Судья 1 инстанции
Глебова Е.П. Дело № 33- 233/10
25 ноября 2010 года № 2-280/2010
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
СУДА ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Судебная коллегия по гражданским делам суда Чукотского автономного округа в составе
председательствующего Кодес И.В.,
судей Дерезюк Л.И., Шепуленко В.В.,
при секретаре Фирсовой Т.С.,
с участием представителей Департамента образования и молодежной политики Чукотского автономного округа на основании доверенностей <данные изъяты>
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Анадыре гражданское дело по кассационной жалобе Черненко С.Ю. на решение Анадырского городского суда от 14 октября 2010 года, которым постановлено:
«В удовлетворении заявления о признании незаконным решения Департамента образования и молодежной политики Чукотского автономного округа об отклонении кандидатуры для включения в программу «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Чукотского автономного округа № 22 от 05.02.2010 г. (с изменениями и дополнениями от 25.02.2010г. № 83) как создающего препятствие для осуществления гражданином прав; обязании включить в программу «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Чукотского автономного округа № 22 от 05.02.2010 г. (с изменениями и дополнениями от 25.02.2010 г. № 83) Черненко С.Ю. отказать».
Заслушав доклад судьи Дерезюк Л.И., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Черненко С.Ю. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента образования и молодежной политики Чукотского автономного округа (далее Департамент) об отклонении ее кандидатуры для включения в программу «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы», утвержденную постановлением Правительства Чукотского автономного округа № 22 от 5 февраля 2010 года (в ред. постановления Правительства Чукотского автономного округа от 25 марта 2010 № 83), как создающего препятствие для осуществления гражданином прав; об обязании Департамента включить ее в состав участников Программы.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В кассационной жалобе Черненко С.Ю. указывает на незаконность и необоснованность выводов суда первой инстанции в решении. Просит решение суда отменить, признать незаконным решение Департамента об отклонении ее кандидатуры для включения в Программу и обязать Департамент включить ее в Программу.
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, проверив решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ исходя из доводов кассационной жалобы Черненко С.Ю., обсудив эти доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Коллегия находит заслуживающим внимания довод кассационной жалобы Черненко С.Ю. об ошибочности вывода суда первой инстанции в решении о том, что, находясь в отпуске по беременности и родам на момент обращения с заявлением о включении ее в состав участников Программы, она не осуществляла непосредственную профессиональную деятельность в связи с чем положения абз.6 п. 6.4 Программы и пп. 6 п. 3.1, 3.3. Положения могут быть применены.
В соответствии с п. 6.3. долгосрочной региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Чукотского автономного округа № 22 от 5 февраля 2010 года (в ред. постановления Правительства Чукотского автономного округа от 25 марта 2010 № 83) (далее - Программа) участниками Программы являются, в том числе участники категории 3 - семьи, в состав которых входят молодые специалисты, или молодые специалисты, проработавшие на территории Чукотского автономного округа по специальности в государственных учреждениях и государственных предприятиях Чукотского автономного округа, муниципальных учреждениях и муниципальных предприятиях Чукотского автономного округа, органах государственной власти Чукотского автономного округа и органах местного самоуправления Чукотского автономного округа не менее двух лет на момент подачи документов для вступления в Программу, которые приобрели жилье с использованием ипотечного жилищного кредита, займа или ссуды на приобретение жилья или по договору купли-продажи жилья с рассрочкой платежа до вступления в Программу.
Аналогичные положения содержит пп. 3 п. 1.2. Положения о порядке предоставления молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, на территории Чукотского автономного округа социальных выплат на приобретение жилья, утвержденного постановлением Правительства Чукотского АО от 25 марта 2010 года № 84 (далее - Положение), согласно которому данное Положение распространяется, в том числе на молодых специалистов или семьи, в состав которых входит молодой специалист, проработавший в государственных учреждениях и государственных предприятиях Чукотского автономного округа, муниципальных учреждениях и муниципальных предприятиях Чукотского автономного округа, органах государственной власти Чукотского автономного округа и органах местного самоуправления Чукотского автономного округа не менее двух лет, которые привлекли ипотечный кредит, банковский кредит, заем у работодателя на приобретение жилья или заключили договор купли-продажи жилья с рассрочкой платежа до вступления в Программу (далее - участник категории 3). Дата заключения договора ипотечного кредита, банковского кредита, займа, ссуды или договора купли-продажи с рассрочкой платежа не должна быть ранее 1 января 2007 года.
