о понуждении к совершению действий



ф\с Зимнова В.Н. Дело №4-Г-813

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

президиума Брянского областного суда

г.Брянск 2 февраля 2011г.

Президиум Брянского областного суда в составе:

председательствующего Пыталева А.Е.

членов президиума Саманцовой Л.К., Орловского С.Р., Михайлик Н.И., Медведько Л.И., Сидорова А.Е., Воробьева В.И.

рассмотрел в судебном заседании дело по надзорной жалобе Главы Новоропского сельского поселения на решение Климовского районного суда Брянской области от 12 июля 2007г. по иску Брянского природоохранного прокурора к администрации Новоропского сельского поселения Климовского района Брянской области о понуждении к совершению действий.

Заслушав доклад судьи Брянского областного суда Иванова А.Ф., президиум Брянского областного суда

У С Т А Н О В И Л

Брянский природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил обязать администрацию Новоропского сельского поселения принять меры по постановке бесхозяйного скотомогильника возле с.<адрес> на учет в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решением Климовского районного суда Брянской области от 12 июля 2007г. иск Брянского природоохранного прокурора удовлетворен.

Суд обязал администрацию Новоропского сельского поселения принять меры по постановке бесхозяйных скотомогильников, расположенных на его территории в с. <адрес> и с.<адрес> района на учет в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В кассационной порядке дело не рассматривалось.

Определением Климовского районного суда Брянской области от 22 июля 2010г. ответчику восстановлен срок на подачу надзорной жалобы.

В надзорной жалобе Глава Новоропского сельского поселения просит отменить состоявшееся судебное постановление, считая его незаконным.

Определением судьи Брянского областного суда от 18 января 2011г. надзорная жалоба вместе с истребованным гражданским делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции — президиума Брянского областного суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, президиум находит решение районного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст.387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановления в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Как установлено по делу на территории <адрес> сельского поселения недалеко от с.<адрес> и с.<адрес> находятся бесхозяйные скотомогильники — биометрические ямы, которые в установленном порядке не огорожены, не обвалованы и не оканавлены, на них отсутствуют крышки, стены не выложены кирпичом, дно не забетонировано, вокруг ям находятся скелетированные трупы скота.

Все это по мнению суда является грубым нарушением Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, устранением которых должна заниматься Новоропская сельская администрация.

Вместе с тем такой вывод суда является ошибочным.

В силу ст.72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. ст. 5 и 6 Закона РФ от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.2 ст.2 Закона РФ от 30 марта 1999г. №52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидация их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Закона РФ от 6 октября 1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопроса организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999г. №184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биометрической ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993г. №2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биометрической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биометрических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст.19 вышеуказанного закона, для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника сельскому поселению не передавались.

В этой связи не имеется оснований для возложения на администрацию Новоропского сельского поселения обязанности по принятию мер по постановке на учет в Федеральной регистрационной службе бесхозяйных скотомогильников. Решение районного суда фактически является неисполнимым.

С учетом вышеизложенного постановленное судом решение не может быть признано законным и обоснованным, а потому подлежит отмене.

Поскольку обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения заявленных прокурором требований, установлены полно, президиум находит возможным вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурора.

Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум

П О С Т А Н О В И Л

Решение Климовского районного суда Брянской области от 12 июля 2007г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных Брянским природоохранным прокурором о понуждении к принятию Новоропской сельской администрацией Климовского района Брянской области мер по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника отказать.

Председатель президиума

Брянского областного суда А.Е. Пыталев