суд обоснованно обязал администрации города и района обеспечить жильем малоимущую нуждающуюся в жилье гражданку



Председательствующий по делу Дело № 33-1839-2012

судья Осипов М.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

Председательствующего Толстоброва А.А.

и судей краевого суда Ходюкова Д. С., Смолякова П.Н.

при секретаре Гайгул И.А.

с участием прокурора Михеева С.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 19 июня 2012 года гражданское дело по иску прокурора Черновского района г. Читы в интересах Гребенщиковой Р.А к администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» о предоставлении вне очереди жилого помещения.

по апелляционной жалобе представителя ответчика Безруких А.В.

на решение Черновского районного суда г. Читы от 20 апреля 2012 года, которым постановлено иск прокурора Черновского района г. Читы в интересах Гребенщиковой Р.А. к администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита», о предоставлении вне очереди жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита», администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Гребенщиковой Р.А благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г. Чита, общей площадью не менее <данные изъяты> кв. м., жилого помещения не менее <данные изъяты> кв. м., состоящей не менее чем из двух жилых комнат.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Ходюкова Д.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Черновского района г. Читы обратился в суд с иском в интересах Гребенщиковой Р.А. о предоставлении ей жилого помещения, ссылаясь на то, что дом, в котором она проживала, после пожара в 2008 году стал непригодным для постоянного проживания, о чем свидетельствует акт обследования Государственной жилищной инспекции Забайкальского края. Указывает, что <Дата> года Гребенщикова Р.А. была признана малоимущей и включена в список граждан, нуждающихся в жилом помещении на общих основаниях, однако имеет право на вне очередное предоставление жилого помещения.

Судом постановлено вышеприведенное решение

Не согласившись с постановленным решением суда, представитель администрации городского округа «город Чита» Безруких А.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме. Ссылаясь на то, что выводы суда не обоснованы, не соответствуют обстоятельствам дела и собранным доказательствам. Указывает на отсутствие специального заключения Межведомственной комиссии при администрации городского округа «Город Чита» о непригодности спорного жилого помещения к проживанию, так как комиссия не наделена правом рассматривать вопросы о признании жилых помещений непригодными, не являющихся муниципальной собственностью. Постановка на учет Гребенщиковой Р.А. вне очереди нарушит права и законные интересы впереди стоящих этой семьи граждан. С документами на постановку на учет Гребенщикова Р.А. в администрацию не обращалась. Кроме того, ссылается на то, что спорный дом не является муниципальной собственностью, а, следовательно, администрация Черновского административного района городского округа «Город Чита» не обязана даже в случае признания спорного жилого помещения непригодным для проживания в установленном порядке, предоставить взамен его другое жилое помещение.

В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора считает необходимым оставить решения суда без изменения.

Представители ответчиков в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчиков.

Проверив материалы дела, выслушав доводы прокурора Михеева С.Н., материального истца Гребенщиковой Р.А., полагавшие решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.01.2006 № 47, статей 57, 87, 89, 15 Жилищного кодекса РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания предоставляются жилые помещения по договорам социального найма гражданам.

Правильно применив к спорным правоотношениям вышеприведенные нормы закона, районный суд обосновано возложил обязанности на ответчиков предоставить малоимущей Гребенщиковой Р.А. жилое помещение по договору социального найма, вне очереди.

Доводы апелляционной жалобы о том, что межведомственная комиссия решения о непригодности принимает только в отношении социального жилья, не основан на нормах закона. В соответствии со статьями 15, 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

Согласно пунктам 7, 8 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений установленным в Положении требованиям, а орган местного самоуправления вправе делегировать комиссии данные полномочия.

В силу прямого указания закона вопросы признания непригодными жилых помещений для проживания граждан как муниципального, так и другого жилищного фонда отнесены к компетенции органов местного самоуправления, которые создают в этих целях межведомственную комиссию для оценки жилых помещений.

Таким образом, администрация была обязана рассмотреть вопрос о признании квартиры Гребенщиковой Р.А. непригодной или пригодной для дальнейшего проживания даже при отсутствии договора социального найма жилья.

Изложенное опровергает доводы жалобы, что Гребенщикова Р.А. не обращалась с документами на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как вышеуказанными действиями (отказ в дачи заключения межведомственной комиссии) администрация сама создала препятствия для Гребенщиковой Р.А. реализовать свои жилищные права.

Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Из данных конституционных предписаний, (статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Статья 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом - кому принадлежит жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и гражданин проживающий в бесхозяйном жилом помещении как в данном случае.

На основании изложенного коллегия приходит к выводу, что пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении на общих основаниях и проживали в бесхозяйном жилом помещении.

Учитывая, что ответчик сам создал препятствия для получения заключения межведомственной комиссии, о признании непригодным для дальнейшего проживания жилья Гребенщиковой Р.А. районный суд принимая решение об удовлетворении требований прокурора, правомочно исходил из акта обследования жилищной комиссии (л.д.12-13), которым установлена непригодность для проживания жилого дома по <адрес>.

Доводы жалобы о нарушении прав на жилье других граждан стоящих впереди очереди на жилье, коллегией не могут быть приняты во внимание, так как это бы являлось необоснованным отказом в удовлетворении исковых требований прокурора и нарушением п.1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, которым закреплен именно внеочередной порядок предоставления жилья гражданам, под категорию которых подпадает Гребенщикова Р.А.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Черновского районного суда города Читы от 20 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Копия верна.

Судья Забайкальского краевого суда Ходюков Д. С.