44-Г-43(2011) Судья Сухорукова Л.В. Касс.инстанц.:Гоменок З.И.(председ.) Судьи: Марина Ж.В.,Горбачевская Ю.В.( доклад.) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е ПРЕЗИДИУМА БРЯНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА г.Брянск 6 июля 2011 года Президиум Брянского областного суда в составе: председательствующего ОРЛОВСКОГО С.Р. членов президиума САМАНЦОВОЙ Л.К. МИХАЙЛИК Н.И. СИДОРОВА А.Е. ТРЕТЬЯКОВОЙ Н.В. по докладу судьи облсуда МЕДВЕДЬКО Л.И. рассмотрев дело по иску Усова А.Н. к Государственному учреждению Управления пенсионного фонда в Советском районе городского округа г.Брянска о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, включении периодов службы в Вооруженных Силах СССР в специальный стаж, назначении пенсии, У С Т А Н О В И Л: Усов А.Н. обратился в суд с иском к ГУ Управления пенсионного фонда в Советском районе городского округа г.Брянска о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, включении периодов службы в Вооруженных Силах СССР в специальный стаж, назначении пенсии, ссылаясь на то, что пенсионным органом неправомерно не включены в стаж, дающий право на назначение ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периодов его службы в рядах ВС СССР по призыву <данные изъяты> в кратном исчислении и по контракту с <данные изъяты> года в календарном исчислении. В судебном заседании истец уточнил исковые требования, просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, обязать ответчика включить спорные периоды службы в Вооруженных Силах СССР в специальный стаж в кратном и календарном исчислении, обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением Советского районного суда г.Брянска Брянской области от 14 февраля 2011 года исковые требования Усова А.Н. оставлены без удовлетворения. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 17 марта 2011 года решение суда оставлено без изменения. Из мотивировочной части решения суда исключен вывод о том, что не имеется оснований для включения периода службы истца по призыву с <данные изъяты> в специальный стаж из расчета один день военной службы за два дня работы. В надзорной жалобе Усов А.Н. просит об отмене судебных постановлений по делу, как вынесенных в нарушение требований закона. Определением судьи Брянского областного суда от 16 июня 2011 года надзорная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции-президиума Брянского областного суда. Заслушав доклад судьи Брянского областного суда Медведько Л.И., объяснения Усова А.Н., поддержавшего доводы надзорной жалобы, представителей Управления пенсионного фонда в Советском районе городского округа города Брянска Фокиной Т.В. и Яшиной Н.В., возражавших против доводов надзорной жалобы Усова А.Н. и определения судьи облсуда, проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы Усова А.Н., возражения на доводы надзорной жалобы Усова А.Н., поступившие от начальника УПФ РФ в Советском районе городского округа города Брянска Гончаровой Л.А., определение судьи облсуда, президиум Брянского областного суда находит, что решение Советского районного суда г.Брянска Брянской области от 14 февраля 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 17 марта 2011 года подлежат отмене по следующим основаниям. В соответствии с требованиями ст.387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 указанного закона (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года №319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Судом установлено, что Усов А.Н. с 1 августа 1995 года по настоящее время работает преподавателем в общеобразовательных учреждениях для детей. Его педагогический стаж на момент вынесения решения суда составлял 15,5 лет. В период с <данные изъяты> являлся курсантом <данные изъяты>., что приравнивалось к службе по призыву, а с <данные изъяты> года проходил службу по контракту в ВС СССР. Суд, принимая решение об отказе в удовлетворении иска Усову А.Н., свои выводы мотивировал тем, что время военной службы истца по призыву и по контракту подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с утвержденным СМ СССР от 17 декабря 1959 года №1397 Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (подпункт «г» пункта 1), независимо от времени обращения гражданина за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, если на момент обращения в пенсионный орган у него имеется 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет по педагогической деятельности, то есть 16 лет 6 месяцев. Однако поскольку на момент обращения истца в пенсионный орган (22.03.2010г.) и на момент вынесения решения, у истца не имелось требуемого стажа, суд отказал в зачете периодов службы в специальный стаж и в назначении ему досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью. С