о признании незаконными действий по выдаче разрешения на строительство и восстановлении нарушеннх компонентов природной среды в охранной зоне памятника природы



                                                                                                                           44-Г-51(2010)

Федеральный судья Денисюк О.Н.

Касс.инстанция: Гоменок З.И.(председ.)

Судьи: Кравцова Г.В.,Петракова Н.П.(доклад.)                      

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ПРЕЗИДИУМА БРЯНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

г.Брянск                                                                                          22 декабря 2010 года             

Президиум Брянского областного суда в составе:

председательствующего                         ПЫТАЛЕВА А.Е.

членов президиума                                 САМАНЦОВОЙ Л.К.

                                                                 МИХАЙЛИК Н.И.

                                                                 СИДОРОВА А.Е.

                                                                 ВОРОБЬЕВА В.И.

по докладу судьи облсуда                      МЕДВЕДЬКО Л.И.

рассмотрев по надзорному представлению прокурора Брянской области Журкова Н.В. дело по иску Брянского природоохранного прокурора к Администрации города Брянска, Главному управлению развития территории города Брянска, ООО «П.» о признании незаконными действий по выдаче разрешения на строительство и восстановлении нарушенных компонентов природной среды в охранной зоне памятника природы,

У С Т А Н О В И Л:

Брянский природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Брянской области к администрации города Брянска, Главному управлению развития территории города Брянска, ООО «П.» о признании незаконными действий по выдаче разрешения на строительство и восстановление нарушенных компонентов природной среды в охранной зоне памятника природы, ссылаясь на то, что в ООО «П.» находится в аренде земельный участок площадью 2155 кв.м. , расположенный в <адрес> на котором разработан проект и начато строительство мноквартирного жилого дома со встроенными помещениями общественного значения. Данный земельный участок находится в охранной зоне памятника природы Брянские Балки, где запрещено предоставление земельных участков и все виды строительства. Более того, ООО «П.», взяв данный участок в аренду, не провел обязательную процедуру оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на экосистему памятника природы и его охранную зону, по данному участку отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы по проектной документации строительства многоквартирного дома. На данном земельном участке в настоящее время проведены работы подготовительного периода- установка ограждений, испытание свай, вынос инженерных сооружений на основании разрешения на проведение данных работ, выданного Главным управлением развития территорий г.Брянска, что привело к нарушению компонентов целостности природной среды в охранной зоне памятника природы, лишило граждан возможности пользоваться указанной территорией.

Решением Советского районного суда г.Брянска от 7 июня 2010 года исковое заявление Брянского природоохранного прокурора оставлено без удовлетворения.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 19 августа 2010 года решение суда от 7 июня 2010 года оставлено без изменения.

В надзорном представлении прокурора Брянской области Журкова Н.В. ставится вопрос об отмене судебных постановлений по делу, как вынесенных в нарушение требований закона и о принятии нового решения об удовлетворении требований Брянского природоохранного прокурора о признании незаконным разрешения на строительство и восстановлении нарушенных компонентов природной среды.

Определением судьи Брянского областного суда от 9 декабря 2010 года дело с надзорным представлением прокурора Брянской области передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции- президиум Брянского областного суда.

Заслушав доклад судьи Брянского областного суда Медведько Л.И., объяснения Генерального директора ООО «П.» Соповой Н.Я., представителя ООО «П.» Чаловой Т.И., представителя Управления по строительству и развитию территории город Брянск Рубцовой О.А., представителя Брянской городской администрации Кузнецова А.А., возражавших против доводов надзорного представления прокурора Брянской области, определения судьи, и просивших оставить судебные постановления по делу без изменения, заключение И.О. прокурора Брянской области Доржиева Ш.Д., поддержавшего представление прокурора Брянской области Журкова Н.В., проверив материалы дела, обсудив доводы надзорного представления прокурора Брянской области и возражения, поступившие от Генерального директора ООО «П.» Соповой Н.Я. и определения судьи, президиум Брянского областного суда находит, что решение Советского районного суда г.Брянска от 7 июня 2010 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 19 августа 2010 года подлежат отмене по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ст.387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Суд первой инстанции, принимая вышеуказанное решение, с чем согласился суд кассационной инстанции, свои выводы мотивировал тем, что не представлены документы, подтверждающие, что спорный земельный участок по ул. <адрес>,площадью 2155 кв.м, арендованный ООО «П.», находится на территории памятника природы и его охранной зоны, или в зоне ограниченной эксплуатации.

