при секретаре: Семеновой Ю.Б., с участием прокурора: Казанцевой Л.И. рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> <Дата> гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Матросова П.А., Матросовой А.А. к Администрации Черновского административного района городского округа Город Чита, администрации городского округа Город Чита, Комитету по развитию инфраструктуры администрации городского округа город Чита, Министерству территориального развития Забайкальского края о выдаче свидетельства и финансировании расходов на получение социальной выплаты, по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа «<адрес>» Сильванович И.Н., по апелляционной жалобе представителя Министерства территориального развития <адрес> Роговой Н.А., на решение Черновского районного суда <адрес> от <Дата>, которым постановлено: исковые требования прокурора <адрес> в интересах Матросова П.А., Матросовой А.А. к Администрации городского округа «<адрес>», Комитету по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита», министерству территориального развития Забайкальского края удовлетворить. Обязать администрацию городского округа «Город Чита», Комитет по развитию инфраструктуры администрации городского округа «<адрес>» выдать Матросову П.А., Матросовой А.А. свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Обязать Министерство территориального развития <адрес> осуществить софинансирование расходов администрации городского округа «<адрес>» на предоставление Матросову П.А., Матросовой А.А. социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. В удовлетворении иска к администрации Черновского административного района городского округа «<адрес>» отказать. Заслушав доклад судьи краевого суда Михеева С.Н., судебная коллегия установила: Прокурора Черновского района города Читы обратился в суд в интересах Матросова П.А., Матросовой А.А.. Просила обязать администрацию Черновского административного района городского округа «<адрес>, администрацию городского округа «<адрес>», Комитет по развитию инфраструктуры администрации городского округа «<адрес>» выдать Матросову П.А. и Матросовой А.А. свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Обязать Министерство территориального развития <адрес> осуществить софинансирование расходов администрации городского округа «<адрес>» на предоставление Матросову П.А. и Матросовой А.А. социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Судом постановлено вышеназванное решение. В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа «<адрес>» Сильванович И.Н. с решением суда не согласна, просит его отменить, принять по делу новое решение. Считает, что решение является необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Постановлением Правительства РФ от <Дата> № была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Черновского административного района городского округа «<адрес>» семья Матросовых включена в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» на 2006-2010 годы Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Указывает, что данная программа не предусматривает предоставление социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам, полученным после <Дата>, поскольку Матросовы оформили ипотечный кредит на приобретение жилого помещение <Дата>, следовательно, у суда не имелось оснований для удовлетворения требований истцов. Кроме того, действие Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года определялось периодом с 2002 г. по 2010 г., то есть действие закончилось <Дата> В апелляционной жалобе представитель Министерства территориального развития <адрес> Рогова Н.А. с решение суда не согласна, просит его отменить. Считает, что в данной ситуации обязанность по финансированию расходов на предоставление социальной выплаты возникает у Администрации городского округа «<адрес>». Суд, обязывая Министерство территориального развития <адрес> осуществить софинансирование расходов администрации городского округа «<адрес>» на предоставление семье Матросовых социальной выплаты на приобретение жилья не указал в каком объеме и за счет каких средств. Указывает, что решение в данной части исполнить невозможно, поскольку финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется из трех источников: - федеральный бюджет, - бюджет края, - местный бюджет. Министерство территориального развития <адрес> является главным распорядителем средств бюджета края только в части, утвержденной бюджетом края, средства бюджета края, предусмотренные на предоставление социальных выплат молодым семьям, в полном объеме Министерством распределены и перечислены в бюджеты муниципальных образований. В письменных возражениях на апелляционные жалобы старший помощник прокурора <адрес> Попова Г.В. считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, выслушав представителя ответчика Сильванович И.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Казанцеву Л.И., поддержавшей возражения, участвовавшего в деле прокурора Поповой Г.В., и просившей оставить решение без изменения, Матросову А.А., Матросова П.А., просивших оставить решение без изменения, судебная коллегия приходит к следующему. <адрес> обратился в суд в интересах Матросова П.А., Матросовой А.А. ссылаясь на следующие обстоятельства. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Черновского административного района городского округа «<адрес>» от <Дата> семья Матросовых включена в список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Распоряжением Министерства территориального развития <адрес> от <Дата> №-р семья Матросовых включена в список претендентов на получение социальной выплаты в 2011 году по <адрес> в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Однако, органом местного самоуправления, обязанным производить оформление и выдачу молодым семьям свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение или строительство индивидуального жилого дома, указанное свидетельство семье Матросовых не выдано. При этом, позиция администрации городского округа «<адрес>» в отношении семьи Матросовых разъяснена и впоследствии поддержана Министерством территориального развития <адрес> (далее- Министерство) (письмо от <Дата> №). Суд пришел к правильному выводу о том, что невыдача органом местного самоуправления семье Матросовых свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья является незаконной и препятствует гражданам в осуществлении их законных прав и свобод. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, ее подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» приняты в целях реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Целью данной подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Задачи подпрограммы: предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов для приобретения жилья или строительства индивидуального усилья. В соответствии с п.46 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (в ред. Постановления Правительства РФ от <Дата> №) социальная выплата может быть использована распорядителем счета на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома С учетом приведенной нормы, а также, учитывая, что семья Матросовых включена в сводный список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», который направлен в установленном порядке для утверждения в Министерство, Матросовы <Дата> оформили ипотечный кредит по программе «молодая семья» и приобрели жилое помещение по адресу: Чита, <адрес>21, отвечающее требованиям подпрограммы. В связи с окончанием срока действия федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и необходимостью продолжения решения поставленных государством задач, постановлением Правительства РФ от 17.12. 2010 г. № утверждена федеральная целевая программ «Жилище» на 2011-2015 годы, которая также направлена на дальнейшую реализацию приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России. Ее подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» имеет те же цели и задачи. Действительно, пункт 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование (Приложение № к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (далее- Правила)) использование социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома не предусматривает. Постановлением Правительства РФ от <Дата> № внесены изменения в п.2 Правил, согласно которым социальная выплата используется для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до <Дата> Данные изменения условий использования социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» и стали основанием для невыдачи органом местного самоуправления семье Матросовых свидетельства о праве на социальную выплату. Судом правильно указано о том, что поскольку семья Матросовых признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в 2007 г.; включена в сводный список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в 2010 году. На момент получения Матросовыми ипотечного кредита по программе «Молодая семья» (<Дата>) федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы не признана утратившей силу; иная программа, регулирующая данные правоотношения, не действовала. В свою очередь, Постановление Правительства РФ от 17.12. 2010 г. № опубликовано в издании "Собрание законодательства РФ", <Дата>, №, ст. 739, и вступило в силу по истечении семи дней после дня его первого официального опубликования, т.е. с <Дата> Применение указанных изменений условий использования социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» не должны применяться органами исполнительной власти к настоящему спору и не могут повлечь прекращение права семьи Матросовых на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Суд правильно учел то, что в период действия вышеуказанной программы семья Матросовых не была включена в список претендентов на получение социальной выплаты в 2010 г. в виду отсутствия достаточной для этого суммы финансирования и распоряжением Министерства от <Дата> №-р Матросов П.А. и Матросова А.А. включены как молодая семья-участница подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в список претендентов на получение социальной выплаты в 2011 г. по <адрес>. В списке значатся 33 среди 36 молодых семей по городскому округу «<адрес>». Согласно ст. 40 Конституции Российской федерации каждый имеет Органы исполнительной власти в установленном законом порядке включили семью Матросовых в государственную целевую программу, а в связи с недостаточностью денежных средств в 2011г. в краевую подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». Таким образом, семья Матросовых, состоявшая на учете в рамках федеральной программы более 4 лет, из- за недостаточного финансирования государственные органы не реализовали ее в отношении истцов из- за недостаточности финансирования, что нарушает их интересы и права. Участниками программы на 2011- 2015 годы не могут быть, поскольку имеют жилье. Каким – либо образом компетентные органы не информировали семью Матросовых о том, что по истечении 2010 г. действие федеральной программы прекратится. Исходя из материалов, только <Дата>(л.д. 15) на имя главы <адрес> Министром территориального развития края направлена информация из которой следует, что направление средств социальной выплаты на погашение ипотечного кредита, полученного после <Дата> не предусмотрено. Также из материалов дела (л.д.6) и пояснений материальных истцов следует, что в декабре 2010г. они обращались к специалисту жилищной комиссии Сидоровой Е.А., которая сообщила, что в сентябре 2010г. их включили в сводные списки претендентов на получение социальной выплаты, а в 2011г. будут выдаваться сертификаты для приобретения жилья. В начале 2011г. они вновь обратились к указанному лицу по вопросу оформления ипотеки и возможности гашения за счет социальной выплаты части займа по ней, которая подтвердила такую возможность, пояснив, что необходимости приобретения квартиры на 4-х человек не менее 56 кв.м. Поскольку оформление ипотечного кредита семьей Матросовых осуществлено до вступления в силу федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2015 годы, суд правильно применил ч.1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ, согласно которой акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. С учетом изложенного анализ возникшей ситуации позволяет согласиться с выводом суда о том, что отсутствие финансирования не должно каким либо образом ущемлять права данной семьи на получение социальной выплаты по федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы. Финансирование выполнения программы в отношении семьи Матросовых должно осуществляться в установленном порядке, действующими нормативными актами, поскольку возможность финансирования суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, предусмотрена подпунктом «е» пункта 2 подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Черновского районного суда <адрес> от <Дата> оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Администрации городского округа «<адрес>» Сильванович И.Н., представителя Министерства территориального развития <адрес> Роговой Н.А.- без удовлетворения. Председательствующий: В.В. Пичуев Судьи: Т.И.Васильева С.Н.Михеев
право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы
государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.