Судья1 инстанции Дело № 33- 230/10
Зиновьев А.С. № 2-82/2010
18 ноября 2010 г.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
СУДА ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Судебная коллегия по гражданским делам суда Чукотского автономного округа в составе
председательствующего Кодес И.В.,
судей Дерезюк Л.И., Шепуленко В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Анадыре гражданское дело по кассационной жалобе Ивановой Н.И. на решение Чаунского районного суда от 17 сентября 2010 года, которым постановлено:
«Ивановой Н.И. в удовлетворении исковых требований к Администрации Чаунского муниципального района и Департаменту финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа о возложении обязанности на уполномоченных лиц Администрации Чаунского муниципального района включить ее в списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2010-2011 году, - отказать».
Заслушав доклад судьи Дерезюк Л.И., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
12 августа 2010 года Иванова Н.И. обратилась в Чаунский районный суд с исковым заявлением к Администрации Чаунского муниципального района о возложении обязанности на уполномоченных лиц Администрации Чаунского муниципального района включить ее в списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2010-2011 годах.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В кассационной жалобе Иванова Н.И. указывает на свое несогласие с решением суда. Просит обжалуемое решение отменить и принять новое решение, не передавая дело в суд первой инстанции.
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, проверив решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ исходя из доводов кассационной жалобы Ивановой Н.И., оценив эти доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая исковое заявление Ивановой Н.И. к Администрации Чаунского муниципального района о возложении обязанности на уполномоченных лиц Администрации Чаунского муниципального района включить ее в списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2010-2011 годах, суд первой инстанции правильно установил, что Иванова Н.И., являясь пенсионером и инвалидом 2 группы, отвечает требованиям подпункта «з» Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153., что позволяет ей участвовать в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Данные выводы подробно мотивированы, соответствуют закону, подтверждаются материалами дела. В связи с этим оснований повторно приводить их в настоящем определении коллегия не усматривает.
Коллегия находит заслуживающим внимание довод кассационной жалобы Ивановой Н.И. о том, что в решении суд первой инстанции не дал оценку обстоятельствам, на которых она основывала свои требования и которые указывала в исковом заявлении о правомерности:
1. необоснованного отложения рассмотрения заявления Ивановой Н.И. на заседании жилищной комиссии 10 июня 2010 года по вопросу о постановке ее на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета до окончания производства по уголовному делу в отношении Ивановой Н.И.;
2. рассмотрения этого вопроса на заседании жилищной комиссии 30 июня 2010 года;
3. вынесения жилищной комиссией решения от 30 июня 2010 года № 8, которым Иванова Н.И. поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета;
4. вынесения распоряжения Администрацией Чаунского муниципального района от 2 июля 2010 года 215-рг о постановке Ивановой Н.И. на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета с 7 июня 2010 года.
В соответствии со ст. 68 ГПК РФ объяснения сторон об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами.
Согласно ч.4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Из приведенных норм следует, что объяснения сторон, в том числе и об обстоятельствах, положенных в обоснование иска, отнесены к числу доказательств и подлежат оценке судом наряду с другими доказательствами, с указанием мотивов, по которым суд принимает или отвергает те или иные доказательства.
В нарушение требований гражданского процессуального закона, как следует из содержания обжалуемого решения, оценка суда законности действий жилищной комиссии при Администрации Чаунского муниципального района и Администрации Чаунского муниципального района по указанным вопросам в решении суда отсутствует.
Вместе тем, указанное нарушение не привело к вынесению неправильного решения по существу, не является в соответствии с ч.2 ст. 362 ГПК РФ основанием для отмены решения суда.
Из имеющейся в материалах дела копии определения суда от 21 июля 2010 года о прекращении производства по делу, содержания кассационной жалобы Ивановой Н.И. следует, что Иванова Н.И. обращалась в суд с исковым заявлением к Администрации Чаунского муниципального района о признании решения жилищной комиссии при Администрации Чаунского муниципального района № 7 от 10 июня 2010 года незаконным и возложении обязанности поставить ее на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета. В судебном заседании истица и ее представитель по доверенности <данные изъяты> заявили отказ от иска в полном объеме. Последствия отказа от иска стороне истца разъяснены. Признав, что отказ от иска не противоречил закону и не нарушил права и законные интересы других лиц, суд первой инстанции принял его и определением от 21 июля 2010 года прекратил производство по делу (л.д. 11). Данное определение сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу.
