о понуждении к принятию мер по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника



ф\с Маркова Л.С. Дело 44- Г-04

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

президиума Брянского областного суда

г.Брянск 16 февраля 2011г.

Президиум Брянского областного суда в составе:

председательствующего Саманцовой Л.К.

членов президиума Орловского С.Р., Михайлик Н.И., Медведько Л.И., Сидорова А.Е., Воробьева В.И.,

при секретаре Гороховой М.В.,

рассмотрел надзорную жалобу Главы Каменскохуторского сельского поселения Климовского района Брянской области на решение Климовского районного суда Брянской области от 16 июля 2007г. по делу по иску Брянского природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Каменскохуторского сельского поселения Климовского района о понуждении к принятию мер по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника.

Заслушав доклад судьи Брянского областного суда Иванова А.Ф., выступление прокурора Доржиева Ш.Д., согласившегося с доводами надзорной жалобы, президиум Брянского областного суда

У С Т А Н О В И Л:

Брянский природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил обязать администрацию Каменскохуторского сельского поселения принять меры по постановке бесхозяйного скотомогильника возле с. <адрес> района на учет в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решением Климовского районного суда Брянской области от 16 июля 2007г. иск прокурора удовлетворен.

Суд обязал администрацию Каменскохуторского сельского поселения принять меры по постановке бесхозяйного скотомогильника, расположенного на его административной территории возле села <адрес> района на учет в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в срок до 16 июля 2008г.

В кассационной порядке дело не рассматривалось.

Определением Климовского районного суда Брянской области от 22 июля 2010г. восстановлен срок на подачу надзорной жалобы.

В надзорной жалобе Глава Каменскохуторского сельского поселения Климовского района Брянской области просит отменить решение районного суда от 16 июля 2007г., считая его незаконным.

По результатам изучения надзорной жалобы определением судьи Брянского областного суда от 26 января 2011г. надзорная жалобы с истребованным гражданским делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции — президиум Брянского областного суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, президиум находит решение районного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст.387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Как установлено по делу на территории муниципального образования Каменскохуторского сельского поселения возле села <адрес> района Брянской области расположен скотомогильник в виде биометрической ямы. Скотомогильник не оборудован надлежащим образом: не огорожен глухим забором высотой не менее 2-х метров с въездными воротами, отсутствуют подъездные пути, нет крышки на яме, стены ямы обветшали и осыпались, отсутствует навес над ямой. Вокруг ямы находятся скелетированные трупы и кости животных, что свидетельствует о том, что трупы не утилизируются и растаскиваются дикими (бродячими) животными.

Все это по мнению суда является грубым нарушением Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, устранением которых должна заниматься Каменскохуторская сельская администрация.

Вместе с тем такой вывод суда является ошибочным.

В силу ст.72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. ст. 5, 6 Закона РФ от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 2 Закона РФ от 30 марта 1999г. №52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидация их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 26.3 Закона РФ от 6 октября 1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопроса организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999г. №184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биометрические ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993г. №2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.

Следовательно, вопросы создания скотомогильника законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биометрических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный Закон от 6 октября 2003г. 3131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст.19 вышеуказанного Закона, для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника сельскому поселению не передавались.

Таким образом, суд незаконно возложил на администрацию Краснохуторского сельского поселения обязанность по принятию мер по постановке на учет в Федеральной регистрационной службе бесхозяйных скотомогильников, в связи с чем данное решение подлежит отмене.

Поскольку обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения заявленных прокурором требований установлены, президиум находит возможным окончательно разрешить спор по делу, отказав прокурору в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса, Российской Федерации, президиум

П О С Т А Н О В И Л

Решение Климовского районного суда Брянской области от 16 июля 2007г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных природоохранным прокурором требований о понуждению к принятию мер по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника отказать.

Председатель президиума

Брянского областного суда Л.К. Саманцова