Согласно п. 6.4. Программы необходимыми условиями для включения в число участников Программы в частности являются:
участник Программы должен иметь среднее профессиональное или высшее профессиональное образование;
участник Программы должен осуществлять непосредственную профессиональную деятельность на момент подачи документов на включение в Программу;
В силу п. 3.3. Положения участник категории 3 представляет в Департамент документы, указанные в подпунктах 1 - 9 пункта 3.1 Положения (для одинокого молодого специалиста), либо документы, указанные в подпунктах 1 - 9 пункта 3.1 и в подпункте 1 пункта 3.2 Положения (для семьи, в состав которой входит молодой специалист), в том числе:
копию документа об образовании (диплом о высшем профессиональном образовании или среднем профессиональном образовании);
копию трудовой книжки, заверенную работодателем;
копию бессрочного служебного (трудового) контракта (договора) с работодателем или копию служебного (трудового) контракта (договора) с работодателем на срок не менее 5-ти лет, заверенную работодателем;
справку с места работы о непосредственном осуществлении профессиональной деятельности;
Как следует из материалов дела, Черненко С.Ю., обращаясь в Департамент с заявлением о включении ее в состав участников Программы 15 апреля 2010 года, представила документы в соответствии с вышеуказанными требованиями Программы и Положения в том числе: копию диплома, копию трудовой книжки, копию трудового договора, заключенного между Черненко С.Ю. и Администрацией городского округа Анадырь от 29 марта 2006 года, справку Управления финансов, экономики и имущественных отношений Администрации городского округа Анадырь от 26 апреля 2010г. № 03-06/693 (т.1, л.д. 7, 10-19).
Из приведенных выше абз. 3, 5 п. 6.4. Программы следует, что помимо иных названных в ней условий участник Программы должен иметь среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и осуществлять непосредственную профессиональную деятельность на момент подачи документов на включение в Программу.
Анализируя данные положения с учетом системного расположения всех указанных в п. 6.4 Программы условий для включения в число участников Программы, коллегия приходит к выводу о том, что под непосредственным осуществлением профессиональной деятельности законодатель понимает осуществление участником Программы трудовой деятельности по специальности в соответствии с полученным средним или высшим профессиональным образованием.
Данный вывод судебной коллегии согласуется с п.п. 3.3., 3.1. Положения, в которых закреплен перечень документов для участников категории 3, подлежащих приложению к заявлению.
В силу п. 3.3. Положения, пп. 3,4,5,6 п. 3.1. Положения участник категории 3 представляет в Департамент образования документы, в том числе: копию документа об образовании (диплом о высшем профессиональном образовании или среднем профессиональном образовании); копию трудовой книжки, заверенную работодателем; копию бессрочного служебного (трудового) контракта (договора) с работодателем или копию служебного (трудового) контракта (договора) с работодателем на срок не менее 5-ти лет, заверенную работодателем; справку с места работы о непосредственном осуществлении профессиональной деятельности.
Поскольку данными нормами на работника не возложена обязанность представлять копии трудовой книжки, служебного контракта (трудового договора), с указанием даты получения данной копии, то доказательством, подтверждающим выполнение трудовой деятельности по специальности у работодателя на момент подачи документов в Департамент является соответствующая справка с места работы, которая должна содержать сведения о продолжении трудовых отношений с работником, осуществление им трудовой деятельности по специальности на момент подачи заявления в Департамент.
При таких обстоятельствах при определении факта непосредственного осуществления лицом профессиональной деятельности на момент обращения в Департамент с заявлением для включения в состав участников Программы юридическое значение имеют следующие обстоятельства: момент обращения лица с заявлением в Департамент, наличие среднего или высшего профессионального образования, соответствие занимаемой должности, а также выполняемой профессиональной деятельности полученному образованию.
