приговор оставлен без изменения, поскольку размер компенсации морального вреда установлен в соответствии стребованиями закона



*                                                           Дело № 22-1419 (2010)

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    город Брянск                                                         «19» ноября 2010 года

Судебная коллегия по уголовным делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего                                   Панкратовой Л.А.

судей областного суда                    Сидорова А.Е. и Савченко С.В.,

при секретаре                                                       Савельевой А.Б.,

рассмотрела в судебном заседании от «19» ноября 2010 года дело по кассационной жалобе осужденного Дебелого В.В. на приговор Погарского районного суда Брянской области от 30 сентября 2010 года, которым

ДЕБЕЛЫЙ ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ, * ранее судимый:

1) 17 июля 2001 года Погарским районным судом Брянской области по ст. 64 УК РФ снижено до 8 лет 11 месяцев лишения свободы.

30 мая 2008 года освобожден условно-досрочно на срок 1 год 10 месяцев 3 дня;

2) 30 октября 2009 года осужден мировым судьей Погарского судебного участка № 47 Брянской области по ч.1 ст.71 УК РФ окончательно назначено наказание в виде 1 года 11 месяцев лишения свободы,

осужден:

- по ч.1 ст. 111 УК РФ к наказанию в виде 3 (трех) лет лишения свободы;

- по ч.4 ст. 111 УК РФ к наказанию в виде 6 (шести) лет лишения свободы, без ограничения свободы.

На основании ч.3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, назначено наказание в виде 6 (шести) лет 6 (шести) месяцев лишения свободы.

На основании ч.5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения вновь назначенного наказания с наказанием, назначенным по приговору мирового судьи от 30.10.2009 года, окончательно определено наказание в виде 7 (семи) лет лишения свободы, без ограничения свободы, в исправительной колонии особого режима.

Избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, взят под стражу в зале суда.

Срок отбытия наказания постановлено исчислять с 30 октября 2009 года.

Гражданский иск удовлетворен частично: взыскано в пользу М.Е.Н. в счет компенсации морального вреда 70000 (семьдесят тысяч) рублей.

                Разрешен вопрос по вещественным доказательствам.

       Заслушав доклад материалов дела судьи Панкратовой Л.А.; мнение прокурора Одринской Л.И., полагавшей об оставлении приговора без изменения как соответствующего требованиям закона,

         судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Дебелый В.В. признан виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, а также умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего.

Как следует из приговора, 09 июля 2009 года около 22 часов, Дебелый В.В., находясь вместе со своей сожительницей М.В.Р. в квартире*, устроил ссору с последней, в ходе которой, на почве личных неприязненных отношений, умышленно, с целью причинения тяжкого вреда здоровью, нанес ей не менее пяти ударов руками по лицу и груди, причинив ей телесные повреждения в виде: кровоподтеков лица и туловища, не повлекших за собой кратковременного расстройства здоровья на срок не более 3-х недель или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности в размере менее 10 процентов, а, следовательно, не причинивших вреда здоровью; переломов 3-5 ребер слева по средней ключичной линии, которые по признаку длительности расстройства здоровья, повлекли средней тяжести вред здоровью; закрытой тупой травмы левой половины грудной клетки, сопровождавшейся оскольчатыми переломами 3-8 ребер слева со смещением костных отломков по длине и ширине с деформацией левой половины грудной клетки, разрывом левого легкого, которая по признаку опасного для жизни человека, повлекла тяжкий вред здоровья.

Кроме того, 07 сентября 2009 года около 15 часов, в той же квартире, при аналогичных обстоятельствах Дебелый В.В., умышленно, с целью причинения М.В.Р. тяжкого вреда здоровью, осознавая общественную опасность своих действий, желая причинить ей тяжкий вред здоровью, но не предвидя и не желая ее смерти, нанес последней удар кулаком по лицу, причинив физическую боль, от чего она упала на пол. Продолжая свои преступные действия, Дебелый В.В. нанес лежащей на полу М.В.Р. не менее 4 ударов ногами в правую и левую височные, в правую и левую лобно-теменные области головы и не менее 2 ударов в левую боковую и заднюю поверхность грудной клетки, причинив ей телесные повреждения в виде:

локальных косо-поперечных переломов 3-6 ребер слева по лопаточной линии и 6-8 ребер слева по средней подмышечной линии, которые по признаку длительности расстройства здоровья, повлекли средней тяжести вред здоровью;

закрытой черепно-мозговой травмы, характеризующейся субарахноидальным кровоизлиянием в проекции базальной поверхности затылочной доли правого полушария головного мозга, мелкоочаговыми кровоизлияниями в веществе затылочной доли правого полушария головного мозга, внутримозговым кровоизлиянием затылочной доли правого полушария головного мозга, множественными кровоизлияниями в мягких тканях кожно-мышечного лоскута головы в лобных, теменных и височных областях справа и слева, которая по признаку опасного для жизни человека, повлекла тяжкий вред здоровью.

15 октября 2009 г. около 01 часа 30 минут М.В.Р. скончалась от набухания и отека головного мозга со сдавлением жизненно важных центров ствола мозга, развившихся в посттравматическом периоде причиненной черепно-мозговой травмы.

