о признании противоречащим ФЗ и недействующим п.8.1 в части невключения в перечень выплат стимулирующего харак-ра выплаты `за выслугу лет` Положения об отраслевой системе оплаты труда работн. госучреждений здравоохранения Брянск. обл. от 28.06.2010г №634



                                                                                                     Дело (2010)

Р Е Ш Е Н И Е

       ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Брянск                                                                                24 ноября 2010 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи областного суда                   Апокиной Е.В.,

при секретаре                                                                             Красовской И.Н.,

с участием прокурора                                                               Седневой О.А.,

заявителя Миронова Ю.Н., представителя администрации Брянской области по доверенности Платонова Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Миронова Ю.Н. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 8.1 в части невключения в перечень выплат стимулирующего характера выплаты «за выслугу лет» Положения об отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Брянской области, утвержденного постановлением администрации Брянской области от 28 июня 2010 года № 634,

у с т а н о в и л :

28 июня 2010 года постановлением администрации Брянской области № 634 утверждено Положение об отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Брянской области, которое опубликовано в Информационном бюллетене "Официальная Брянщина", N 7, 10.07.2010г. и согласно пункту 5 постановления вступило в силу с 1 сентября 2010 года.

Согласно пункту 8.1 названного Положения, в перечень видов выплат стимулирующего характера в государственных учреждениях здравоохранения входят: выплаты за стаж непрерывной работы; премиальные выплаты по итогам работы; выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; персональный повышающий коэффициент.

Миронов Ю.Н., <данные изъяты> обратился в Брянский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим вышеназванного пункта 8.1 в части невключения в перечень выплат стимулирующего характера «выплаты за выслугу лет», а также пункта 3.3.1 в части установления оклада врача первой категории в размере 4191 руб.

Определением Брянского областного суда от 24 ноября 2010 года принят отказ от требований и прекращено производство по делу в части заявления Миронова Ю.Н. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 3.3.1 в части установления оклада врача первой категории в размере 4191 руб. Положения об отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Брянской области, утвержденного постановлением администрации Брянской области от 28 июня 2010 года № 634.

В обоснование своего требования по пункту 8.1. Положения об отраслевой системе оплаты труда Миронов Ю.Н. сослался на нарушение оспоренной нормой своих трудовых прав на получение заработной платы в полной объеме, со всеми доплатами, предусмотренными законом. Указал, что невключение в Перечень выплат стимулирующего характера такой выплаты, как «выплата за выслугу лет» противоречит постановлению Правительства РФ № 583 от 05.08.2008г. и Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 818, согласно которым система оплаты труда устанавливается, в том числе с учетом перечня выплат стимулирующего характера, который предусматривает получение работником «выплаты за выслугу лет».

В судебном заседании Миронов Ю.Н. отказался от поддержания своих требований. Судом не принят отказ от заявления в данной части.

    Представитель администрации Брянской области по доверенности Платонов Д.Н., возражая против заявленных требований, указал, что оспоренное заявителем Положение принято органом государственной власти Брянской области в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий и не противоречит приведенным заявителем нормативным правовым актам федерального уровня.

Выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив их доводы, проверив и оценив содержание оспариваемой правовой нормы, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Брянской областной прокуратуры Седневой О.А., полагавшей, что оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления Миронова Ю.Н. по следующим основаниям.

Согласно п.п."к", "н" статьи 72 и п. п. 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство и установление общих принципов организации системы органов государственной власти находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 04.10.2010 N 261-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.

При этом в силу пункта 2 статьи 26.14 названного Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона.

    Согласно части 1 ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    Вопросы оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Брянской области, регулируются положениями Закона Брянской области N 109-З от 11 декабря 2008 года "Об установлении отраслевой системы оплаты труда для работников государственных учреждений здравоохранения Брянской области".

    В силу абз.2 статьи 1 названного закона порядок и условия установления системы оплаты труда для работников государственных учреждений здравоохранения устанавливается правовыми актами Губернатора Брянской области.

    Реализацию названных полномочий Губернатор Брянской области осуществил путем принятия соответствующего постановления администрации Брянской области, которую он возглавляет в силу ч.1 ст.57 Устава Брянской области (в ред. от 30.04.2010 N 28-З)

    Полномочия по проведению государственной политики оплаты труда, закреплены за администрацией Брянской области также в пункте «з» части 2 статьи 58 Устава Брянской области.

Принятое постановление администрации Брянской области № 634 от 28 июня 2010 года «Об утверждении Положения об отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Брянской области» подписано Губернатором Брянской области, опубликовано в Информационном бюллетене "Официальная Брянщина", N 7, 10.07.2010г., вступило в силу с 1 сентября 2010 года (п.5).