Однако, поскольку в исковом заявлении по настоящему делу свое требование Иванова Н.И. о возложении обязанности на уполномоченных лиц Администрации Чаунского муниципального района включить ее в списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2010-2011 годах обосновывает тем, что позднее разрешение 2 июля 2010 года Администрацией ее заявления от 7 июня 2010 года привело к невозможности реализации ею своего права на участие в подпрограмме и получение жилищного сертификата в 2010-2011 годах, суду первой инстанции следовало оценить вышеуказанные действия Администрации при рассмотрении настоящего дела.
Правовое регулирование в области предоставления социальных выплат на приобретение жилья в климатически благоприятных регионах страны (далее - социальные выплаты) осуществляется Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", осуществляется в соответствии с Положением «О регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. № 879 (далее - Положение).
В силу п.2, п. 3 Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно п. 12, 13 Положения решение о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, или об отказе в постановке на учет принимается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) в 15-дневный срок с даты регистрации заявлений граждан. Уведомление о принятии решения о постановке гражданина на учет имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья или об отказе в постановке на учет с указанием причин отказа направляется заявителю в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
Статьей 1 Закона Чукотского АО от 5 декабря 2003 года № 43-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Чукотского автономного округа государственными полномочиями по осуществлению регистрации и учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Чукотского автономного округа наделяются государственными полномочиями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее - государственные полномочия по регистрации и учету граждан), на неопределенный срок со дня вступления в силу данного Закона.
В соответствии с ч.1 ст. 25 Устава Чаунского муниципального района, принятого Советом депутатов Чаунского муниципального района 26 августа 2005 года (далее Устав), структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют представительный орган муниципального образования - Совет депутатов Чаунского муниципального района, глава муниципального образования - глава Чаунского муниципального района, исполнительно- распорядительный орган муниципального образования - администрация Чаунского муниципального района (далее - Администрация). В структуру органов местного самоуправления муниципального района могут входить иные органы местного самоуправления, предусмотренные настоящим Уставом и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (л.д. 46 оборот).
Согласно п. 1 ст. 42 Устава Администрация муниципального района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно- распорядительные фунцкии, наделенный данным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Чукотского автономного округа (л.д. 55 оборот).
Таким образом, на Администрацию Чаунского муниципального района возложены государственные полномочия по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно п.1 ст. 42 Устава в структуру администрации муниципального района могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации муниципального района (л.д. 55 оборот).
Из п.п. 3, 12 Положения об Администрации Чаунского муниципального района, являющегося приложением к постановлению главы Чаунского муниципального района от 21 марта 2005 года № 10, следует, что Администрацию возглавляет Глава Чаунского муниципального района, который осуществляет руководство Администрацией на основе принципа единоначалия. При Главе Чаунского муниципального района в соответствии с регламентом Администрации могут создаваться совещательные органы. Решения совещательных органов носят рекомендательный характер (л.д. 70).
Пунктами 1.1., 1.2. и 1.4. Положения о жилищной комиссии при Администрации Чаунского муниципального района, утвержденного постановлением Администрации Чаунского муниципального района от 29 октября 2009 года № 288, установлено, что жилищная комиссия при Администрации Чаунского муниципального района (далее - жилищная комиссия) образована в целях организации и проведения работы по постановке на учет граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством. Жилищная комиссия является совещательным органом. Решения жилищной комиссии подлежат утверждению правовым актом Администрации Чаунского муниципального района.
Следовательно, в Чаунском муниципальном районе функции по организации и проведению работы по постановке на учет граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, в соответствии с действующим законодательством возложены на жилищную комиссию. Решения жилищной комиссии носят не обязательный, а рекомендательный характер, и в случае признания их правомерными эти решения утверждаются правовым актом Администрации.
В силу п. 4.3. Положения о жилищной комиссии при Администрации Чаунского муниципального района заседания жилищной комиссии проводятся по мере поступления заявлений граждан, не позднее чем в пятнадцатидневный срок со дня поступления заявления и документов. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания жилищной комиссии.
В соответствии с п.п. 4.5, 4.6 Положения о жилищной комиссии решение жилищной комиссии принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Решение жилищной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем жилищной комиссии.