Согласно диплому Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт - Петербургский государственный инженерно-экономический университет» № ВСГ 0864791 решением государственной аттестационной комиссии от 24 июня 2006 года Черненко С.Ю. присуждена квалификация экономист по специальности «Финансы и кредит» (т.1, л.д. 10-11).
Из содержания копии трудовой книжки Черненко С.Ю., трудового договора, заключенного между Черненко С.Ю. и Управлением финансов экономики и имущественных отношений Администрации городского округа Анадырь, 29 марта 2006 года следует, что она принята на работу в качестве ведущего специалиста финансового отдела Управления финансов, экономики и имущественных отношений Администрации городского округа Анадырь (т., л.д. 17-19). Приказом № 74 м/с от 31 декабря 2009 года Черненко С.Ю. переведена на должность главного специалиста финансового отдела Управления финансов, экономики и имущественных отношений Администрации городского округа Анадырь (т.1, л.д. 12-16).
Согласно справке Управления финансов, экономики и имущественных отношений Администрации городского округа Анадырь от 26 апреля 2010 года № 03-06/693 Черненко С.Ю. - главный специалист Управления финансов, экономики и имущественных отношений Администрации городского округа Анадырь с 14 января 2010 по 10 мая 2010 года находится в отпуске по беременности и родам, с 10 мая 2010 года ей будет предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста (л.д. 7).
Из листа нетрудоспособности серии ВХ №7431060, выданного Черненко С.Ю., следует, что она освобождена от работы с 21 декабря 2009 года по 9 мая 2010 года в связи с беременностью и родами, и ей предписано приступить к работе с 10 мая 2010 года.
В соответствии со ст. ст. 2,9,15,16,20,21,22,56,57,58,77,84-1, 255,256 ТК РФ права и обязанности сторон трудового договора возникают из трудовых правоотношений и существуют в течение всего периода трудового договора. В связи с этим кратковременные перерывы в работе, связанные с реализацией работником права на еженедельный, ежегодный отпуска и другие случаи отсутствия работника на работе, предусмотренные трудовым законодательством, не прекращают трудовых правоотношений с работником и не могут свидетельствовать о прекращении исполнения работником своих профессиональных обязанностей в периоды этих перерывов.
Таким образом, Черненко С.Ю., имея высшее профессиональное образование, квалификацию экономиста по специальности «Финансы и кредит» и занимая должность главного специалиста финансового отдела Управления финансов, экономики и имущественных отношений Администрации городского округа Анадырь, 15 апреля 2010 года на момент обращения в Департамент с заявлением о включении ее в состав участников Программы непосредственно выполняла профессиональную деятельность в соответствии с полученным образованием. В связи с этим Черненко С.Ю. соответствовала условиям для включения ее в число участников Программы, указанным в п. 6.4 паспорта Программы, и выполнила требования п.п. 3.1, 3.3., в том числе пп. 6 п. 3.1. Положения.
Приходя к обратным выводам, суд первой инстанции неправильно истолковал нормы материального права, указав в обоснование отказа в удовлетворении заявления Черненко С.Ю., что по состоянию на 15 апреля 2010 года Черненко С.Ю. непосредственно не выполняла профессиональную деятельность, поскольку находилась в отпуске по беременности и родам. Отказ суда в удовлетворении заявления Черненко С.Ю. о признании решения Департамента об отклонении ее кандидатуры для включения в Программу по таким основаниям судебная коллегия не может признать законным, поскольку сам по себе факт нахождения Черненко С.Ю. в отпуске по беременности и родам, который предоставляется на основании листка нетрудоспособности, не имеет юридического значения для разрешения настоящего дела. Кроме того, нахождение в отпуске по беременности и родам не может служить основанием для лишения женщины гарантированных ей трудовым законодательством прав, социальных гарантий, обратное противоречило бы ст. 38 Конституции РФ, ст.ст. 254, 255, 259, 260, 261, 81, 121, 183 ТК РФ. Подобное ошибочное толкование норм Программы и Положения ведет к невозможности включения в состав участников Программы всех лиц, которые на момент обращения в Департамент с такого рода заявлениями находятся в очередном, дополнительном отпуске, или отпуске без сохранения содержания, командировке, освобождены от работы по болезни и др., то есть не присутствуют на рабочем месте.
