о внеочередном предоставлении жилья



Председательствующий по делу Дело № 33-2041-2012

судья Крюкова О.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Литвинцевой И.В.

и судей Доржиевой Б.В., Щаповой И.А.

при секретаре Гурулевой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 03 июля 2012 года дело по иску прокурора Улётовского района Забайкальского края в интересах ФИО1 к Администрации муниципального района «<адрес>, Министерству финансов <адрес> о внеочередном предоставлении жилого помещения,

по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации муниципального района «<адрес>» <адрес> ФИО6,

на решение Улётовского районного суда Забайкальского края от 25 апреля 2012 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Администрации муниципального района «<адрес>» <адрес>, Министерству финансов <адрес> о внеочередном предоставлении ФИО1 жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района «<адрес>» <адрес> предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение по договору социального найма с жилой площадью не менее учетной нормы жилья, на территории села Улёты <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Обязать <адрес> и Министерство финансов <адрес> своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета <адрес> финансирование расходов Администрации муниципального района «<адрес> на предоставление ФИО1 жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Доржиевой Б.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Улётовского района обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее.

ФИО1 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО2, лишенная родительских прав 16 июня 2003 года, в 2007 году умерла, отец - ФИО3 12 октября 2005 года лишен родительских прав. На основании распоряжения главы администрации муниципального района <адрес> № 632 от 11 декабря 2006 года ФИО1 помещён для проживания в детское государственное учреждение - «<адрес> детский дом-школа». Указанным распоряжением за ФИО1 закреплено жилое помещение по месту регистрации матери в селе <адрес> <адрес>, дом №. 27. Решением жилищной комиссии администрации сельского поселения «<адрес>» от 17 июля 2008 года ФИО1 поставлен на учет на внеочередное получение жилого помещения в качестве нуждающегося в жилом помещении. 13 января 2012 года ФИО1 вернулся из учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, и в настоящее время не имеет жилого помещения для проживания, так как жилье до настоящего времени ФИО1 не предоставлено.

Прокурор просил обязать Администрацию муниципального района «<адрес>» <адрес>, Министерство финансов <адрес> предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение по договору социального найма с жилой площадью не менее учетной нормы жилья, находящееся на территории <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, а так же обязать <адрес> и Министерство финансов <адрес> своевременно и полном объеме осуществить из бюджета <адрес> финансирование расходов Администрации муниципального района «<адрес> на предоставление ФИО1 жилого помещения.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации муниципального района «<адрес> ФИО6 выражает несогласие с решением суда, считая его незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Указывает, что резолютивная часть решения не содержит указания, за счет каких средств должно быть приобретено жилье для ФИО1 Кроме того, полагает, что наличие лишь механизма предоставления финансовых средств в виде целевых субвенций, в условиях отсутствия механизма компенсации из бюджета <адрес> расходов местных бюджетов на реализацию мер по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением, не позволяло суду возложить обязанность на <адрес> и Министерство финансов <адрес> осуществить финансирование расходов Администрации муниципального района на предоставление жилья. Также считает, что истцом не представлено доказательств отсутствия у ФИО1 жилого помещения, предоставленного ему по договору социального найма либо находящегося у него в собственности. Кроме того, жилой дом, закрепленный за ФИО1, признан непригодным лишь 25 апреля 2012 года, в день вынесения решения суда, поэтому после 25 апреля 2012 года у ФИО1 появилось лишь основание для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Соответственно, оснований для удовлетворения иска прокурора не имелось. Также указывает на неверное указание судом наименования ответчика – администрация <адрес> вместо администрации Улётовского района.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (л.д.117).

В суд апелляционной инстанции явились прокурор прокуратуры <адрес> ФИО7, истец ФИО1. Остальные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания почтовой связью по имеющимся в деле адресам, своих представителей не направили, об отложении слушания дела не просили, об уважительности причин неявки не сообщили. В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора ФИО7, истца ФИО1, полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В развитие конституционных положений Жилищным Кодексом Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч. 1 ст. 57).

