Судья Маркова Л.С. Дело № 44-Г-63 ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА БРЯНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА г. Брянск 26 октября 2011 года Президиум Брянского областного суда в составе: Председательствующего ПЫТАЛЕВА А.Е. членов президиума САМАНЦОВОЙ Л.К. ОРЛОВСКОГО С.Р. СИДОРОВА А.Е. ВОРОБЬЕВА В.И. ТРЕТЬЯКОВОЙ Н.В. ИВАНОВА А.Ф. МЕДВЕДЬКО Л.И. МИХАЙЛИК Н.И. по докладу ЮДИНОЙ В.И. рассмотрев по надзорной жалобе главы Сытобудского сельского поселения, поступившей в суд надзорной инстанции 29 августа 2011 года, дело по иску прокурора Климовского района к администрации муниципального образования (МО) «Сытобудское сельское поселение» Климовского района Брянской области о понуждении к принятию мер по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника, переданное для рассмотрения в Президиум Брянского областного суда определением судьи Брянского областного суда Юдиной В.И. от 6 октября 2011 года, УСТАНОВИЛ: Прокурор Климовского района обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Администрации МО «Сытобудское сельское поселение» Климовского района о понуждении к совершению действий по постановке бесхозяйного скотомогильника (биотермической ямы), находящегося на территории МО «Сытобудское сельское поселение», на учет учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Заявленные требования обосновываются тем, что на территории муниципального образования «Сытобудское сельское поселение» Климовского района имеется скотомогильник, который является биотермической ямой, но не оборудован надлежащим образом, а именно: не огорожен, территория не оконавлена и не обвалована, нет к нему оборудованного подъезда, нет указателей о месте расположения объекта, яма без крышки, заполнена останками животных, которые разбросаны на поле вблизи данной земляной ямы, имеется свободный доступ к данной яме, а поэтому имеет место грубое нарушение «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных 04.12.1995 года за № 13-7-2/469 Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ, зарегистрированных в Минюсте РФ 05.01.1996 года № 1005. Согласно п.п. 8 п.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В соответствии с п. 6.10 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника возлагается на местную администрацию, либо руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. По результатам проверки установлено, что вышеуказанный скотомогильник является бесхозяйным. Администрация МО «Сытобудское сельское поселение» обязана принять меры по организации постановки на учет бесхозяйного скотомогильника. Ответчик иск признал. Решением Климовского районного суда Брянской области от 22 октября 2007 года иск удовлетворен. Суд обязал администрацию муниципального образования «Сытобудское сельское поселение» принять меры по постановке бесхозяйного скотомогильника, расположенного на его территории в с. <адрес> на учет в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в срок до 22 октября 2008 года. В кассационной инстанции дело не рассматривалось. Определением Климовского районного суда Брянской области от 31 мая 2011 года муниципальному образованию «Сытобудское сельское поселение» восстановлен срок для обжалования решения суда в порядке надзора. В надзорной жалобе представитель муниципального образования «Сытобудское сельское поселение» просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований, не направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Определением судьи Брянского областного суда от 6 октября 2011 года надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции. Заслушав доклад судьи областного суда Юдиной В.И., заключение и.о. прокурора Брянской области Доржиева Ш.Д., полагавшего жалобу удовлетворить, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, президиум областного суда находит решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в иске по следующим основаниям. В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Суд, удовлетворяя иск Брянской природоохранной прокуратуры, свои выводы мотивировал тем, что на территории муниципального образования Сытобудского сельского поселения Брянской области в с. <адрес> расположен скотомогильник. Территория скотомогильника (биотермическая яма) не огорожена глухим забором соответствующей высоты с въездными воротами, не обвалована, не имеет подъездных путей. Крышка на биотермической яме отсутствует. Территория скотомогильника заросла травой, что является грубым нарушением Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, устранением которых должно заниматься Сытобудское сельское поселение. Вместе с тем с такими выводами суда нельзя согласиться, поскольку в силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ст.ст.5,6 Закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.2 ст.2 Закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидация их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В силу подпункта 49 пункта 26.3 Закона Российской Федерации от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопроса организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биометрические ямы). В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильника и биометрических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный Закон от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст.19 вышеуказанного Закона, для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника сельскому поселению не передавались, поэтому выводы суда о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Сытобудское сельское поселение» Климовского района Брянской области о принятии мер по постановке на учет в Федеральной регистрационной службе бесхозяйного скотомогильника, находящегося на территории муниципального образования «Сытобудское сельское поселение» Климовского района Брянской области нельзя признать правильными. При таких обстоятельствах нельзя признать законным и обоснованным решение Клетнянского районного суда Брянской области от 22 октября 2007 года, в связи, с чем президиум Брянского областного суда приходит к выводу, что данное судебное постановление подлежит отмене и поскольку обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения заявленных прокурором требований установлены, по делу допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, руководствуясь пп. 5 п.1 ст.390 ГПК РФ, суд надзорной инстанции считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об отказе прокурору в удовлетворении заявленных требований. На основании изложенного, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Брянского областного суда, ПОСТАНОВИЛ: Решение Климовского районного суда Брянской области от 22 октября 2007 года отменить. В удовлетворении заявленных прокурором Климовского района требований к администрации Сытобудского сельского поселения о возложении обязанностей по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника в с. <адрес> отказать. Председатель президиума Брянского областного суда А.Е.ПЫТАЛЕВ