Судья суда 1 инстанции Дело № 33-237/10
Глебова Е.П. № 2-105/10
9 декабря 2010 г.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
СУДА ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Судебная коллегия по гражданским делам суда Чукотского автономного округа в составе
председательствующего Дерезюк Л.И.,
судей Мирошник Н.Г., Кожушко М.В.
при секретаре Александровой Т.А.
с участием представителя Главного управления <данные изъяты>, действующей на основании доверенности, <данные изъяты>.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Анадыре гражданское дело по кассационной жалобе истца Дарина А.В. на решение Анадырского городского суда от 30 августа 2010 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований к Главному управлению <данные изъяты> о признании права на обеспечение жильем за счет государственного сертификата; обязании восстановить в списках кандидатов на участие в Федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» с момента снятия с учета в той же хронологической последовательности, в какой поставлен на учет и обеспечении «ГЖС» в порядке очередности, установленной для граждан, уволенных со службы, в соответствии с ФЦП «Государственные жилищные сертификаты» Дарину А.В. - отказать».
Заслушав доклад судьи Дерезюк Л.И., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Дарин А.В. обратился в Анадырский городской суд с иском к Главному управлениюМинистерства <данные изъяты> о признании права на обеспечение жильем за счет государственного жилищного сертификата; возложении обязанности на ответчика восстановить его в списках кандидатов на участие в Федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» с момента снятия с учета в той же хронологической последовательности, в какой он был поставлен на учет, обеспечении государственным жилищным сертификатом в порядке очередности, установленной для граждан, уволенных со службы, в соответствии с Федеральной целевой программой «Государственные жилищные сертификаты».
Протокольным определением Анадырского городского суда от 22 марта 2010 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска, на стороне ответчика привлечены Дальневосточный региональный центр <данные изъяты> и Государственное учреждение <данные изъяты> (т.1 л.д. 183).
Протокольным определением Анадырского городского суда от 10 июня 2010 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены Дарина Л.М., Дарин А.А., и законный представитель Дариной Ю.А. - Дарина Л.М. (т. 2 л.д. 29-32).
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В кассационной жалобе на решение суда истец Дарин А.В. указывает о своем несогласии с ним, в связи с тем, что суд не определил юридически значимые обстоятельства. Просит решение отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, заслушав представителя ответчика <данные изъяты> по доверенности <данные изъяты>., возражавшую против кассационной жалобы истца и просившую решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Дарина А.В. - без удовлетворения, проверив решение суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ исходя из доводов кассационной жалобы, оценив эти доводы, коллегия приходит к следующему.
Отказывая Дарину А.В. в удовлетворении его иска в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что Дарин В.А. не был признан в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, тогда как это является обязательным условием для признания гражданина участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Указанный вывод суда первой инстанции коллегия находит законным, основанным на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Постановлением Правительства РФ от 20 января 1998 года № 71 утверждена Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты», предусматривающая обеспечение в 1998-2002 годах постоянным жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, увольняемых со службы, граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей.
Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы» в целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, в состав которой была включена Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. № 71.
Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2003 года № 700 утверждена подпрограмма «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 - 2010 годы, входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 года № 865 установлено, что мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в рамках подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы будут осуществляться в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (далее - Подпрограмма).
Таким образом, в настоящее время сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГПС МЧС России), при наличии необходимых условий, могут реализовать своё право на получение социальной выплаты путем получения государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», а не в рамках Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», как ошибочно полагает истец.
Суд первой инстанции правильно указал в решении, что положениями пункта 1 раздела 2 Подпрограммы предусмотрено право сотрудников ГПС МЧС России, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (жилых помещениях), содержащихся за счет средств федерального бюджета и увольняемых со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, на получение социальных выплат.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 утверждены «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (далее «Правила…»).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 «Правил…» право на участие в Подпрограмме имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений): в том числе, сотрудники ГПС МЧС России, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Из приведенной нормы «Правил…» следует, что одним из обязательных условий для включения гражданина в список участников Подпрограммы является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Совета депутатов муниципального образования <данные изъяты> от 20 апреля 2005 года № 5 «Об установлении размеров учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договорам социального найма в муниципальном образовании - <данные изъяты>» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 14 кв.метров общей площади на одного человека, и норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.метров общей площади на одного человека (т.1 л.д. 214-215).