Неправильное толкование норм материального права судом первой инстанции в соответствии со ст.ст. 362, 363 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда.
Вместе с тем, коллегия находит решение суда первой инстанции в части разрешения требования заявительницы о признании незаконным решения Департамента образования и молодежной политики Чукотского автономного округа об отклонении ее кандидатуры для включения в Программу как создающего препятствие для осуществления ее прав правильным по существу.
Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п.1.1 Положения о Департаменте образования и молодежной политики Чукотского АО, утвержденного Постановлением Правительства Чукотского АО № 199 от 1 декабря 2008 года, Департамент является центральным исполнительным органом государственной власти Чукотского АО, проводящим единую государственную политику в области образования и работы с молодежью, организующий государственное управление, координирующий деятельность и осуществляющий надзор и контроль в пределах своей компетенции в указанных сферах всех исполнительных органов государственной власти Чукотского АО.
Как указано выше, письмом Департамента от 29 апреля 2010 года № 01-32/0838 Черненко С.Ю. извещена о том, что на заседании Комиссии Чукотского АО от 26 апреля 2010 года принято решение об отклонении ее кандидатуры для включения в состав участников Программы по причине несоответствия п. 6.4 Программы: поскольку 15 апреля 2010 года на момент подачи заявления Черненко С.Ю. не осуществляла непосредственно трудовую деятельность, а находилась в отпуске по беременности и родам.
В силу ч.ч.1, 4 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Из изложенного следует, что юридическое значение для рассмотрения настоящего дела имеют: соответствие полномочий, которыми наделено в силу закона заинтересованное лицо, чьи решения, действия (бездействия) обжалуются, принятому решению, действию (бездействию), которое обжалуется, а также установление возможности восстановления нарушенного права в случае признания обжалуемого решения, действия (бездействия) незаконным.
В силу п. 6.12 Программы молодой специалист или семья, в состав которой входит молодой специалист, претендующие на включение в Программу, помимо иных полномочий, перечисленных в данной норме, в установленные сроки представляют в Департамент образования и молодежной политики Чукотского автономного округа пакет документов для включения в состав участников Программы.
Согласно п. 6.13 Программы Департамент организует работу по информированию молодых специалистов и семей, в состав которых входит молодой специалист, об условиях и порядке участия в Программе, осуществляет сбор, проверку наличия полного пакета документов, представляемых кандидатами для включения в состав участников Программы.
Как следует из п. 5.1 Положения, Департамент:
1) регистрирует заявления по форме согласно приложению 1 к Положению, представляемые кандидатами для включения в состав участников Программы, по мере их получения в журнале учета заявлений;
2) с момента получения заявления и документов, предусмотренных данным Положением, проводит экспертизу представленных документов на предмет соответствия их требованиям настоящего Положения и проверяет правильность сведений, содержащихся в представленных документах;
3) направляет заявления и документы, соответствующие требованиям настоящего Положения, на рассмотрение Комиссии Чукотского автономного округа по определению состава участников долгосрочной региональной целевой программы "Содействие в приобретении жилья молодыми специалистами и семьями, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010 - 2015 годы", состав которой утвержден распоряжением Правительства Чукотского АО от 1 марта 2010 года № 75-рп «Об утверждении состава Комиссии Чукотского автономного округа по определению состава участников долгосрочной региональной целевой программы "Содействие в приобретении жилья молодыми специалистами и семьями, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010 - 2015 годы» (т.1, л.д. 99) (далее - Комиссия) для принятия решения;
4) производит предварительный расчет сумм социальных выплат.
В соответствии с п. 5.3. Положения Департамент в срок до 1 мая года, в котором кандидаты для включения в состав участников Программы или участники Программы представили документы, на основании решения Комиссии, утвержденного протоколом заседания, разрабатывает, а Губернатор Чукотского автономного округа принимает распоряжение об утверждении персонального состава (основного и резервного) участников Программы на текущий финансовый год, содержащее следующую информацию: персональные данные участника Программы (фамилия, имя, отчество, год рождения); населенный пункт приобретения жилья на территории Чукотского автономного округа; размер социальной выплаты.
