о возложении робязанностей по постановке на учет бесхозяйного скоомогильника



44-Г-53(2011)

Федеральный судья Звонкова М.Т.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ПРЕЗИДИУМА БРЯНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

г.Брянск 31 августа 2011 года

Президиум Брянского областного суда в составе:

председательствующего ПЫТАЛЕВА А.Е.

членов президиума ОРЛОВСКОГО С.Р.

САМАНЦОВОЙ Л.К.

СИДОРОВА А.Е.

ВОРОБЬЕВА В.И.

ИВАНОВА А.Ф.

по докладу судьи облсуда МЕДВЕДЬКО Л.И.

при секретаре ГОРОХОВОЙ М.В.

рассмотрев по надзорной жалобе Главы сельской администрации муниципального образования «Мирнинское сельское поселение» Клетнянского района Брянской области Шендрик В.Н. дело по исковому заявлению Брянского природоохранного прокурора Брянской области к администрации Мирнинского сельского поселения о возложении обязанностей по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника в д.<адрес> Брянской области,

У С Т А Н О В И Л:

Брянский природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил обязать администрацию Мирнинского сельского поселения Клетнянского района Брянской области принять меры по постановке бесхозяйного скотомогильника, расположенного в д.<адрес> Брянской области на учет в учреждение юстиции по государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решением Клетняского районного суда Брянской области от 4 марта 2008 года иск прокурора удовлетворен.

Суд обязал администрацию Мирнинского сельского поселения Клетнянского района Брянской области принять меры по постановке бесхозяйного скотомогильника в д.<адрес> Брянской области на учет в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В кассационном порядке дело не рассматривалось.

Определением Клетнянского районного суда Брянской области от 26 мая 2011 года восстановлен срок на подачу надзорной жалобы.

В надзорной жалобе Глава Мирнинского сельского поселения Клетняского района Брянской области Шендрик В.Н. просит отменить решение районного суда от 4 марта 2008 года, как вынесенного в нарушение требований закона.

Определением судьи Брянского областного суда от 15 августа 2011 года надзорная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции президиума Брянского областного суда.

Заслушав доклад судьи Брянского областного суда Медведько Л.И., заключение и.о. прокурора Брянской области Таратонова И.В., проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы Главы Мирнинского сельского поселения Клетнянского района Брянской области Шендрик В.Н. и определения судьи областного суда, президиум Брянского областного суда находит, что решение Клетнянского районного суда Брянской области от 4 марта 2008 года подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ст.387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Суд удовлетворяя иск Брянской природоохранной прокуратуры, свои выводы мотивировал тем, что на территории муниципального образования Мирнинского сельского поселения Брянской области в д.<адрес> Брянской области расположен скотомогильник. Территория скотомогильника (биотермическая яма) не огорожена глухим забором соответствующей высоты с въездными воротами, не обвалована, не имеет подъездных путей. Крышка на биотермической яме отсутствует. Территория скотомогильника заросла травой, что является грубым нарушением Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, устранением которых должны заниматься Мирнинское сельское поселение.

Вместе с тем с такими выводами суда нельзя согласиться, поскольку в силу ст.72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.ст.5,6 Закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.2 ст.2 Закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидация их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 26.3 Закона Российской Федерации от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопроса организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биометрические ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.

Таким образом, вопросы создания скотомогильника законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильника и биометрических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный Закон от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст.19 вышеуказанного Закона, для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника сельскому поселению не передавались, поэтому выводы суда о возложении обязанности на администрацию Мирнинского сельского поселения Клетнянского района Брянской области о принятии мер по постановке на учет в Федеральной регистрационной службе бесхозяйного скотомогильника в д.<адрес> Брянской области являются незаконными.

При таких обстоятельствах нельзя признать законным и обоснованным решение Клетнянского районного суда Брянской области от 4 марта 2008 года, в связи с чем президиум Брянского областного суда приходит к выводу, что данное судебное постановление по делу подлежит отмене и поскольку обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения заявленных прокурором требований установлены, по делу допущены ошибка в применении и толковании норм материального права, руководствуясь ст.390 п.1 пп 5 ГПК РФ, суд надзорной инстанции считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об отказе прокурору в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.387-390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Брянского областного суда,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Клетнянского районного суда Брянской области от 4 марта 2008 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных Брянским природоохранным прокурором требований к администрации Мирнинского сельского поселения о возложении обязанностей по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника в д.<адрес> Брянской области отказать.

Председательствующий президиума

Брянского областного суда А.Е.ПЫТАЛЕВ