такими выводами согласился и суд кассационной инстанции. Кроме того, судебная коллегия в своем определении также указала, что поскольку право на пенсию у истца еще не возникло (ввиду того, что педагогическая деятельность не составляет 2/3 от требуемого специального стажа в 25 лет), вывод суда об исчислении подлежащих включению в специальный стаж периодов службы по призыву в календарном, а не кратном порядке в связи с тем, что Закон РФ от 22 января 1993 года №4338-1 и Федеральный закон от 27 мая 1998 года №76-ФЗ не имеют обратной силы и к военной службе истца и его пенсионному обеспечению применяться не могут, является преждевременным и подлежит исключению из мотивировочной части решения суда. С такими выводами суда первой и кассационной инстанций нельзя согласиться, так как положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002 года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии. Период службы Усова А.Н. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Таким образом, вышеназванный период службы Усова А.Н. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву ( в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации)- один день военной службы за два дня работы. С учетом изложенного, неправомерно указание суда на то, что Федеральный закон от 27 мая 1998 года №76-ФЗ не имеет обратной силы и к военной службе истца и его пенсионному обеспечению применяться не может, поскольку в статье 2 указанного закона определено, что социальные гарантии и компенсации применяются к гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей, а в абзаце 1 пункта 3 статьи 10 Закона содержится норма о включении в стаж службы по контракту и призыву при нормальных условиях, а абзац 2 пункта 3 статьи 10 Закона «О статусе военнослужащих» предусматривает прохождение военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, которое засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет. В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»( с <данные изъяты>) в кратном исчислении, и с <данные изъяты>) в календарном исчислении, ( 10,1 лет) и работа в качестве преподавателя в средних школах г.Брянска (л.д.17-24) (15,5 лет на момент рассмотрения дела), то есть более 25 лет педагогического стажа, что дает право истцу на назначение пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона. Доводы ответчика о том, что включение периодов службы истца в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости возможно только при условии, если педагогическая деятельность составляет 2/3 стажа требуемого для назначения пенсии за выслугу лет (16,6 лет) являются несостоятельными, поскольку в отношении истца следует применять не только законодательство действовавшее в период его службы, но и последующее законодательство, принятое в период его работы, которое распространяется на истца и его положение (в том числе пенсионное обеспечение) улучшается, в противном случае в отношении истца периоды службы будут зачтены в специальный стаж частично и назначение пенсии за выслугу лет наступит только при наличии 26,6 лет педагогического стажа, то есть не все законы, принятые до 1 января 2002 года, в том числе действующие, в отношении истца будут применены. При таких обстоятельствах нельзя признать законными и обоснованными решение Советского районного суда г.Брянска от 14 февраля 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 17 марта 2011 года, в связи с чем президиум Брянского областного суда приходит к выводу, что данные судебные постановления по делу подлежат отмене. Учитывая, что по делу допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, руководствуясь ст.390 п.1 п.п.5 ГПК РФ, суд надзорной инстанции считает необходимым принять новое судебное постановление об удовлетворении исковых требований Усова А.Н.. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.387-390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Брянского областного суда, П О С Т А Н О В И Л: Решение Советского районного суда г.Брянска Брянской области от 14 февраля 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 17 марта 2011 года отменить и принять новое судебное постановление об удовлетворении исковых требований Усова А.Н. о включении периодов службы в Вооруженных Силах СССР по призыву с <данные изъяты> г. как один день службы за два дня работы, а период службы в <данные изъяты> как один день службы за один день работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность и обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе городского округа города Брянска назначить Усову А.Н. досрочную трудовую пенсию по старости с момента наступления права на досрочную трудовую пенсию (28.06.2010г.). Председательствующий президиума Брянского областного суда С.Р.ОРЛОВСКИЙ