Судья суда 1 инстанции
Полякова О.А. Дело № 33-222/10
28 октября 2010 г. № 2-104/10
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
СУДА ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Судебная коллегия по гражданским делам суда Чукотского автономного округа в составе
председательствующего Кодес И.В.,
судей Дерезюк Л.И., Шепуленко В.В.,
при секретаре Фирсовой Т.С.,
с участием представителя Главного управления <данные изъяты>, действующей на основании доверенности, Ягуткиной Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Анадыре гражданское дело по кассационной жалобе истицы Мясниковой М.А. на решение Анадырского городского суда от 17 июня 2010 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Мясниковой М.А. к Главному управления <данные изъяты> о признании права на обеспечение жильем за счет государственного сертификата; обязании восстановить в списках кандидатов на участие в Федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» с момента снятия с учета в той же хронологической последовательности, в какой поставлена на учет и обеспечении «ГЖС» в порядке очередности, установленной для граждан, уволенных со службы, в соответствии с ФЦП «Государственные жилищные сертификаты» - отказать».
Заслушав доклад судьи Шепуленко В.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Мясникова М.А. обратилась в Анадырский городской суд с иском к Главному <данные изъяты> (далее - ГУ <данные изъяты>) о признании права на обеспечение жильем за счет государственного жилищного сертификата; возложении обязанности на ответчика восстановить её в списках кандидатов на участие в Федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» с момента снятия с учета в той же хронологической последовательности, в какой она была поставлена на учет, обеспечении государственным жилищным сертификатом в порядке очередности, установленной для граждан, уволенных со службы, в соответствии с Федеральной целевой программой «Государственные жилищные сертификаты».
Протокольным определением Анадырского городского суда от 25 марта 2010 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска, на стороне ответчика привлечены Дальневосточный региональный центр <данные изъяты> и Государственное учреждение <данные изъяты> (т.1 л.д. 115).
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В кассационной жалобе на решение суда истица Мясникова М.А. указывает, что оно является необоснованным и просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика <данные изъяты> по доверенности Ягуткина Л.А. просила решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Мясниковой М.А. - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, заслушав представителя ответчика, проверив решение суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ исходя из доводов кассационной жалобы, оценив эти доводы, коллегия приходит к следующему.
Отказывая Мясниковой М.А. в удовлетворении её иска в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что Мясникова М.А. не была признана в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, тогда как это является обязательным условием для признания гражданина участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Указанный вывод суда первой инстанции коллегия находит законным, основанным на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Постановлением Правительства РФ от 20 января 1998 года № 71 утверждена Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты», предусматривающая обеспечение в 1998-2002 годах постоянным жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, увольняемых со службы, граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей.
Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы» в целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, в состав которой была включена Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. № 71.
Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2003 года № 700 утверждена подпрограмма «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 - 2010 годы, входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 года № 865 установлено, что мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в рамках подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы будут осуществляться в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (далее - Подпрограмма).
Таким образом, в настоящее время сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГПС МЧС России), при наличии необходимых условий, могут реализовать своё право на получение социальной выплаты путем получения государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», а не в рамках Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», как ошибочно полагает истица.
Суд первой инстанции правильно указал в решении, что положениями пункта 1 раздела 2 Подпрограммы предусмотрено право сотрудников ГПС МЧС России, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (жилых помещениях), содержащихся за счет средств федерального бюджета и увольняемых со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, на получение социальных выплат.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 утверждены «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (далее «Правила…»).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 «Правил…» право на участие в Подпрограмме имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений): в том числе, сотрудники ГПС МЧС России, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Из приведенной нормы «Правил…» следует, что одним из обязательных условий для включения гражданина в список участников Подпрограммы является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Как следует из материалов дела, Мясникова М.А. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании постановление Главы администрации города Билибино от 15 ноября 1995 года №78 (т.1 л.д.52). Указанная квартира состоит из двух комнат общей площадью 41,7 кв.метра, в том числе жилой - 25, 7 кв.метра. Квартира обеспечена электроснабжением, теплоснабжением, горячим и холодным водоснабжением, водоотведением (т.1 л.д.50). Согласно выписке из финансово-лицевого счета, в данной квартире Мясникова М.А. зарегистрирована и проживает одна.
В соответствии со статьей 8.1 закона Чукотского автономного округа от 24 апреля 2009 г. N 48-ОЗ «О методиках распределения субвенций из окружного бюджета» (принят Думой Чукотского автономного округа 14 апреля 2009 г.) норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в Чукотском автономном округе на одиноко проживающего составляет 33 квадратных метра.