Как следует из материалов дела, Дарин А.В. является членом семьи Дариной Л.М., нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании постановления Администрации муниципального образования <данные изъяты> от 28 ноября 2003 года № 492 (т. 2 л.д. 36, 49-50). Указанная квартира состоит из трех комнат, общая площадь квартиры составляет 76,1 кв.метра, в том числе жилая - 45,7 кв.метра. В указанной квартире имеется водопровод, канализация, центральное отопление (т.1. л.д. 54,55). Согласно выписке из финансово-лицевого счета, в данной квартире проживают Дарин А.В., его супруга Дарина Л.М., и дети - Дарин А.А. и Дарина Ю.А. (т.1. л.д. 65).
Таким образом, общая площадь жилого помещения, занимаемого семьей Дарина А.В. по договору социального найма, больше нормы предоставления общей площади жилого помещения на 4,1 кв.метра. Исходя из изложенного, с учетом того, что Дарин А.В. обеспечен жилой площадью на каждого из четырех членов семьи белее чем 14 кв.метров, он не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (жилом помещении).
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Следовательно, в силу Жилищного кодекса РФ органом, осуществляющим принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является орган местного самоуправления.
Как следует из справки Администрации муниципального образования <данные изъяты> от 10 июня 2010 года № 01-16/1529 Дарин А.В. является членом семьи Дариной Л.М., которой была выделена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, на весь состав семьи. В связи с этим Дарина Л.М. исключена из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Дарин А.В. на учете в органе местного самоуправления по месту жительства в <данные изъяты> в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит. Данный факт судом первой инстанции был также установлен в ходе рассмотрения настоящего дела.
В связи с этим вывод суда в решении о том, что истец не имеет права на участие в Подпрограмме, поскольку не признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, соответствует закону и фактическим обстоятельствам дела, а довод кассационной жалобы Дарина А.В. об обратном является несостоятельным.
Коллегия находит несостоятельным довод кассационной жалобы Дарина А.В. о том, что он имеет право на получение государственного жилищного сертификата в рамках данной Подпрограммы, так как отвечает требованиям подпункта «а» пункта 5 «Правил…» и им соблюден порядок обращения в федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена служба в органах внутренних дел, в данном случае МЧС России, путем подачи рапорта по месту службы.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 «Правил…» право на участие в Подпрограмме имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений): в том числе сотрудники ГПС МЧС России содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно пункта 19 «Правил…» для участия в Подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 «Правил…», подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому граждане, указанные в подпунктах "а" - "в" пункта 5 «Правил…» прилагают в том числе выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка).
Таким образом, для того, чтобы стать участником Подпрограммы, необходимо не только подпадать в одну из категорий, определенных пунктом 5 «Правил…» и обратиться с заявлением (рапортом) в учреждение федеральных органов исполнительной власти, но и быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий либо получении жилого помещения в установленном законом порядке.
Как было указано выше, истец не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, следовательно, не имеет права на участие в Подпрограмме.
Коллегия находит несостоятельным также довод кассационной жалобы Дарина А.В. о том, что наличие у него жилья, предоставленного по договору социального найма не может являться основанием для отказа в заявленных требованиях, так как в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 16 «Правил…», им и членами его семьи подписано обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении жилого помещения.
Согласно подпункту «б» пункта 16.1 «Правил…» условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину - участнику подпрограммы и членам его семьи, проживающим на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, является предоставление ими обязательства о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.
В соответствии с пунктом 16.3 «Правил…» в случае если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится.
Из приведенных норм следует, что принятие обязательства о расторжении договора социального найма и освобождении жилого помещения в качестве обязательного условия для получения государственного жилищного сертификата предусмотрено лишь для граждан, имеющих право на получение указанной социальной выплаты и являющихся участниками Подпрограммы. Поскольку, Дарин А.В. такого права не имеет, участником подпрограммы не является, подписание им и членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма и об освобождении жилого помещения основанием для включения его в Подпрограмму не является.
Обобщая вышеизложенное, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из доводов кассационной жалобы Дарина А.В. не усматривает.
Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Анадырского городского суда от 30 августа 2010 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу истца Дарина А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.И. Дерезюк
Судьи Н.Г. Мирошник
М.В. Кожушко