Из изложенного следует, что жилищная комиссия со дня поступления заявления и документов гражданина не позднее чем в пятнадцатидневный срок должна провести заседание, рассмотреть заявление и документы гражданина и принять решение, соответствующее функциям жилищной комиссии, по данному заявлению. Утвержденный протокол жилищной комиссии (решение жилищной комиссии) направляется в Администрацию для его рассмотрения и утверждения правовым актом Администрации.
В соответствии с п. 2.2. Положения о жилищной комиссии в ее функции входит:
1) прием и рассмотрение документов и заявлений о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья;
2) принятие решения о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья;
3) принятие решения о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья;
4) проведение перерегистрации граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья;
5) формирование списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по категориям;
9) отмена решений, принятых жилищной комиссией;
10) рассмотрение заявлений и обращений граждан по вопросам, входящим в компетенцию Жилищной комиссии.
В силу п. 4.1 названного выше Положения жилищная комиссия имеет право получать от организаций, учреждений и предприятий всех форм собственности сведения, необходимые для работы жилищной комиссии.
Анализируя содержание приведенных выше пунктов Положения «О жилищной комиссии при Администрации Чаунского муниципального района», а также п. 12 Положения «О регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», коллегия приходит к выводу о том, что при обращении гражданина с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, жилищная комиссия обязана принять решение о постановке, либо об отказе в постановке его на такой учет в течение 15 дней со дня поступления в Администрацию заявления гражданина, основания отложения рассмотрения данного вопроса до наступления каких-либо событий законом не предусмотрены.
Как следует из материалов дела, 7 июня 2010 года Иванова Н.И. обратилась в Администрацию Чаунского муниципального района с заявлением о постановке ее на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, что подтверждается объяснениями Ивановой Н.И., протоколами заседаний жилищной комиссии при Администрации Чаунского муниципального района № 5 от 10 июня 2010 года, а также № 6 от 30 июня 2010 года № 6, решением жилищной комиссии при Администрации Чаунского муниципального района № 8 от 30 июня 2010 года (л.д. 4-7, 87, 90-91, 86).
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии при Администрации Чаунского муниципального района от 10 июня 2010 года № 5 рассмотрение заявления Ивановой Н.И. о постановке ее на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, жилищной комиссией было отложено до окончания производства по уголовному делу в отношении Ивановой Н.И. (л.д. 87 оборот).
Таким образом, действия жилищной комиссии по принятию решения об отложении рассмотрения вопроса о постановке Ивановой Н.И. на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат, нельзя признать соответствующими действующему федеральному законодательству, правовым актам органов местного самоуправления. Вопрос о постановке ее на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, должен был быть разрешен в течение 15 дней со дня поступления заявления Ивановой Н.И. в Администрацию, то есть до (7 июня + 15 дней) 22 июня 2010 года.
Как следует из имеющейся в материалах дела копии приговора от 29 июля 2010 года по уголовному делу по обвинению Ивановой Н.И. в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 30, ч.4 ст. 159 УК РФ (покушение на приобретение права на чужое имущество путем обмана в особо крупном размере), Иванова Н.И. признана виновной в совершении данного преступления, и ей назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет без штрафа и ограничения свободы. Наказание в виде лишения свободы постановлено считать условным, установлен испытательный срок в 1 год (л.д.158).
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии при Администрации Чаунского муниципального района от 30 июня 2010 года № 6, решением жилищной комиссии при Администрации Чаунского муниципального района от 30 июня 2010 года, принятым единогласно, Иванова Н.И. была поставлена на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета с составом семьи один человек (л.д. 90 оборот, 91).
Распоряжением Администрации Чаунского муниципального района от 2 июля 2010 года 215-рг на основании вышеуказанного решения жилищной комиссии Иванова Н.И. принята на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, с составом семьи один человек согласно дате подачи заявления от 7 июня 2010 года (л.д. 86), то есть с 7 июня 2010 года.
Таким образом, заявление Ивановой Н.И. от 7 июня 2010 года было рассмотрено жилищной комиссией 30 июня 2010 года, разрешено распоряжением Администрации 2 июля 2010 года, то есть с нарушением сроков, установленных Положениями «О регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и «О жилищной комиссии при Администрации Чаунского муниципального района», на что обосновано указано заявительницей в кассационной жалобе.
