Судья <данные изъяты> Дело № 22 - 611/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Брянск 13 мая 2011 года
Судебная коллегия по уголовным делам кассационной инстанции Брянского областного суда в составе:
председательствующего - судьи Третьяковой Н.В.,
судей Зеничева В.В. и Логаш Т.А.,
при секретаре судебного заседания Носиковой И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу защитника - адвоката Соколова И.А. в интересах осужденной Шалдиной О.В. на приговор Бежицкого районного суда г. Брянска от 30 марта 2011 года, которым
ШАЛДИНА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА, ДД.ММ.ГГГГ рождения,<данные изъяты>, ранее не судимая,
осуждена по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 8 годам лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
По делу решены вопросы о мере пресечения, об исчислении срока отбытия наказания, о вещественных доказательствах.
Заслушав доклад судьи Зеничева В.В., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, доводы кассационной жалобы; выслушав мнение защитника - адвоката Соколова И.А. в интересах осужденной Шалдиной О.В., поддержавшего кассационную жалобу; мнение прокурора отдела Брянской областной прокуратуры Одринской Л.И., полагавшей об оставлении приговора без изменения, как соответствующего требованиям закона, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шалдина О.В. признана виновной в убийстве, то есть умышленном причинении смерти другому человеку.
Из приговора следует, что 22 октября 2010 года в период времени с 01 часа до 2 часов 00 минут Шалдина О.В., находилась в своей комнате, расположенной по <адрес>, вместе со своим сожителем Г.С.В. распивали спиртные напитки.
После распития спиртных напитков в указанной комнате между Шалдиной О.В. и Г.С.В. произошла ссора, перешедшая в драку, в ходе которой Г.О.В. стал наносить удары в область головы и туловища Шалдиной О.В..
Затем, Шалдина О.В., действуя из внезапно возникших личных неприязненных отношений к Г.С.В. с целью его убийства, взяла в руку, находившийся в комнате нож и умышленно нанесла лезвием ножа Г.С.В. один удар в облать грудной клетки, причинив тем самым последнему одно проникающее колото-резаное ранение грудной клетки с локализацией кожной раны на передней поверхности левой половины грудной клетки в проекции 3-го межреберья, с повреждением по ходу раневого канала мягких тканей, межреберных мышц, пристеночной плевры язычкового сегмента левого легкого, сердечной сорочки и сердца в области переднебоковой стенки левого желудочка, которое по признаку опасности для жизни в момент причинения обычно у живых лиц относится к телесным повреждениям, повлекшим тяжкий вред здоровью. От полученного телесного повреждения Г.С.В. скончался на месте.
Непосредственной причиной смерти Г.С.В. явилась массивная кровопотеря в результате одного проникающего колото-резаного ранения грудной клетки с повреждением по ходу раневого канала левого легкого и сердца.
Таким образом, проникающее колото-резаное ранение грудной клетки состоит в прямой причинной связи с наступлением смерти Г.С.В..
В судебном заседании суда первой инстанции подсудимая Шалдина О.В. виновной себя в инкриминируемом ей преступлении признала частично и суду пояснила, что убивать Г.С.В. не хотела, удар ножом нанесла ему не специально, а защищалась и находилась в шоковом состоянии от нанесенных ей им ударов.
В кассационной жалобе защитник - адвокат Соколов И.А., действующий в интересах осужденной Шалдиной О.В., считает приговор незаконным и несправедливым, подлежащим изменению. При этом указывает на то, что суд, признавая Шалдину О.В. виновной в совершении умышленного убийства, не принял во внимание ее показания. По его мнению, Шалдина О.В. находилась в состоянии необходимой обороны, поскольку защищалась от ударов Г.С.В., наносившего удары ей в область головы и туловища. С целью защиты Шалдина О.В. схватила подвернувшийся под руку нож и отмахнулась от Г.С.В., нанеся удар в область груди. Других ударов не наносила. Считает, что Шалдина О.В. превысила необходимую оборону и ее действия подлежат квалификации по ч. 1 ст. 108 УК РФ и соответственно подлежит смягчению назначенное ей наказание.