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Материалами дела подтверждается право ФИО1, гарантированное ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, на предоставление жилого помещения вне очереди.

Так, судом установлено и ответчиками не оспаривалось, что ФИО1 является лицом, оставшимся без попечения родителей.

Отсутствие у него жилого помещения в собственности либо в пользовании по договору социального найма также не оспаривалось ответчиками при рассмотрении дела судом первой инстанции.

Из материалов дела усматривается, что распоряжением Главы администрации муниципального района «<адрес> № 632 от 11 декабря 2006 года за ФИО1 закреплено право пользования жилым помещением по месту регистрации его матери по адресу: с. Улёты, <адрес> (л.д.24).

Из справки администрации сельского поселения «Улётовское» от 13.03.2012 следует, что указанный жилой дом полностью разрушен (л.д.13).

Из выписки из решения заседания жилищной комиссии администрации сельского поселения «<адрес> от 17.07.2008 года видно, что по ходатайству и.о. директора Улётовского детского дома –школы ФИО1 поставлен на учет как имеющий право на внеочередное получение жилья на основании ч.2 ст.57 ЖК РФ, то есть как лицу, оставшемуся без попечения родителей. Указанное решение жилищной комиссии не оспорено, является действующим, из чего следует, что орган местного самоуправления еще в 2008 году признал право ФИО1 на предоставление ему вне очереди жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей. Кроме того, указанное обстоятельство подтверждается списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жильем на 01.01.2012, составленным отделом образования администрации муниципального района «<адрес>» (л.д. 37-38).

При таком положении доводы жалобы о том, что жилое помещение, закрепленное за ФИО1, признано непригодным лишь 25 апреля 2012 года, и только после этого у последнего возникло право на предоставление жилья, не могут повлиять на законность принятого решения.

Поскольку ФИО1, являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имея право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, в нарушение приведенных норм закона ответчиками жильем не обеспечена, вывод суда об удовлетворении иска прокурора и возложении на Администрацию муниципального района «Улётовский район» обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение, а на <адрес> и Министерство финансов <адрес> осуществить финансирование расходов на приобретение жилого помещения, является правильным.

Отсутствие либо недостаточность финансирования со стороны Министерства финансов <адрес> на указанную статью расходов, по мнению судебной коллегии, не освобождает ответчика в лице Администрации муниципального района «Улётовский район» от обязанности предоставить ФИО1 жилое помещение.

Разрешая спор, суд полно и правильно установил обстоятельства дела, дал оценку представленным сторонами доказательствам, соответствующую требованиям ст. 67 ГПК РФ, применил подлежащие применению нормы материального права и пришел к обоснованным выводам о правомерности заявленных прокуроромтребований.

Доводы жалобы о неверной формулировке резолютивной части решения судебной коллегией не принимаются, так как выводы суда, содержащиеся в резолютивной части, не противоречат нормам законодательства, описательной и мотивировочной части решения. Кроме того, в случае изложения их в редакции, предложенной представителем ответчика, смысл не меняется.

Не могут быть приняты и доводы представителя ответчика о неверном указании в решении наименования ответчика – администрации муниципального района <адрес> район», поскольку написание буквы «ё» как буквы «е» в русском языке, на котором ведется судопроизводство, допустимо; и не может повлиять на законность принятого решения. Кроме того, представителем ответчика в судебном заседании не указывалось на то, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику. Более того, официальные документы администрации муниципального района «<адрес>», имеющиеся в материалах дела, также составлены от имени администрации муниципального района «<адрес>».

Иные доводы жалобы представителя ответчика сводятся, по сути, к несогласию с выводами суда, направлены на их переоценку, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, отвергнуты по приведенным в решении мотивам, не могут повлиять на правильность выводов суда, а потому подлежат отклонению.

С учетом изложенного оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Улётовского районного суда Забайкальского края от 25 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации муниципального района «<адрес> Забайкальского края ФИО6 - без удовлетворения.

Председательствующий: Литвинцева И.В.

Судьи: Щапова И.А.

Доржиева Б.В.

Копия верна.

Судья Забайкальского краевого суда Доржиева Б.В.