           В решении суда указано, что вступившим в законную силу постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 июля 2007 года отказано в иске заместителю прокурора Брянской области к Брянской городской администрации, ООО «П.» и ОАО «С.» о признании недействительным договора №26081 от 2 сентября 2003 года аренды спорного земельного участка по <адрес> и применении последствий недействительности ничтожной сделки.

            Приказом Управления имущественных отношений Брянской области №1978 от 10 октября 2007 года был продлен договор аренды земельного участка №26081 от 2 сентября 2003 года сроком на 3 года.

            Из кадастровой выписки от 23.07.2008 г. №28/08-2-08535 следует, что спорный земельный участок, арендованный ООО «П.», относится к землям населенных пунктов и отметки о принадлежности к землям особо охраняемых территорий не имеется;

В градостроительном плане земельного участка, утвержденного 17.11.2008г.,
предусмотрено, что земельный участок расположен в зоне
многоквартирных многоэтажных домов -Ж-1.

          Вместе с тем согласно Постановлению Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года № 34 «Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвертками (Брянские балки) в городе Брянске памятниками природы областного значения» овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвертками (Брянские балки) в г. Брянске объявлены памятниками природы областного значения. В соответствии с указанным постановлением Администрации города Брянска рекомендовано поручить институту «Б.» до 01 июля 2001 года выполнить привязку к местности и вынос в натуру границ памятников природы, их охранной зоны и зоны ограниченной эксплуатации и, до закрепления границ памятников природы в натуре, зарезервировать земельные участки на их территории, включая охранную зону, в пределах границ, определенных планом.

Согласно пункту 9 Постановления Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года № 34 «Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвертками (Брянские балки) в городе Брянске памятниками природы областного значения» и пункта 3 Постановления администрации Брянской области от 17 мая 2007 года № 354 «Об утверждении паспорта памятников природы Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвертками (Брянские балки) в г. Брянске» при принятии решения о предварительном выборе участка на территории ограниченной эксплуатации в пределах границ охранной зоны памятников природы для осуществления какой-либо хозяйственной деятельности предусматривать обязательное выполнение заказчиком (должностными лицами, гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями) за счет собственных средств и до начала реализации хозяйственной деятельности работ по благоустройству участка природоохранной территории, включая склон и днище балок, в районе намечаемой хозяйственной деятельности по специально разработанному проекту и в соответствии с условиями, согласованными специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды.

По заявлению прокурора утвержден план границ памятников природы областного значения, их охранной зоны и территории ограниченной эксплуатации. Институт «Б.» выполнил привязку к местности и вынос в натуре границ памятников природы, их охранной зоны и зоны ограниченной эксплуатации и согласно установленных границ памятников природы, их охранной зоны и зоны ограниченной эксплуатации, земельный участок, расположенный по <адрес>, предоставленный ООО «П.» в аренду, находится в границах охранной зоны и зоны ограниченной эксплуатации особо охраняемых природных территорий и объектов, на территории названного памятника природы, а из объяснений представителей ООО «П.» и Администрации г.Брянска до настоящего времени не произведен вынос в натуре границ памятников природы, их охранной зоны и зоны ограниченной эксплуатации. Эти противоречия по делу не были устранены и доводы лиц, участвующих по делу не были проверены.

Учитывая, что в соответствии с требованиями ст.ст.245,249 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела, однако суд не истребовал и не приобщил к материалам дела вышеуказанный план границ памятников природы областного значения, их охранной зоны и территории ограниченной эксплуатации, на который ссылается прокурор.

Кроме того, описание границ памятника природы, его охранной зоны и территории ограниченной эксплуатации содержатся в паспорте указанного памятника природы, утвержденного в соответствие с федеральным законодательством (ст.ст. 26, 27 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях») уполномоченным органом - администрацией Брянской области.

В соответствии с паспортом данного памятника природы регионального значения, утвержденным постановлением администрации Брянской области от 17.05.2007 № 354, на территории охранной зоны памятника природы запрещено предоставление земельных участков под все виды строительства.

