Судья суда 1 инстанции Дело № 44у-12/2010
Васильев С.М. № 1-45/05
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
суда надзорной инстанции
г.Анадырь 29 июля 2010 года
Президиум суда Чукотского автономного округа в составе
председательствующего Талаева А.П.,
членов президиума Мирошник Н.Г., Малова Ю.Ю.,
при секретаре Убасевой Л.В.,
с участием прокурора Прохорова К.С.,
осуждённого Щербакова К.Г.,
его защитника - адвоката Швыдкова С.Д., представившего удостоверение № 6, выданное 05.01.2003 года Управлением министерства юстиции РФ по Чукотскому автономному округу, и ордер № 178 от 28.07.2010 г., выданный некоммерческой организацией - учреждением «Юридическая консультация г.Анадырь Чукотского автономного округа»,
рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по надзорной жалобе Щербакова К.Г. на приговор Билибинского районного суда от 26 июля 2005 года, которым
Щербаков К.Г., родившийся дата обезличена, уроженец адрес обезличен, гражданин РФ, имеющий образование 9 классов, холостой, не работающий, обучавшийся в профессиональном училище, проживавший по адресу: адрес обезличен, не судимый,
признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ, и ему назначено наказание в виде 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В кассационном порядке приговор не обжаловался.
Заслушав доклад судьи Трушкова А.И., президиум
у с т а н о в и л :
Как следует из приговора суда, Щербаков совершил умышленное причинение смерти другому человеку при следующих обстоятельствах.
В период с 2 часов 10 минут до 3 часов 10 минут 3 апреля 2005 года в комнате квартиры П.С.В. номер обезличен дома номер обезличен по адрес обезличен Щербаков, испытывая неприязненные отношения и злобу к Г.Н.Г., с целью убийства последнего с расстояния менее двух метров произвёл выстрел в голову Г.Н.Г. из одноствольного охотничьего ружья 12-го калибра «ИЖ-18», которое в осуществление своего умысла на убийство взял из своей квартиры, предварительно зарядив патроном 12-го калибра, снаряженным свинцовой подкалиберной пулей. Указанным выстрелом Щербаков причинил потерпевшему Г.Н.Г. огнестрельное пулевое сквозное проникающее ранение головы с входной раной в области левой глазницы и выходной раной в затылочной области, множественные фрагментарно-оскольчатые переломы костей свода и основания черепа, обширное разрушение вещества головного мозга и левого глазного яблока, относящиеся к категории тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека и повлекшего за собой мгновенную смерть Г.Н.Г..
Осуждённый Щербаков обратился в суд Чукотского автономного округа с надзорной жалобой на приговор Билибинского районного суда от 26 июля 2005 года, в которой , не оспаривая выводы суда о доказанности своей вины и квалификации действий, просит изменить приговор, уменьшив ему срок наказания в связи с вступлением в силу Федерального закона № 141-ФЗ от 29 июня 2009 года.
Надзорная жалоба рассмотрена судьей суда Чукотского автономного округа Скляровой Е.В., постановлением от 23 апреля 2010 года возбуждено надзорное производство, надзорная жалоба вместе с уголовным делом переданы на рассмотрение президиума суда Чукотского автономного округа.
Изучив материалы истребованного уголовного дела, обсудив доводы надзорной жалобы, выслушав осуждённого Щербакова К.Г. и его защитника Швыдкова С.Д., поддержавших надзорную жалобу по изложенным в ней основаниям, выслушав прокурора Прохорова К.С., полагавшего приговор Билибинского районного суда подлежащим изменению, президиум приходит к следующим выводам.
Согласно приговору Билибинского районного суда от 26 июля 2005 года Щербаков признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ. За это преступление ему назначено лишение свободы сроком на 10 лет с учётом положений ст.62 УК РФ. При назначении наказания судом учтено отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание, наличие обстоятельства, смягчающего наказание (явки с повинной), подтвержденного материалами дела.
Как на момент совершения Щербаковым преступления, так и на момент постановления названного приговора редакция статьи 62 УК РФ при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктами «И» и «К» части первой ст.61 УК РФ (то есть, в том числе явки с повинной), и отсутствии отягчающих обстоятельств ограничивала срок наказания тремя четвертями максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ.
Таким образом, максимальный срок наказания в виде лишения свободы, который мог быть определён Щербакову на момент постановления приговора Билибинского районного суда от 26 июля 2005 года с применением ст.62 УК РФ в редакции на указанный момент, составлял 11 лет 3 месяца (3/4 от 15 лет).
Нормы ст.62 УК РФ в редакции Федерального закона от 29 июня 2009 года №141-ФЗ улучшили положение осужденных, сократив срок назначаемого при тех же обстоятельствах наказания до двух третей максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ, и применительно к осужденным за преступления, предусмотренные ч.1 ст.105 УК РФ, статья 62 УК РФ в современной редакции не позволяет назначить наказание, превышающее 10 лет лишения свободы.
Согласно части 2 ст.10 УК РФ в случае, если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.
В силу ч. 3 ст. 396, п. 13 ст. 397 УПК РФ вопрос о смягчении наказания вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу, в соответствии со ст. 10 УК РФ, разрешается судом по месту отбывания наказания осужденным либо по месту применения принудительных мер медицинского характера.