В возражении на кассационную жалобу защитника-адвоката Соколова И.А. в интересах осужденной Шалдиной О.В. государственный обвинитель Журков Н.В., находя изложенные в жалобе доводы несостоятельными, просит оставить их без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы защитника-адвоката и доводы возражения на кассационную жалобу защитника-адвоката государственного обвинителя, судебная коллегия находит приговор законным, обоснованным и справедливым.
Выводы суда о виновности осужденной Шалдиной О.В. в убийстве, то есть умышленном причинении смерти другому человеку, соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции; являются правильными, так как подтверждены доказательствами по делу, собранными в ходе следствия, исследованными в судебном заседании и объективно оцененными судом в приговоре.
Доводы осужденной Шалдиной О.В. об отсутствии у нее умысла на убийство Г.С.В. и нанесении удара ножом последнему, защищаясь и находясь в шоковом состоянии после его ударов, суду первой инстанции были известны, они проверялись и не нашли своего подтверждения, чему в приговоре дана надлежащая оценка.
Других доказательств, подтверждающих версию осужденной, судом не установлено.
Сама Шалдина О.В. в ходе предварительного следствия при допросе в качестве подозреваемой (<данные изъяты>) не отрицала, что 22 октября 2010 года около 01 часа Г.С.В. пытался от нее уйти из комнаты и во время ссоры нанес ей два удара кулаком по лицу, укусил за руку и вышел из комнаты. Она машинально взяла кухонный нож с пластиковой рукояткой, обмотанной изоляционной лентой синего цвета, и пошла за ним. Она догнала Г.С.В. на лестничной площадке между 4 и 5 этажом, где он ее оттолкнул, и она, держа нож в правой руке, машинально отмахнулась им от него и нанесла ему удар ножом в область груди. После чего Г.С.В. упал на пол, и у него из раны на груди пошла кровь. Затем она выкинула данный нож в открытое окно в подъезде. Изложенные показания были оглашены в суде первой инстанции в порядке п. 3 ч. 1 ст. 276 УПК РФ.
В явке с повинной от 22 октября 2010 года (<данные изъяты>) и при проверке показаний на месте (<данные изъяты>) Шалдина О.В. подтвердила свои показания, данные в ходе предварительного следствия при допросе в качестве подозреваемой.
Эти показания Шалдиной О.В. подтверждены показаниями свидетеля Р.Е.К., данными в ходе предварительного следствия и оглашенными в судебном заседании в порядке ст. 281 УПК РФ и, из которых следует, что около 23 часов 21 октября 2010 года он зашел в комнату №, поскольку Ш.А.Е. обещал дать ему резец по дереву. В комнате Г.С.В. и Шалидина О.В. и Ш.А.Е. распивали спиртные напитки. Шалдина О.В. достала бутылку самогона, и они вчетвером ее распили. Он собрался идти в свою комнату, но в этом момент Ш.А.Е. положил руку на стол и сказал, режьте, мне все равно. Хотя до этого момента подобных разговоров между ними не было. В это время Шардина О.В. и Г.С.В. выясняли отношения между собой и кричали друг на друга. После слов А. она подошла к столу, взяла нож и сказала, что если ты уже взял нож, то надо резать и назад «дороги нет». После чего она нанесла удар ножом по руке Ш.А.Е., последний закричал. Далее Шалдина О.В. продолжала выяснять отношения с Г.С.В., оскорбляя его нецензурной бранью и стала выгонять его из дома. Г.С.В. стал одеваться, а Шалдина О.В. и ее сын стали избивать Г.С.В. и не давали ему выйти из комнаты. Он стал разнимать их. Затем Ш.А.Е. схватил нож и стал двигаться на Г.С.В., но он выбил нож из руки Ш.А.Е.. Также в комнате находилась родственница Ш.А.Е. - О., которая лежала на диване. Шалдина О.В. принесла еще бутылку самогона и они все вместе распили ее. Шардина О.В. и Г.С.В. продолжали выяснять отношения между собой. Около 01 часа 30 минут он ушел из комнаты Ш.А.Е. и пошел искать комнату их родственницы - О., проживающей в этом же доме, но не нашел и пошел в свою комнату. Поднимаясь по лестнице подъезда общежития, на лестничном пролете между 4 и 5 этажами он увидел лежащего Г.С.В., вокруг последнего было много крови. Время было около 02 часов ночи, он попытался нащупать пульс у Г.С.В., но тот был уже мертв. Рядом с Г.С.В. стояла Шалдина О.В., у которой он спросил, кто его (Г.С.В.) убил. Шалдина О.В. ответила, что она убила Г.С.В. (<данные изъяты>).