В соответствии с п. 5.6. Положения Департамент на основании решения Комиссии, утвержденного протоколом заседания Комиссии, направляет кандидатам на включение в состав участников Программы мотивированный отказ о включении в число участников Программы.
Таким образом, из приведенных норм следует, что в рамках реализации Программы на Департамент возлагаются следующие функции:
- по информированию молодых специалистов и семей, в состав которых входит молодой специалист, об условиях и порядке участия в Программе;
- по регистрации в журнале учета заявления, представляемого кандидатом для включения в состав участников Программы;
- по проведению экспертизы представленных документов на предмет соответствия их требованиям Положения;
- по проверке правильности сведений, содержащихся в представленных документах;
- по направлению заявления и документов, соответствующих требованиям Положения, на рассмотрение Комиссии для принятия решения;
- по проведению предварительного расчета сумм социальных выплат;
- по составлению и направлению кандидату мотивированного отказа, основанного на решении Комиссии.
В случае соответствия кандидата в срок до 1 мая года, в котором кандидаты для включения в состав участников Программы или участники Программы представили документы, на основании решения Комиссии, утвержденного протоколом заседания, Департамент разрабатывает распоряжение об утверждении персонального состава (основного и резервного) участников Программы на текущий финансовый год и направляет его Губернатору Чукотского АО для утверждения.
Следовательно, функции по принятию решения о соответствии или несоответствии кандидата критериям участия в Программе, об отклонении кандидатов в связи с несоответствием их критериям участия в Программе, по формированию списков участников Программы на Департамент ни Программой, ни Положением не возложены.
Согласно п. 6.14 Программы состав участников Программы ежегодно утверждается Комиссией Чукотского автономного округа по определению состава участников долгосрочной региональной целевой программы "Содействие в приобретении жилья молодыми специалистами и семьями, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010 - 2015 годы". Состав Комиссии утверждается распоряжением Правительства Чукотского автономного округа. Порядок деятельности Комиссии определяется ее Регламентом.
В соответствии с п 5.2. Положения Комиссия:
1) в случае представления кандидатами для включения в состав участников Программы полного пакета документов рассматривает документы и принимает решение о соответствии кандидата критериям участия для рассмотрения возможности включения в состав участников Программы;
2) в случае представления кандидатами для включения в состав участников Программы неполного пакета документов или документов, оформленных в ненадлежащем виде или с нарушением сроков представления документов, принимает решение о несоответствии кандидата критериям участия. При этом заявления и документы, не отвечающие требованиям настоящего Положения, отклоняются;
3) в зависимости от объемов финансирования Программы в текущем финансовом году определяет прогнозное количество участников Программы на текущий год;
4) производит отбор кандидатов на включение в число участников Программы в соответствии с разработанными и утвержденными Регламентом критериями отбора;
5) формирует основные и резервные списки участников Программы;
6) принимает решение о предоставлении и размере социальной выплаты.
Как указано выше, распоряжением Правительства Чукотского АО от 1 марта 2010 года № 75-рп «Об утверждении состава Комиссии Чукотского автономного округа по определению состава участников долгосрочной региональной целевой программы "Содействие в приобретении жилья молодыми специалистами и семьями, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010 - 2015 годы» утвержден состав Комиссии согласно приложению к данному распоряжению (т.1, л.д. 99).
Согласно протоколу заседания Комиссии от 15 марта 2010 года № 1 был утвержден Регламент работы Комиссии Чукотского АО по определению состава участников долгосрочной региональной целевой Программы (далее - Регламент) (т.1, л.д. 102-109).
Как следует из п. 2.1 Регламента, Комиссия в том числе: рассматривает документы и принимает решение о соответствии кандидата требованиям и условиям, предъявляемым на участие в Программе для рассмотрения возможности включения в состав участников Программы; в случае представления кандидатом для включения в состав участников Программы неполного пакета документов или документов, оформленных в ненадлежащем виде или с нарушением сроков предоставления документов, принимает решение о несоответствии кандидата требованиям и условиям, предъявляемым на участие в Программе (при этом заявление и документы, не отвечающие требованиям данного Положения, отклоняются); формирует основные и резервные списки участников Программы (т.1, л.д. 106).