Вместе с тем из абзаца 1 и 3 пункта 4.1 постановления Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2006 года№4-П «По делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 10 УК РФ, ч. 2 ст. 3 ФЗ «О введении в действие УК РФ», ФЗ «О внесении изменений и дополнений в УК РФ» и ряда положений УПК РФ, касающихся порядка приведения судебных решений в соответствие с новым уголовным законом, устраняющим или смягчающим ответственность за преступление, в связи с жалобами граждан А.К. Айжанова, Ю.Н. Александрова и других» следует, что применение нового уголовного закона, устраняющего или смягчающего ответственность за преступление и, следовательно, имеющего обратную силу, может осуществляться на любых стадиях уголовного судопроизводства, вступивший в законную силу приговор может быть приведен в соответствие с новым уголовным законом и путем его пересмотра в надзорном порядке.
Согласно письму начальника федерального бюджетного учреждения - исправительной колонии номер обезличен Управления Федеральной службы исполнения наказаний РФ по Магаданской области Г.Д.В. от 6 апреля 2010г. (исх. № 2516) приговор Билибинского районного суда Чукотского АО от 26 июня 2005г. в отношении Щербакова в связи с вступлением в действие Федерального закона от 29 июня 2009г. № 141 не пересматривался.
Учитывая вышеизложенное, президиум не усматривает оснований для отказа Щербакову в пересмотре приговора Билибинского районного суда от 26 июня 2005г. в порядке надзора.
Рассматривая вопрос по существу и сравнивая положение осуждённого Щербакова на момент постановления приговора Билибинского районного суда от 26 июля 2005 года и на настоящий момент, президиум приходит к выводу о необходимости снижения срока назначенного осуждённому наказания в связи со смягчением наказания новым уголовным законом. Приходя к такому выводу, президиум, помимо ст. 10 УК РФ, учитывает также следующее.
В соответствии с абзацами 2-4 пункта 3.1 постановления Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2006 года№4-П содержащееся в части второй статьи 10 УК РФ предписание о смягчении назначенного по приговору суда наказания в пределах, предусмотренных новым уголовным законом, предполагает применение общих начал назначения наказания, в силу которых в такого рода случаях смягчение наказания будет осуществляться в пределах, определяемых всей совокупностью норм Уголовного кодекса Российской Федерации - не только Особенной его части, но и Общей.
Согласно абзацу 2 пункта 3.2 и пункту 4 постановления Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2006 года№4-П при истолковании части второй статьи 10 УК РФ как предполагающей использование при решении вопроса о наказании лишь одного правила - о снижении назначенного по приговору суда наказания до верхнего предела санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ в редакции нового закона, лица, уже отбывающие наказание, были бы поставлены в неравное положение с теми лицами, в отношении которых приговор выносится после вступления нового уголовного закона в силу и решение вопроса о наказании осуществляется с учетом как верхнего, так и нижнего пределов санкции соответствующей статьи, а также указанных в Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации обстоятельств. Реализация закрепленного в статье 54 (часть 2) Конституции РФ и статье 10 УК РФ принципа, в силу которого уголовный закон, устраняющий или смягчающий ответственность, имеет обратную силу, может быть обеспечена лишь при условии создания надлежащего процессуального механизма, позволяющего определить в конкретном деле, в какой мере новый закон смягчает ответственность за преступление, и соответствующим образом применить его.
Следуя абзацу 2 пункта 4.2 постановления Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2006 года№4-П, рассмотрение судом находящихся в его производстве дел в силу указанных конституционных принципов предполагает наличие у него возможности выбора решения, исходя из действующего законодательства, обстоятельств конкретного дела, позиций участников судопроизводства и их обоснования. Предоставление же суду при решении вопросов, связанных с применением нового уголовного закона, смягчающего ответственность за преступление, единственной возможности - снизить ранее назначенное наказание до верхнего предела, установленного санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ, по существу, ограничивало бы его полномочия как органа правосудия и нарушало бы право граждан на судебную защиту.
Учитывая вышеизложенное, применяя нормы ст.62 УК РФ в современной редакции, смягчающей наказание за деяние, которое отбывается Щербаковым, президиум не может ограничиться констатацией того факта, что назначенное Щербакову приговором Билибинского районного суда от 26 июля 2005 года наказание находится в пределах, предусмотренных новым уголовным законом, и признает приговор Билибинского районного суда от 26 июля 2005 года в отношении Щербакова подлежащим изменению со снижением назначенного ему срока наказания за совершенное преступление.
Учитывая, что устранение вышеуказанных нарушений закона судом надзорной инстанции влечёт за собой улучшение положения осуждённого, руководствуясь ст.10, ст.407, п.6 ч.1 ст.408, ч.1 ст.409, п.4 ч.1 ст.379, ч.1 ст.383, ч.3 ст.410 УПК РФ, президиум
п о с т а н о в и л :
Приговор Билибинского районного суда Чукотского автономного округа от 26 июля 2005 года в отношении Щербакова К.Г. изменить, удовлетворив надзорную жалобу осужденного Щербакова.
Снизить назначенное Щербакову К.Г. наказание до девяти лет шести месяцев лишения свободы.
В остальной части приговор Билибинского районного суда Чукотского автономного округа от 26 июля 2005 года оставить без изменения.
Председательствующий А.П. Талаев