Решение оставлено без изменения



Председательствующий по делу Дело

судья Глазырина Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Иванова А.В.

и судей краевого суда Изюмовой Е.А., Усольцевой С.Ю.

с участием прокурора Дьячковой Ж.В.

при секретаре Боздоевой С.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 7 августа 2012 года гражданское дело по иску прокурора Кыринского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Кыринская средняя общеобразовательная школа», Администрации муниципального района «Кыринский район», Комитету образования администрации муниципального района «Кыринский район», Министерству финансов Забайкальского края о возложении обязанности по обеспечению создания необходимой учебно-материальной базы

по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов Забайкальского края Мельникова С.В.

на решение Кыринского районного суда Забайкальского края от 31 мая 2012 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Кыринского района удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района «Кыринский район» и Комитет образования администрации муниципального района «Кыринский район» предоставить заявки на выделение денежных средств для проведения мероприятий по созданию учебно-материальной базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы в Министерство образования Забайкальского края.

Обязать Министерство финансов Забайкальского края в течение 2 месяцев после вступления решения суда в законную силу, профинансировать проведение мероприятий по созданию в МБОУ «Кыринская СОШ» учебно-материальной базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кыринская средняя общеобразовательная школа» на выделенные денежные средства в срок до 10.01.2013 с целью организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с требованиями законодательства о воинской обязанности и военной службе обеспечить создание учебно-материальной базы, а именно: оборудовать в образовательном учреждении стрелковый тир или электронный стрелковый тренажёр, приобрести два массогабаритных макета 7,62 (или 5,45) автомата Калашникова, три респиратора, манекен - тренажер для проведения реанимационных мероприятий.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кыринская средняя общеобразовательная школа» в доход бюджета муниципального района «Кыринский район» государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Изюмовой Е.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор Кыринского района Забайкальского края обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование заявленного требования указал, что в ходе проведенной проверки по соблюдению требований законодательства о воинской обязанности и военной службе в муниципальных образовательных учреждениях установлено, что в нарушение требований законодательства в МБОУ «Кыринская средняя общеобразовательная школа» отсутствуют стрелковый тир или электронный стрелковый тренажёр, а так же массогабаритный макет 7,62 (или 5,45) автомата Калашникова, три респиратора, манекен — тренажер для проведения реанимационных мероприятий.

С учетом дополнений, прокурор просил обязать администрацию МБОУ «Кыринская средняя общеобразовательная школа», Управление образования администрации муниципального района «Кыринскии район», Администрацию муниципального района «Кыринскии район» обеспечить создание необходимой материально-технической базы и оснащение образовательного процесса, обязать Комитет образования муниципального района «Кыринский район» и Администрацию муниципального района «Кыринский район» предоставить заявки в Министерство образования Забайкальского края на выделение денежных средств для проведения мероприятий по созданию материальной базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы, обязать Министерство финансов Забайкальского края после вступления решения суда в силу профинансировать проведение мероприятий по созданию в данном муниципальном общеобразовательном учреждении материальной базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы (л.д.2-5, 93).

Определением суда от 26 апреля 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Забайкальского края (л.д.54-55).

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Забайкальского края по доверенности Мельников С.В. с решением суда не согласен, просит его отменить, в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать. Ссылается на то, что распределение учебных расходов по направлениям использования осуществляется органом местного самоуправления самостоятельно, финансирование по указанным мероприятиям осуществляется со стороны Министерства финансов Забайкальского края согласно поданным заявкам и в пределах лимитов, установленных бюджетом края. Считает необходимым обратить внимание на то, что финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета. Кроме того, указывает, что согласно гражданскому законодательству, собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Кыринского района Забайкальского края Власов Е.М. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу и.о. председателя Комитета образования администрации муниципального образования «Кыринский район» Эрдынеева Б.Р. просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу директор МБОУ «Кыринская средняя общеобразовательная школа» Уварова И.В. выражает несогласие с апелляционной жалобой представителя ответчика – Министерства финансов Забайкальского края.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили. Руководствуясь ч 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Дьячкову Ж.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и правильно установил суд, в МБОУ «Кыринская средняя общеобразовательная школа» проводится работа по обучению учащихся начальным знаниям в области обороны и подготовке по основам военной службы. В ходе проведенной прокуратурой проверки выявлено, что в школе отсутствуют стрелковый тир (или электронный стрелковый тренажёр), учебные автоматы Калашникова, учебные пособия по основам медицинских знаний, респираторов, перевязочных средств, манекена-тренажера для реанимационных мероприятий, что подтверждается актом проведенной проверки (л.д.6), объяснениями директора школы Уваровой И.В. и учителя ОБЖ Серебрякова А.В. (л.д.7,8).

В соответствии с п. 7 ст. 14 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.

В соответствии с нормой п.6.1 ст. 29 настоящего Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Это же полномочие предусмотрено и в п. 13 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 25.07.2011).

Таким образом, из вышеуказанных норм следует, что финансовое обеспечение образовательного процесса возложено законодательством на субъекты Российской Федерации.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил вышеуказанные нормы материального права к правоотношениям сторон, представленным по делу доказательствам дал оценку, соответствующую требованиям ст. 67 ГПК РФ, и пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для возложения обязанности на администрацию школы по обеспечению материально-технического оснащения образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, а так же о наличии обязанности Администрации муниципального района «Кыринский район» на подачу соответствующих заявок в Министерство образования Забайкальского края, и о наличии обязанности по финансированию расходов, необходимых для организации указных мероприятий.

Доводы апелляционной жалобы о том, что финансирование по указанным мероприятиям осуществляется со стороны Министерства финансов Забайкальского края согласно поданным заявкам и в пределах лимитов, установленных бюджетом края, приводились при рассмотрении дела судом первой инстанции, и с изложенными в решении мотивами, по которым эти доводы опровергнуты судом, судебная коллегия полагает возможным согласиться.

Не могут быть приняты в качестве обоснованных и доводы апелляционной жалобы о том, что финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета в части получения обучающимися в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны.

В соответствии со п. 7 ст. 1 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.


Порядок компенсации указанных расходов определен Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 704 от 1.12.2004г. Согласно указанным Правилам, в перечень расходов организаций, связанных с реализацией данного закона перечисленных п. 2 Правил финансирование подготовки граждан к военной службе в части получения обучающимися в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, не входит.

Как следует из Положения о подготовке граждан РФ к военной службе, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1441 от 31.12.1999 г. подготовка граждан РФ к военной службе организуется также в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», которым финансирование расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Таким образом, апелляционная жалоба представителя ответчика – Министерства финансов Забайкальского края Мельникова С.В. не содержит доводов, которые могли бы повлиять на правильность выводов суда, приведенных в решении.

С учетом изложенного, решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Мельникова С.В. без удовлетворения.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кыринского районного суда Забайкальского края от 31 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства финансов Забайкальского края Мельникова С.В. – без удовлетворения.

Председательствующий Иванов И.А.

Судьи Изюмова Е.А.

Усольцева С.Ю.