Согласно п. 5.7, 5.8 Регламента по итогам заседания Комиссии составляется протокол, подписываемый председателем Комиссии или лицом, его замещающим, и секретарем. На основании решения Комиссии, оформленного протоколом заседания Комиссии, издается Распоряжение Губернатора Чукотского АО об утверждении персонального состава (основного и резервного) участников Программы на текущий финансовый год.
Пунктом 1.3. Положения предусмотрено, что включение специалиста (семьи, в состав которой входит молодой специалист) в число участников Программы ежегодно осуществляется на основании распоряжения Губернатора Чукотского автономного округа об утверждении персонального состава (основного и резервного) участников Программы на текущий финансовый год.
Таким образом, из содержания указанных норм следует, что функции по рассмотрению документов кандидатов и приятию решения о соответствии или несоответствии кандидата требованиям и условиям Программы, по формированию списков (основного и резервного) участников Программы возложены на Комиссию, а Департамент лишь в случае утверждения кандидатуры - составляет проект распоряжения Губернатора об утверждении списков участников Программы, либо в случает отказа извещает лицо о принятом Комиссией решении. Департамент не наделен полномочиями как по принятию самостоятельных решений по этим вопросам, так и решений, не соответствующих решениям Комиссии.
Согласно протоколу заседания Комиссии от 26 апреля 2010 года № 2 при проведении экспертизы представленных документов на предмет соответствия их условиям участия в Программе 6 кандидатов не соответствуют требованиям и условиям участия в Программе. Согласно приложению № 2 к данному протоколу Черненко С.Ю. включена в список кандидатов, несоответствующих требованиям и условиям участия в Программе по причине не осуществления ею непосредственной профессиональной деятельности на момент обращения в связи с нахождением в отпуске по беременности и родам (т.1, л.д. 141-145, 148).
Письмом Департамента от 29 апреля 2010 года № 01-32/0838 Черненко С.Ю. извещена о принятом Комиссией 26 апреля 2010 года решении, о причинах отклонения ее кандидатуры Комиссией.
В соответствии с ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку Департамент в соответствии с возложенными на него Программой и Положением полномочиями на основании решения Комиссии известил Черненко С.Ю. о решении Комиссии Чукотского АО от 26 апреля 2010 года, то вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления Черненко С.Ю., в части признания незаконным решения Департамента от 29 апреля 2010 года, коллегия находит правильным по существу.
Вместе с тем, принимая во внимание вышеизложенное коллегия приходит к выводу о том, что признание решения Департамента от 29 апреля 2010 года незаконным не приведет к восстановлению прав заявительницы, поскольку включение Черненко С.Ю. в список участников Программы возможно только в случае признания решения Комиссии от 26 апреля 2010 года незаконным и вынесения нового решения Комиссией о соответствии кандидатуры Черненко С.Ю. требованиям и условиям участия в Программе.
Как было указано выше, согласно п. 6.14 Программы, п. 1.3., 5.2 Положения включение специалиста в число участников Программы, признание гражданина участником Программы, как того просила Черненко С.Ю. в заявлении, осуществляется распоряжением Губернатора Чукотского АО на основании списков участников Программы, сформированных Комиссией.
Как следует из распоряжения Правительства Чукотского АО от 1 марта 2010 года № 75-рп, п. 1.2. Регламента, Комиссия образована во исполнение Постановления Правительства Чукотского АО от 5 февраля 2010 года № 22 « Об утверждении долгосрочной региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодым специалистам и семьям, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2010-2015 годы», в целях реализации указанного постановления Правительства.
В силу ч.1 ст. 1 Закона Чукотского АО от 1 марта 2001 года № 15-ОЗ «О Правительстве Чукотского автономного округа» Правительство Чукотского автономного округа, возглавляемое Губернатором Чукотского автономного округа (далее - Губернатор автономного округа), является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной государственной власти Чукотского автономного округа, наделенным общей компетенцией.