Таким образом, общая площадь жилого помещения, занимаемого Мясниковой М.А. по договору социального найма, больше нормы предоставления общей площади жилого помещения на 8,7 кв. метра. Следовательно, она не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Следовательно, в силу Жилищного кодекса РФ органом, осуществляющим принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является орган местного самоуправления.
Как указывает истица в кассационной жалобе, на учете в органе местного самоуправления по месту жительства в городе Билибино в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий она не состояла и не состоит. Данный факт судом первой инстанции был также установлен в ходе рассмотрения настоящего дела.
В связи с этим вывод суда в решении о том, что истица не имеет права на участие в Подпрограмме, поскольку не признана в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, соответствует закону и фактическим обстоятельствам дела.
Коллегия находит несостоятельным и довод кассационной жалобы Мясниковой М.А. о том, что право на получение государственного жилищного сертификата в рамках данной Подпрограммы она имеет как по подпункту «а», так и по подпункту «з» пункта 5 «Правил…» и может реализовать его как путем обращения в орган местного самоуправления, так и в федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена служба в органах внутренних дел.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 «Правил…» право на участие в Подпрограмме имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений): в том числе сотрудники ГПС МЧС России содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно подпункту «з» пункта 5 «Правил…» право на участие в Подпрограмме также имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Как следует из пункта 24 «Правил…» орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 данных Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из приведенных норм «Правил…» следует, что по каждой категории граждан, перечисленных в пункте 5, формируется отдельный список.
Поскольку согласно пункту 11 «Правил…» право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз, гражданин вправе стать участником Подпрограммы только по одной из выбранных им категорий, перечисленных в пункте 5 «Правил…» - либо как сотрудник ГПС МЧС России (подпункт «а»), либо как гражданин, выезжающий (выехавший) из районов Крайнего Севера (подпункт «з»).
Коллегия находит несостоятельным довод кассационной жалобы Мясниковой М.А. о том, что жилье по месту службы не может быть постоянным местом для проживания, поскольку из-за природно-климатических условий жилье в районах Крайнего Севера никогда не расценивалось как постоянное место для проживания.
В соответствии с частью 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно абзацу 3 части 2 Закона Российской Федерации N 5242-1
«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, законодатель, давая определение места жительства, исходил из длительности проживания гражданина в жилом помещении, а не из особенностей природно-климатических условий региона, в котором расположено жилое помещение.
Из имеющихся в материалах дела справок, выданных Мясниковой М.А. администрацией Билибинского муниципального района, МП ЖКХ Билибинского муниципального района следует, что Мясникова М.А. проживает постоянно в городе Билибино Чукотского автономного округа с 21 марта 1968 года по настоящее время (т. 1 л.д.41,47).
Из имеющейся в материалах дела выписки из финансово-лицевого счета, договора социального найма жилого помещения от 29 июня 2009 года следует, что Мясникова М.А. с 1996 года проживает по адресу: <адрес> по договору социального найма. Жилое помещение является отдельной квартирой, состоящей из 2-х комнат, ванной комнаты, санузла (т. 1 л.д. 48, 50-52).
Учитывая фактические обстоятельства и приведенные нормы закона, занимаемая Мясниковой М.А. квартира в г. Билибино является постоянным местом её жительства на момент рассмотрения дела в суде и не перестала быть таковой от намерения истицы сменить место жительства.
Является необоснованной ссылка Мясниковой М.А. в кассационной жалобе на Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 (далее - Правила учета).
Как правильно указал суд первой инстанции в обжалуемом решении, в соответствии с подпунктом «г» пункта 6 Правил учета нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, прослужившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 лет и более в календарном исчислении, при увольнении со службы из указанных районов и местностей с назначением пенсии.
Из справок выданных Мясниковой М.А. по месту службы следует, что она проходит службу в звании старшины внутренней службы (т. 1 л.д. 152,153, 155,156,157).
Согласно статье 6 Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденного постановлением ВС РФ № 4202-1 от 23 декабря 1992 года, которое в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 N 116-ФЗ распространяется на лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы МЧС РФ, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе МЧС РФ, звание старшина внутренней службы относится к младшему начальствующему составу.
Поскольку Мясникова М.А. проходит службу в должности, относящейся к младшему начальствующему составу, она не подпадает под действие указанного выше подпункта «г» пункта 6 Правил учета.
Обобщая вышеизложенное, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из доводов кассационной жалобы Мясниковой М.А. не усматривает.
Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Анадырского городского суда от 17 июня 2010 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу истицы Мясниковой М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Кодес
Судьи Л.И. Дерезюк
В.В. Шепуленко