Вместе с тем, коллегия не может согласиться с доводом кассационной жалобы Ивановой Н.И. о том, что суд первой инстанции не оценил то обстоятельство, что основанием отказа для признания ее участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» послужило ее позднее обращение с заявлением от 26 июля 2010 года о признании ее участником данной подпрограммы, произошедшее в связи с поздним разрешением Администрацией заявления Ивановой Н.И. от 7 июня 2010 года.
Как следует из письма Администрации от 13 августа 2010 года № 01-14/2495, рассмотрев заявление Ивановой Н.И. от 26 июля 2010 года о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», Администрация отказала заявительнице по причинам:
- обращения ее с указанным заявлением 26 июля 2010 года, то есть после установленного законом срока 1 июля 2010 года;
- непредставления необходимых документов.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что основанием для отказа Администрацией в признании Ивановой Н.И. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» послужили 2 вышеуказанных обстоятельства.
Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы» в целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы.
Названным постановлением Правительства РФ предусмотрено, что программные мероприятия, связанные с финансированием за счет средств федерального бюджета исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, будут реализовываться в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (далее подпрограмма).
Согласно указанному постановлению в рамках подпрограммы подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета путем выдачи сертификатов, в том числе граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.
Срок, в течение которого граждане имеют право обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о признании их участниками подпрограммы, Правилами не установлен.
Как правильно указал суд первой инстанции, согласно Правилам в случае признания гражданина участником подпрограммы у него появляется право обратиться в компетентный орган с заявлением о выделении сертификата в планируемом году. Согласно п. 24 Правил такое заявление подается гражданином в период с 1 января по 1 июля года, предшествующий планируемому; принятие указанного заявления, то есть заявления о выделении сертификата, органом местного самоуправления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.
Поскольку Иванова Н.И. 26 июля 2010 года обратилась в Администрацию с заявлением о признании ее участником подпрограммы, с заявлением о выделении сертификата не обращалась и, не являясь участником подпрограммы, не могла обратиться, коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции в решении о том, что отказ Администрации от 13 августа 2010 года в признании Ивановой Н.И. участником подпрограммы по мотивупозднего обращения Ивановой Н.И. с заявлением о признании ее участником подпрограммы является необоснованным.
При таких обстоятельствах позднее разрешение 2 июля 2010 года Администрацией заявления Ивановой Н.И. от 7 июня 2010 года не могло повлечь невозможность признания истицы по ее заявлению от 26 июля 2010 года участником подпрограммы в случае обращения Ивановой Н.И. с соблюдением требований, предъявляемых к такого рода заявлениям Правилами.
Коллегия не может согласиться с доводом кассационной жалобы Ивановой Н.И. о необоснованности отказа Администрацией Чаунского муниципального района в удовлетворении заявления истицы от 26 июля 2010 года о признании ее участником подпрограммы по причине непредоставления ею документов, перечисленных в п. 22 Правил, поскольку Иванова Н.И., обратившись в Администрацию 7 июня 2010 года с заявлением о постановке ее на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера, прилагала к этому заявлению (от 7 июня 2010 года) пакет документов, отвечающих требованиям Федерального закона, в том числе и документы, перечисленные в п. 22 Правил.
В соответствии с п. 2 Правил участие в подпрограмме является добровольным.
В силу п. 6 Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п. 5 Правил, и изъявившие такое желание.
Как следует из пп. «е» п. 19 Правил, граждане, указанные в подпункте "з" пункта 5 данных Правил, для участия в подпрограмме подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают следующие документы:
выписку из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 1 января 1992 г.;
выписку из решения органа по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
копию документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
копию пенсионного удостоверения - для пенсионеров;
справку органов государственной службы медико-социальной экспертизы об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства;
справку органов службы занятости населения по месту постоянного проживания гражданина о признании его в установленном порядке безработным с указанием даты признания гражданина таковым - для безработных;
копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
Из приведенных норм следует, что участвовать в подпрограмме имеют право лишь определенные категории граждан, и только граждане, имеющие такое право, могут обратиться в соответствии с п. 19 Правил с заявлением и приложенными к нему документами.
Каких-либо оговорок о том, что лицо может не предоставлять документы по какой-либо причине, в том числе по причине предоставления этих документов ранее, вышеуказанные Правила не содержат.
