исковое требование прокурора о возмещении гражданином ущерба в доход федерального бюджета Российской Федерации в лице распорядителя бюджетных средств не свидетельствует о предъявлении иска в интересах юридического лица



Судья суда первой инстанции                                                Дело № 33-196/11

Малов Д.В.                                                                                         № 05-Б-06/11     

8 сентября 2011г.     

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

СУДА ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Судебная коллегия по гражданским делам суда Чукотского автономного округа в составе:

председательствующего Кодес И.В.

судей       Кожушко М.В., Максименко Ю.В.

с участием прокурора                       Перепелкиной Ф.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Анадырь материал по частному представлению прокурора Анадырского района на определение Анадырского районного суда от 20 июня 2011 года, которым постановлено:

               «В принятии искового заявления Прокурора Анадырского района в интересах Российской Федерации в лице распорядителя бюджетных средств ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» к Зевакиной О.В. о взыскании денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей в пользу федерального государственного учреждения «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства регионального развития Российской Федерации, отказать».

               Заслушав доклад судьи Максименко Ю.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

               Прокурор Анадырского района в порядке ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к Зевакиной О.В. о возмещении вреда, причиненного преступлением. В обоснование иска он указал, что вступившим в законную силу приговором Анадырского районного суда от 20 декабря 2010г. Зевакина О.В. признана виновной в том, что действуя путем обмана, скрыв факт наличия на праве собственности квартиры <данные изъяты> с целью хищения, незаконно получила в марте 2007г. <данные изъяты> рублей на оплату жилого помещения, приобретаемого по государственному жилищному сертификату. Денежные средства были перечислены на ее банковский счет Федеральным государственным учреждением «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» (далее ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ», Учреждение) за счет средств федерального бюджета. В результате преступных действий Зевакиной О.В. федеральному бюджету Российской Федерации в лице распорядителя бюджетных средств ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» был причинен имущественный ущерб. Этот ущерб прокурор просил возместить за счет Зевакиной О.В., взыскав с нее <данные изъяты> рублей в доход федерального бюджета Российской Федерации в лице распорядителя бюджетных средств ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ».

               Судом постановлено определение, резолютивная часть которого приведена выше.

                В частном представлении прокурор Анадырского района указывает на несогласие с постановленным определением, считая его незаконным и необоснованным. Просит отменить определение суда.

               Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, обсудив доводы частного представления, выслушав прокурора             Перепелкину Ф.Г., полагавшую, что определение суда первой инстанции подлежит отмене, проверив это определение в соответствии с ч. 1 ст. 347,             ст. 373 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в представлении, судебная коллегия приходит к следующему.

                Отказывая прокурору в принятии его искового заявления к Зевакиной О.В., суд первой инстанции исходил из того, что прокурор в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ не обладает правом предъявления иска в защиту интересов государственных учреждений, в частности, в интересах        ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ».

                 Коллегия не может признать обоснованным этот вывод суда первой инстанции и принятое процессуальное решение.

         В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

                 Как следует из искового заявления прокурора, он обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и просил возместить причиненный Зевакиной О.В. ущерб в доход федерального бюджета Российской Федерации в лице распорядителя бюджетных средств ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» (л/д 7-9).

                Учитывая это, вывод суда первой инстанции в определении о том, что прокурор обратился в суд в защиту интересов ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку иск подан в интересах Российской Федерации.

                Требование о взыскании с Зевакиной О.В. денежных средств в доход федерального бюджета Российской Федерации в лице распорядителя бюджетных средств ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» также не свидетельствует о предъявлении прокурором иска в интересах юридического лица.

                 В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 17 сентября 2001г. № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы», от 17 декабря 2010г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», федеральное государственное учреждение «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства регионального развития Российской Федерации (с 11 марта 2011г. в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 388-р от 11 марта 2001г. федеральное казенное учреждение «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства регионального развития Российской Федерации) осуществляет текущее управление реализацией программы. Финансирование исполнения функций по управлению реализацией Программы и входящих в ее состав подпрограмм, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на управление реализацией Программы.

      Таким образом, ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ», как орган, уполномоченный Министерством регионального развития Российской Федерации на осуществление управления реализацией Государственной целевой программы «Жилище», является распорядителем средств федерального бюджета Российской Федерации, предусмотренных на цели этой программы, и представлено в иске прокурора не как самостоятельное юридическое лицо, а как орган, представляющий федеральный бюджет Российской Федерации.

        При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали законные основания отказывать прокурору в принятии иска.

                На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст. 362, 374 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

               Определение Анадырского районного суда от 20 июня 2011 года по настоящему делу отменить и передать вопрос на новое рассмотрение в тот же суд.

               Кассационное представление прокурора удовлетворить.

Председательствующий                                                            Кодес И.В.

Судьи                                                                                          Кожушко М.В.

                                                                                                                           

                                                                                                    Максименко Ю.В.