Также из показаний свидетеля Ш.А.Е., данных им в ходе предварительного следствия и оглашенных в судебном заседании в порядке ст. 281 УПК РФ следует, что вечером 21 октября 2010 года в комнате № общежития он, его мать Шалдина О.В. и Г.С.В. распивали спиртные напитки. В какой-то момент его мать стала ссориться с Г.С.В.. После он лег спать, а около 02 часов 22 октября 2010 года его разбудили сотрудники милиции и стали выводить из общежития. Когда он спускался по лестнице, то увидел, что на площадке между 4 и 5 этажами лежит труп Г.С.В.. Его привели в отдел милиции, где он увидел свою мать. Она ему рассказала, что она поругалась с Г.С.В., и он стал уходить. Она схватила кухонный нож с белой рукой, обмотанной изоляционной лентой, и побежала за ним, где на лестнице схватила его за футболку и причинила ножевое ранение (<данные изъяты>).
Вина осужденной Шалдиной О.В. также подтверждается данными из: протокола осмотра места происшествия от 22 октября 2010 года, в ходе которого осмотрена комната № <адрес>, коридор 5 этажа и участок лестничной площадки между 4 и 5 этажом указанного дома. На лестничной площадке между 4 и 5 этажами обнаружен труп Г.С.В. с телесным повреждением в виде колото-резаного ранения в области грудной клетки (<данные изъяты>); протокола осмотра места происшествия от 22 октября 2010 года, где был осмотрен участок местности, расположенный <адрес>, где под окнами подъезда дома был обнаружен и изъят кухонный нож с пластиковой рукояткой, со следами вещества бурого цвета, обмотанный в двух местах изоляционной лентой синего цвета (<данные изъяты>); заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ (экспертиза трупа), при судебно-медицинской экспертизе трупа Г.С.В. обнаружено одно проникающее колото-резаное ранение грудной клетки с локализацией раны на передней поверхности левой половины грудной клетки в проекции 3-го межреберья, с повреждением по ходу раневого канала мягких тканей, межреберных мышц, пристеночной плевры, язычкового сегмента левого легкого, сердечной сорочки и сердца в области переднебоковой стенки левого желудочка. Смерть Г.С.В. наступила от массивной кровопотери в результате одного проникающего колото-резаного ранения грудной клетки с повреждением по ходу раневого канала левого легкого и сердца. Таким образом, проникающее колото-резаное ранение грудной клетки состоит в прямой причинной связи с наступлением смерти пострадавшего и обычно у живых лиц относится к телесным повреждениям, повлекшим тяжкий вред здоровью (по признаку опасности для жизни в момент причинения). С момента получения колото-резаного ранения до наступления смерти прошел промежуток времени не более 60 минут (<данные изъяты>); заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ (экспертиза живого лица), при осмотре 22 октября 2010 года в областном бюро СМЭ у Шалдиной О.В. установлены ссадины лица, правого предплечья с кровоподтеками их окружности, которые могли быть причинены от воздействия предметов с ребром, учитывая цвет кровоподтеков, характер поверхности ссадин, состояние окружающих тканей, в срок около суточной давности до осмотра в областном бюро СМЭ. Вышеуказанные повреждения не повлекли за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей нетрудоспособности, в связи с чем расцениваются как повреждения, не причинившие вед здоровью человека (<данные изъяты>); заключения эксперта (экспертиза вещественных доказательств) № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании результатов медико-криминалистического исследования повреждения препарата кожи от трупа Г.С.В., представленных ножей и экспериментальных повреждений, изучения материалов уголовного дела следует: конструктивные особенности представленных на исследование ножей, результаты раздельного и сравнительного исследований свидетельствуют о том, что причинение колото-резаного повреждения тела Г.С.В. клинком представленного ножа № 3 не исключается, а исключается клинками представленных ножей № № 1, 2, 4 (<данные изъяты>).