На территории зоны ограниченной эксплуатации, находящейся в пределах охранной зоны памятников природы, допускается хозяйственная деятельность, включая новое строительство, при соблюдении следующих условий:

обязательное проведение процедуры оценки воздействия намечаемой
хозяйственной деятельности на экосистему Брянских балок (ОВОС) с участием
представителей органа государственной власти Брянской области, принявшего
решение о создании памятника природы, специально уполномоченного
государственного органа в области охраны окружающей среды, с учетом
социальной значимости данной хозяйственной деятельности,

наличие положительного заключения государственной экологической
экспертизы по проекту намечаемой хозяйственной деятельности,

        - обязательное выполнение заказчиком (должностными лицами и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями) за счет собственных средств работ по благоустройству участка прилегающей природоохранной территории (включая склон и дно балки) в районе намечаемой хозяйственной деятельности по специально разработанному проекту в соответствии с условиями, согласованными специально уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

При невыполнении хотя бы одного из перечисленных условий органом государственной власти Брянской области, принявшим решение об организации памятников природы, принимаются меры по запрещению данной хозяйственной деятельности.

По утверждению прокурора, факт нахождения земельного участка, расположенного по <адрес>, предоставленного ООО «П.» в аренду, в границах охранной зоны и зоны ограниченной эксплуатации особо охраняемых природных территорий и объектов на территории названного памятника природы подтверждался представленными суду заключениями комитета природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области № 499-ОИ-КП от 27.04.2010 года ( т.1 л.д.222-226) и 1173-ОИ-КП от 21.07.2010 года, которое было представлено в суд кассационной инстанции, которым суд в нарушение требований ст.67 ГПК РФ не дал юридической оценки, не приведены основания по которым они не приняты во внимание.

В силу части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются на земельные участки в границах особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов).

Согласно части 7 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Статьей 30 «Правил землепользования и застройки территории муниципального образования город Брянск», утвержденных решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 № 991, предусмотрено, что условно разрешенные и запрещенные виды использования территории в зонах особо охраняемых природных территорий не устанавливаются, а их использование в соответствии с частью 7 статьи 36 Градостроительного кодекса определяется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Прокурор Брянской области также ссылается на комиссионное обследование, проведенное специалистами контролирующих органов, в том числе с участием администрации города Брянска, которым установлено, что в границах земельного участка, арендованного ООО «П.», земельный участок площадью 1162 кв.м. находится в охранной зоне памятника природы «Верхний Судок», в зоне ограниченной эксплуатации находится - 848 кв.м и согласно заключений государственной экологической экспертизы № 568 от 22.09.2003 и № 23 от 28.01.2005, проведенных по материалам места выбора участка под строительство многоэтажного жилого дома на спорном земельном участке, экспертными комиссиями, проводившими государственную экологическую экспертизу, заказчикам (ОАО «С.» и ООО «П.») были выданы рекомендации и предложения о разработке раздела оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на экосистему Брянских балок в районе предполагаемого строительства (ОВОС) с участием Брянской областной Думы и заполнения охранного свидетельства на памятник природы Брянские балки, чего ООО «П.» не сделано до настоящего времени. Суд, проверяя доводы прокурора, не выяснил выполнены ли были указанные требования ООО «П.», если да, какими доказательствами эти обстоятельства подтверждаются.

Из вышеуказанных заключений государственных экологических экспертиз (в 2003 и 2005 г.г.) следует, что разрешенный под строительство земельный участок находится на территории памятника природы регионального значения.

По утверждению представителей ООО «П.» спорный земельный участок относится к зоне многоквартирных жилых домов.

Указанные доводы прокурора и представителей ООО «П.», имеющие юридическое значение для правильного разрешения дела также судом не были проверены и им не дана оценка.

Кроме того, согласно ст.79 ГПК РФ при возникновении в процессе дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Таким образом, для подтверждения доводов одних лиц и опровержения доводов других лиц суду следовало обсудить вопрос о проведении судебной земельно-технической экспертизы и устранить имеющиеся противоречия по делу.

Вышеуказанные требования закона при разрешении данного спора судом не приняты во внимание при таких обстоятельствах нельзя признать законными и обоснованными решение Советского районного суда г.Брянска от 7 июня 2010 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 19 августа 2010 года, в связи с чем президиум Брянского областного суда приходит к выводу, что данные судебные постановления по делу подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.387-390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Брянского областного суда,

П О С Т А Н О В И Л:

           

         Решение Советского районного суда г.Брянска Брянской области от 7 июня 2010 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 19 августа 2010 года отменить, а дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий президиума

Брянского областного суда                                                                   А.Е.ПЫТАЛЕВ