Таким образом, пп. «е» п. 19 Правил на гражданина, имеющего право на участие в подпрограмме и изъявившего желание об этом, прямо возложена обязанность приложить к заявлению определенный перечень документов.
В силу п. 21 Правил органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 данных Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.
Из п. 22 Правил следует, что основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является:
а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 данных Правил;
б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 данных Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.
Как следует из содержания заявления Ивановой Н.И. от 26 июля 2010 года о включении ее в состав участников подпрограммы, поступившего в Администрацию Чаунского муниципального района 26 июля 2010 года, каких-либо документов Иванова Н.И. к заявлению не приложила, а указала, что все документы сданы в жилищный отдел администрации Чаунского муниципального района 7 июня 2010 г. согласно реестру (л.д.8-9).
Из пояснений истицы Ивановой Н.И., ее представителя по доверенности <данные изъяты>., данных в судебном заседании 17 сентября 2010 года следует, что документы, необходимые для признания лица участником подпрограммы, к заявлению от 26 июля 2010 года истицей не прилагались (л.д. 167 оборот, 168).
Следовательно, Иванова Н.И., обратившись в Администрацию Чаунского муниципального района с заявлением о признании ее участником подпрограммы, не выполнила возложенные на нее п. 19 Правил обязанности, не приложила к заявлению от 26 июля 2010 года соответствующие документы, что в соответствии с пп. б ст. 22 Правил является основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об обоснованности отказа Администрации Чаунского муниципального района в удовлетворении заявления Ивановой Н.И. от 26 июля 2010 года о признании ее участником подпрограммы по причине непредставления заявительницей документов, перечисленных в пп. «е» п. 19 Правил, коллегия находит соответствующим обстоятельствам дела и закону.
Довод кассационной жалобы Ивановой Н.И. об ошибочности вывода суда первой инстанции в решении об отказе в удовлетворении ее требований о возложении обязанности на уполномоченных лиц Администрации Чаунского муниципального района включить ее в списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2010-2011 годах, коллегия находит несостоятельным.
Как следует из решения, суд первой инстанции признал, что включить Иванову Н.И. в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2010-2011 годах, не представляется возможным, так как:
- сводные списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2010 году, сформированные Департаментом на основе списков, представленных Администрациями муниципальных образований Чукотского АО, переданы еще до 1 сентября 2009 года государственному заказчику;
- Ивановой Н.И., не являющейся в настоящее время участником подпрограммы, срок до 1 июля 2010 года подачи заявления о включении ее Администрацией в списки участников подпрограммы на получение сертификатов в 2011 году, пропущен. К данным выводам суд пришел на основании п.п. 24, 26-29, 32 Правил, п.п. 1, 2 Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 22 мая 2009г. № 141 «О реализации на территории Чукотского автономного округа подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Эти выводы судом подробно мотивированы со ссылками на соответствующие нормы права. Находя их правильными, коллегия не усматривает необходимости повторно приводить их в настоящем определении.
Коллегия находит несостоятельным также довод кассационной жалобы Ивановой Н.И. о необоснованном указании судом первой инстанции в обжалуемом решении о том, что Иванова Н.И. может быть включена в список граждан, изъявивших желание на получение сертификата в 2012 году в случае, если станет участником подпрограммы, а также обратится в Администрацию в период с 1 января по 1 июля 2011 года с заявлением о выделении ей жилищного сертификата в 2012 году.
Как указано выше, в силу п. 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 данных Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, для включения в списки граждан, изъявивших желание на получение сертификата, гражданин должен являться участником подпрограммы и обратиться в Администрацию с заявлением в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому году, о выделении жилищного сертификата в планируемом году.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции в обжалуемом решении правильно указал, что Иванова Н.И. может быть включена в список граждан, изъявивших желание на получение сертификата в 2012 году, получить жилищный сертификат в 2012 году в случае признания ее участником подпрограммы и обращения в период с 1 января по 1 июля 2011 года в Администрацию с заявлением о выделении ей жилищного сертификата в 2012 году.
С учетом изложенного коллегия не может признать доводы, изложенные в кассационной жалобе Ивановой Н.И., в качестве законных оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Чаунского районного суда от 17 сентября 2010 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу Ивановой Н.И. без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Кодес
судьи Л.И. Дерезюк
В.В. Шепуленко