Судебным следствием установлено, что смерть потерпевшего Г.С.В. наступила в результате проникающего колото-резаного ранения грудной клетки с локализацией раны на передней поверхности левой половины грудной клетки в проекции 3-го межреберья, с повреждением по ходу раневого канала мягких тканей, межреберных мышц, пристеночной плевры, язычкового сегмента левого легкого, сердечной сорочки и сердца в области переднебоковой стенки левого желудочка, через короткий промежуток времени после его причинения. При этом суд первой инстанции, квалифицируя действия осужденной, обоснованно учел характер действий осужденной, способ и орудие совершения преступления, локализацию раны. Данные обстоятельства свидетельствуют о совершении Шалдиной О.В. именно умышленного убийства потерпевшего, при этом возможность причинения случайного ранения исключена.
Оснований для переквалификации действия осужденной Шалдиной О.В. с ч. 1 ст. 108 УК РФ судебная коллегия не усматривает.
Виновность Шалдиной О.В. также подтверждается другими доказательствами, исследованными судом первой инстанции в соответствии с требованиями УПК РФ и подробно изложенными в приговоре.
Оценив исследованные в суде доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об их допустимости, относимости и достоверности, их достаточности для вывода о виновности осужденной.
Из материалов уголовного дела усматривается, что ни органами предварительного следствия, ни судом первой инстанции не допущено нарушений уголовно - процессуального закона, которые могли бы явиться основанием для отмены данного приговора.
Судебная коллегия считает, что действия осужденной Шалдиной О.В. по ч. 1 ст. 105 УК РФ квалифицированы правильно, по основаниям, изложенным в приговоре.
Судом исследовано психическое состояние осужденной Шалдиной О.В.. Согласно выводам заключения комиссии экспертов № от ДД.ММ.ГГГГ амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы (<данные изъяты>) Шалдина О.В. каким-либо психическим расстройством не страдала в период совершения инкриминируемого ей деяния, не страдает и в настоящее время, на что указывает данные истории жизни под экспертной. Во время совершения правонарушения действия подэкспертной носили целенаправленный характер, сохранялся адекватный речевой контакт с окружающими, отсутствовали признаки помрачения сознания и сохранено воспоминание о содеянном, что подтверждается материалами уголовного дела и исключает временное болезненное состояние. На момент совершения инкриминируемого ей деяния Шалдина О.В. могла осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, не лишена этой способности и в настоящее время. В применении принудительных мер медицинского характера не нуждается. По состоянию психического здоровья Шалдина О.В. способна принимать участие в следственных действиях (<данные изъяты>). Оснований сомневаться в выводах экспертов нет. С учетом изложенного, а также поведением Шалдиной О.В. в судебном заседании, суд первой инстанции обоснованно признал ее вменяемой.
Вид и размер наказания осужденной назначен в соответствии с законом, с учетом всех обстоятельств дела и данных о личности осужденной. Назначенное наказание достаточно обоснованно в приговоре, соразмерно содеянному, является справедливым и смягчению не подлежит.
Оснований для применения положений ст. ст. 64, 73 УК РФ при назначении Шалдиной О.В. наказания судебная коллегия не усматривает.
Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе - признание вины и раскаяние в содеянном, не входят в обязательный перечень обстоятельств, смягчающих наказание, предусмотренный ч. 1 ст. 61 УК РФ, в связи с чем их признание является правом суда первой инстанции.
Вид исправительного учреждения для отбывания лишения свободы определен судом верно.
Таким образом, судебная коллегия находит доводы кассационной жалобы несостоятельными. Оснований для изменения или отмены приговора не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу защитника - адвоката Соколова И.А., действующего в интересах осужденной Шалдиной О.В., оставить без удовлетворения.
Приговор Бежицкого районного суда г. Брянска от 30 марта 2011 года в отношении Шалдиной Ольги Владимировны оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи: