2010, выданного ГУЗ «Краевой психоневрологический диспансер», имеющееся у ФИО1 заболевание включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378. По данному основанию ФИО1 с 24.09.2010 включен в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди. До настоящего времени ФИО11 жилое помещение не предоставлено. ФИО1страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание невозможно, однако он нуждается в постоянном уходе, который осуществляет его мать. С учетом совокупности изложенных обстоятельств прокурор просил обязать администрацию городского округа «<адрес>», администрацию Черновского административного района городского округа «<адрес>» предоставить ФИО1, ФИО2 вне очереди по договору социального найма жилое помещение в виде благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, находящегося в границах <адрес>, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.метра и состоящего не менее чем из двух комнат. Судом постановлено вышеприведенное решение. В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа «<адрес>» ФИО6 выражает несогласие с решением суда, указав на следующее. Суд незаконно обязал администрацию города предоставить квартиру не только ФИО1, но и его матери ФИО2, поскольку право на получение жилого помещения во внеочередном порядке имеет только ФИО1, и, соответственно, меньшей площади, чем указано в решении суда. ФИО2 имеет право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, оснований для предоставления ей жилого помещения по договору социального найма не имеется. Просит решение отменить, по делу принять новое решение об обязании предоставить ФИО1 жилое помещение общей площадью по нормам, установленным для одиноко проживающего человека. В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов <адрес> ФИО7 также выражает несогласие с решением суда. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права, поскольку в случае избрания инвалидом формы реализации права в виде получения жилья в натуре, обязанность по предоставлению жилья должна быть возложена на орган местного самоуправления. Министерство финансов <адрес> является участником правоотношений лишь в случае избрания иного способа реализации жилищного права – предоставления инвалиду единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность. В таком случае согласно установленного порядка Министерство финансов <адрес> на основании заявки на финансирование от уполномоченного органа - Министерства социальной защиты населения <адрес> при поступлении денежных средств из федерального бюджета осуществляет их перечисление на счет уполномоченного органа, которые в свою очередь выделяются ФИО11 же не обращались в уполномоченный орган для предоставления им мер социальной поддержки. Министерство финансов <адрес> не является надлежащим ответчиком по делу. Поэтому просит решение отменить, в удовлетворении требований прокурора к Министерству финансов <адрес> отказать. В письменных возражениях на апелляционную жалобу представителя администрации городского округа «<адрес>» участвующий в деле прокурор ФИО8 просит решение оставить без изменения, жалобу представителя ответчика – без удовлетворения. Истцы ФИО1, ФИО2, ответчики - администрация Черновского административного района городского округа «<адрес>», администрация городского округа «<адрес>», <адрес> в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещены надлежаще. На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Изучив материалы дела, выслушав объяснение представителя ответчика Министерства финансов <адрес> ФИО7, поддержавшего доводы жалобы, прокурора ФИО9, полагавшую решение подлежащим изменению в части, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему. В ходе разрешения спора судом установлено, что ФИО1 является инвалидом, нуждающимся в постороннем уходе, что сторонами не оспаривалось. Согласно заключения ВК № 111 от 9 сентября 2010 года, выданного ГУЗ «Краевой психоневрологический диспансер» ФИО1 является инвалидом 1 группы, страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, имеет право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты (л.д.8). Установлено также, что органом местного самоуправления ФИО1 с 19 июня 2003 года принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включен в общий список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на первоочередное предоставление жилья по льготе инвалид 1 группы (л.д.7). До настоящего времени жилье ФИО1 не предоставлено. Он проживает со своей матерью ФИО2 в однокомнатной квартире по адресу: <адрес>, предоставленной ей по договору социального найма, что следует из объяснений сторон. Принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора к администрации городского округа «<адрес>» о предоставлении жилого помещения ФИО11 по договору социального найма, суд руководствовался п. 3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, предусматривающим внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Кроме этого, судом также учтено, что ФИО1 нуждается в постоянном уходе, который осуществляет его мать ФИО2., в связи с чем суд пришел к выводу о необходимости предоставления жилого помещения и ФИО1, и его матери ФИО2 При определении размера площади жилого помещения суд исходил из учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории городского округа «<адрес>», установленной Решением Думы городского округа «<адрес>» № 185 от 10.11.2005, а также положений ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ч.2 ст.58 Жилищного кодекса РФ о возможности предоставления гражданам, страдающим тяжелыми формами хронического заболевания, жилого помещения площадью, превышающей установленные нормы. Выводы суда в указанной части соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права судом применены правильно. Так, частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ предписано право граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, на получение вне очереди жилых помещений по договору социального найма. Из статьи 31 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору. Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеприведенных положений Жилищного кодекса Российской Федерации. При наличии заболевания, в силу которого проживание граждан в одной квартире невозможно, но при этом за больным требуется посторонний уход, вывод суда о необходимости предоставления жилого помещения также и ФИО2 является правильным. Однако в силу вышеприведенных обстоятельств судебная коллегия полагает, что предоставляемое жилое помещение должно состоять не менее чем из двух жилых комнат. Кроме того, с учетом того, что в настоящее время ФИО2 проживает в однокомнатной квартире по адресу: <адрес>, на условиях социального найма, судебная коллегия считает необходимым дополнить решение суда указанием на предоставление ФИО11 жилого помещения, состоящего не менее чем из двух жилых комнат, и взамен занимаемого ими в настоящее время. Вместе с тем судебная коллегия находит вывод суда о возложении на Министерство финансов <адрес> обязанности по финансированию расходов администрации городского округа «<адрес>» на приобретение жилого помещения ФИО11 основанным на неправильном применении норм материального права по следующим основаниям. В соответствии со ст.28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Согласно ч.1 ст.1 Закона Забайкальского края от 29.12.2009 № 106-ЗЗК «О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей –инвалидов, в Забайкальском крае» формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем для граждан, указанных в части 1 ст.2 указанного Закона (в том числе инвалидов), имеющих право на обеспечение жильем, является предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность. В соответствии со ст.3 вышеприведенного закона <адрес> порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность гражданам, в том числе инвалидам, утверждается <адрес>. Порядком предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан, проживающим в <адрес>, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденным Постановлением <адрес> от 16 марта 2010 года № 109, предусмотрено, что в течение 3 рабочих дней со дня представления гражданином в уполномоченный орган необходимых документов, уполномоченный орган формирует заявку на финансирование и представляет ее в Министерство финансов <адрес>. Министерство финансов <адрес> на основании заявки на финансирование, представленной уполномоченным органом, в течение 5 рабочих дней с момента поступления денежных средств федерального бюджета в бюджет <адрес> и в пределах указанных средств осуществляет их перечисление на расчетный счет уполномоченного органа. Перечисление денежных средств на лицевой (расчетный) счет продавца жилого помещения (лица, осуществляющего строительство жилого помещения, продавца строительных материалов), указанный в договоре купли-продажи жилого помещения (договоре участия в долевом строительстве, договоре строительного подряда, договоре купли-продажи строительных материалов), осуществляется незамедлительно после поступления денежных средств на расчетный счет уполномоченного органа, в соответствии с условиями указанными в представленных договорах (пункты 19-21 Порядка). Таким образом, вышеуказанным Порядком не предусмотрено финансирование органов местного самоуправления за счет средств федерального бюджета в целях обеспечения жилыми помещениями инвалидов, избравших способ реализации права путем получения жилья по договору социального найма в соответствиями с положениями Жилищного кодекса РФ. Следовательно, решение в части возложения на Министерство финансов <адрес> обязанности по финансированию за счет средств федерального бюджета расходов администрации городского округа «<адрес>» на приобретение жилого помещения ФИО1, ФИО2, является необоснованным. Соответственно, указание на эту обязанность Министерства финансов <адрес> подлежит исключению из решения суда. В соответствии со ст.330 ГПК РФ основанием для изменения или отмены решения суда в апелляционном порядке является, в частности, нарушение или неправильное применение норм материального права. Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: решение Черновского районного суда <адрес> от 11 марта 2012 года изменить в части. Исключить из резолютивной части решения указание на возложение на Министерство финансов <адрес> обязанности по финансированию за счет средств, получаемых из федерального бюджета, расходов администрации городского округа «<адрес>» на приобретение жилого помещения для ФИО1, ФИО2. Дополнить резолютивную часть решения указанием на предоставление ФИО1, ФИО2 квартиры, состоящей не менее чем из 2 (двух) жилых комнат, взамен занимаемой квартиры по адресу: <адрес>. В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа «<адрес>» - без удовлетворения. Председательствующий И.В.Литвинцева Судьи И.А.Щапова Б.В.Доржиева Копия верна. Судья Забайкальского краевого суда Б.В.Доржиева