Согласно ч.1 ст. 4 названного Закона Правительство Чукотского АО образуется в составе, в том числе Губернатора автономного округа - Председателя Правительства.
Следовательно, заявление Черненко С.Ю. о признании незаконным решения об отклонении ее кандидатуры для включения в состав участников Программы и возложении обязанности включить ее кандидатуру в состав участников Программы предъявлено к ненадлежащему заинтересованному лицу - Департаменту.
В соответствии с указанными выше нормами надлежащими заинтересованными лицами по заявлению Черненко С.Ю. являются Комиссия и Правительство Чукотского АО.
В силу ч. 1 ст. 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24 - 26.1 настоящего Кодекса и другими федеральными законами.
Задачами подготовки дела к судебному разбирательству, в силу статьи 148 ГПК РФ является в том числе, разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008г. № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» возможность участия тех или иных лиц в процессе по конкретному делу определяется характером спорного правоотношения и наличия материально-правового интереса. Поэтому определение возможного круга лиц, которые должны участвовать в деле, начинается с анализа правоотношений и установления конкретных носителей прав и обязанностей. С учетом конкретных обстоятельств судья разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, то есть о сторонах, третьих лицах - по делам, рассматриваемым в порядке искового производства; заявителях, заинтересованных лицах - по делам особого производства и по делам, вытекающим из публичных правоотношений, а также об участниках, содействующих рассмотрению дела, - представителях сторон и третьих лиц, экспертах, специалистах, переводчиках, свидетелях.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», в соответствии с положениями части 1 статьи 257 ГПК РФ к заинтересованным лицам по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих относятся соответствующий орган (его структурное подразделение) или лицо, принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие).
В необходимых случаях суд вправе по своей инициативе привлечь к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в частности:
соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления, если оспаривается решение, действие (бездействие) структурного подразделения органа государственной власти или органа местного самоуправления, не являющегося юридическим лицом;
соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления либо должностное лицо, уполномоченные на решение вопросов в данной сфере государственного управления либо местного самоуправления, если принявший оспариваемое решение, совершивший действие (бездействие) орган не относится к органам государственной власти или органам местного самоуправления, но наделен властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления. Так, при оспаривании решения призывной комиссии к участию в деле может быть привлечен и военный комиссариат, который является территориальным органом Министерства обороны Российской Федерации (пункт 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 г. N 1132) и организует призыв на военную службу (статья 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
В нарушение приведенных норм процессуально права и разъяснений Верховного Суда РФ в указанных постановлениях Пленума суд первой инстанции не привлек к участию в настоящем деле Комиссию, Правительство Чукотского АО в качестве заинтересованных лиц, чьи решения создали препятствия к осуществлению Черненко С.Ю. ее прав.
Данные нарушения привели к неправильному разрешению дела, что является основанием к отмене судебного решения в кассационном порядке в соответствии с ч. 1 ст. 364 ГПК РФ, ч. 1 ст. 362 ГПК РФ.
Привлечение судом первой инстанции в определении от 16 сентября 2010 года Комиссии в качестве «третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика» нельзя признать выполнением судом возложенной на него обязанности по привлечению Комиссии в качестве заинтересованного лица, чьи решения обжалуются, поскольку процессуальное положение этих лиц при рассмотрении дела различны.
Коллегия не может с отменой решения суда вынести новое решение, поскольку суд первой инстанции, ненадлежащим образом установив состав лиц, участвующих в деле, (не привлек к участию в деле надлежащих заинтересованных лиц, чьи решения создали препятствия к осуществлению прав Черненко С.Ю.).
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, устранить указанные в настоящем определении недостатки, и, в зависимости от полученных результатов, постановить решение в строгом соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Анадырского городского суда от 14 октября 2010 года по настоящему делу отменить. Дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Кассационную жалобу Черненко С.Ю. удовлетворить частично.
Председательствующий И.В. Кодес
судьи Л.И. Дерезюк
В.В. Шепуленко