В суде Дебелый В.В. вину признал частично, не отрицая нанесения М.В.Р. ударов по телу, пояснил, что ударов по голове, ставших причиной ее смерти, он не наносил.

В кассационной жалобе осужденный, не оспаривая доказанность его вины, квалификацию действий, вид и размер назначенного наказания, не соглашается с решением суда в части разрешения гражданского иска и взыскания с него морального вреда в пользу потерпевшего М.Е.Н. и просит о снижении определенного ему размера компенсации морального вреда, поскольку он болен туберкулезом легких, в связи с чем не может быть трудоустроен, и, соответственно, не способен выплатить взысканный судом размер гражданского иска, а родственников, которые могли бы помочь с погашением гражданского иска, он не имеет.

В возражении на кассационную жалобу осужденного государственный обвинитель Штоколова В.А. просит приговор суда оставить без изменения, а кассационную жалобу осужденного – без удовлетворения. В обоснование возражения указывает, что судом при вынесении решения о сумме гражданского иска надлежащим образом учтены требования ст.151 и ст.1101 ГК РФ, а также имущественное положение осужденного, степень и характер нравственных страданий потерпевшего М.Е.Н., в связи с чем размер компенсации морального вреда определен судом с учетом принципов разумности и справедливости.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы осужденного Дебелого В.В., возражений государственного обвинителя, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения приговора не находит по следующим основаниям.

Выводы суда о виновности Дебелого В.В. в совершении преступлений, за которые он осужден, являются правильными, основанными на доказательствах, добытых в ходе предварительного следствия, исследованных в судебном заседании и изложенных в приговоре, а именно: протоколом осмотра места происшествия, протоколом явки с повинной Дебелого В.В., заключениями судебно-медицинских экспертиз о механизме и степени тяжести телесных повреждений; показаниями потерпевшего М.Е.Н., свидетелей П.А.И., И.В.В., И.Л.В. и пр., а также другими доказательствами, подробно приведенными в приговоре, сомневаться в объективности которых оснований не имеется.

Все эти доказательства судом исследованы, проверены и им в приговоре дана надлежащая и полная оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Нарушений требований ст. 73 ч.1 УПК РФ не допущено: время, место, способ и пр. обстоятельства преступления установлены и мотивированно приведены в приговоре.

С учетом вышеизложенного судебная коллегия находит, что юридическая квалификация действиям осужденного по ч.1 ст.111 и ч.4 ст.111 УК РФ дана правильная, поскольку способ причинения телесных повреждений (нанесение множества ударов руками по груди и голове – по жизненно важным органам) свидетельствует об умысле Дебелого В.В. на причинение потерпевшей тяжкого вреда здоровью, что в последнем случае повлекло за собой наступление смерти.

Что касается наказания, то судебная коллегия находит, что назначено оно осужденному с соблюдением требований ст.ст. 6, 43 и 60 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенных преступлений, конкретных обстоятельств дела, данных о личности виновного лица, смягчающих наказание осужденного обстоятельств, а именно его явки с повинной, частичного признания вины, наличия у него туберкулеза легких, а также отягчающего наказание обстоятельства – особо опасного рецидива преступлений, что обоснованно и мотивированно позволило поэпизодно назначить ему наказание в рамках примененного уголовного закона в виде лишения свободы по каждому эпизоду в размере, близком к минимальному, предусмотренному санкциями части 1 и части 4 ст. 111 УК РФ соответственно.

Оснований для применения ст.64 и ст. 73 УК РФ суд не установил.

Таких оснований не усматривает и судебная коллегия.

Режим исправительного учреждения назначен Дебелому В.В. правильно, на основании ст. 58 ч.1 п. «г» УК РФ ввиду наличия в действиях особо опасного рецидива преступлений, т.е. исправительная колония особого режима.

Доводы кассационной жалобы осужденного о несогласии с решением суда в части гражданского иска и взыскания с него чрезмерно большой суммы компенсации морального вреда в пользу потерпевшего М.Е.Н. судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку размер компенсации морального вреда определен судом в соответствии с требованиями норм ГК РФ, а также с учетом конкретных обстоятельств дела, факта причинения потерпевшему нравственных страданий, перенесенных им в результате смерти его матери, принципов разумности и справедливости, а также с учетом имущественного положения Дебелого В.В. и состояния его здоровья, о чем в приговоре мотивировано изложено.

Таким образом компенсация морального вреда в размере 70 000 рублей не является завышенной либо несправедливой суммой за нравственные страдания родственников, переживших насильственную смерть близкого им человека.

Существенных нарушений уголовно-процессуального закона, которые давали бы основания для отмены приговора, судебная коллегия по делу не находит.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

    О П Р Е Д Е Л И Л А:

    Кассационную жалобу осужденного Дебелого В.В. оставить без удовлетворения.

    Приговор Погарского районного суда Брянской области от 30 сентября 2010 года в отношении ДЕБЕЛОГО ВЛАДИМИРА ВИКТОРОВИЧА оставить без изменения.

    Председательствующий

       Судьи областного суда