    Из общих положений указанного акта усматривается, что сзщх положений м в пределах предоставленных истемы оплаты труда работников государственных учреждений, включающие размеры окладов (должностных окладов), выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Брянской области, содержащими нормы трудового права, и с учетом настоящего Положения, действующего в целях оказания практической помощи при установлении систем оплаты труда и разработке конкретных положений об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Брянской области.

Согласно пункту 8.1 Положения об отраслевой системе оплаты труда, в перечень видов выплат стимулирующего характера в государственных учреждениях здравоохранения входят: выплаты за стаж непрерывной работы; премиальные выплаты по итогам работы; выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; персональный повышающий коэффициент.

Анализ вышеприведенных положений действующего законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что, определяя правовое регулирование в вопросе оказания практической помощи при установлении систем оплаты труда и разработке конкретных положений об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Брянской области, в том числе, предусматривая в оспоренном заявителем пункте 8.1 перечень выплат стимулирующего характера, Губернатор и администрация Брянской области действовали в рамках предоставленных им вышеназванными нормами федерального и регионального законодательства полномочий в сфере регулирования указанных вопросов.

Ссылки Миронова Ю.Н. на противоречие оспоренной нормы Постановлению Правительства РФ № 583 от 05.08.2008г. и Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 818 являются несостоятельными, ввиду ошибочного толкования заявителем оспоренной нормы права.

В соответствие с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (в ред. от 29.09.2008г.), системы оплаты труда работников устанавливаются с учетом перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п.п. «д» п. 2).

Приложением № 1 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2007г. N 818 "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях" (в ред. от 19.12.2008г.) утвержден Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждений, в который входят: 1) Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; 2) Выплаты за качество выполняемых работ; 3) Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; 4) Премиальные выплаты по итогам работы.

В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы должны учитываться рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3).

Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 04.12.2009, протокол N 10, утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2010 год.

    Согласно подпункту «в» пункта 17 названных Рекомендаций, при разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления наряду с применением принципов формирования систем оплаты труда, а также норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, рекомендуется использовать порядок формирования систем оплаты труда, изложенный в разделе VI Рекомендаций для федеральных бюджетных учреждений, обратив особое внимание на: применение видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Сравнительный анализ пункта 8.1 Положения об отраслевой системе оплаты труда с утвержденным Приказом Минзравсоцразвития РФ перечнем видов выплат стимулирующего характера свидетельствует о том, что региональный законодатель в полной мере учел положения федерального законодательства, предусмотрев в своем перечне все, указанные в Приказе Минзравсоцразвития РФ, виды выплат.

Вопреки доводам заявителя, работники бюджетных учреждений здравоохранения Брянской области не лишены надбавки за стаж работы (выслугу лет).

Как указано выше, пунктом 8.1 Положения об отраслевой системе оплаты труда предусмотрена такая выплата стимулирующего характера, как «выплата за стаж непрерывной работы».

Вместе с тем, выплаты за стаж непрерывной работы, наравне с выплатами за выслугу лет в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2007 г. N 818 отнесены к одному из видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях. В указанный перечень они внесены под одной позицией.

По сути, выплаты за выслугу лет и за стаж непрерывной работы являются разными формами одного и того же вида стимулирующей выплаты, с той разницей, что размер выплаты в одном случае зависит от общего трудового стажа, а в другом – от его непрерывности в работе на одном предприятии (в одной отрасли и т.п.). По мнению суда, введение в системе оплаты труда одной из форм такой стимулирующей выплаты: «за выслугу лет» или «за непрерывный стаж работы», - не ведет к ущемлению прав работников, поскольку в данном случае сохраняется равенство возможностей работников на получение таких надбавок.

Требований о необходимости включения в систему оплаты труда работников бюджетных учреждений двух стимулирующих выплат за одно и то же (трудовой стаж- в виде выплат за выслугу лет и за непрерывный стаж работы), действующим трудовым законодательством не предусмотрено.

На основании изложенного, суд находит, что оспариваемые Мироновым Ю.Н. положения областного законодательства не нарушают его прав и законных интересов, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, что в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.

    Руководствуясь статьями 193-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления Миронова Ю.Н. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 8.1 в части невключения в перечень выплат стимулирующего характера выплаты «за выслугу лет» Положения об отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Брянской области, утвержденного постановлением администрации Брянской области от 28 июня 2010 года № 634 - отказать.

           Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Брянский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

              Судья

              Брянского областного суда-                                           Е.В.Апокина