понуждение к совершению действий



...

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Тумакова А.А.

судей областного суда Шкобеневой Г.В.

Богородской Н.А.

с участием прокурора Седневой О.А.

при секретаре Самкове А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Богородской Н.А. 08 июля 2010 года дело по кассационной жалобе администрации города Брянска на решение Советского районного суда гор.Брянска от 08 апреля 2010 года по делу по иску прокурора Володарского района гор.Брянска к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор Володарского района гор.Брянска обратился в суд с иском к администрации гор.Брянска о понуждении к совершению действий, ссылаясь на то, что в ходе проведенной прокуратурой Володарского района гор.Брянска проверки соблюдения требований лесного законодательства в части соблюдения правил пожарной безопасности в лесах и населенных пунктах, прилегающих к лесным массивам (поселки Осиновая Горка и Снежка), расположенных на территории Володарского района гор.Брянска, установлены нарушения ФЗ «О пожарной безопасности» и Правил пожарной безопасности в Российской Федерации.

Проверкой установлено, что в нарушение требований п.114 Правил пожарной безопасности в РФ и СНиПа 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети» поселок Осиновая Горка Володарского района гор.Брянска не обеспечен источником наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, а поселок Снежка Володарского района гор.Брянска в нарушение таб. 5 п.2.12 и п.2.24 СниПа 2.04.02-84 «Водоснабжение.Наружные сети» запасами воды для целей пожаротушения обеспечен не в полном объеме.

Прокурор просил обязать Брянскую городскую администрацию обеспечить поселки Осиновая Горка и Снежка Володарского района гор.Брянска гарантированными источниками наружного противопожарного водоснабжения ( с запасом воды для каждого поселка не менее 54 куб.м) в границах населенных пунктов поселений.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования и просил обязать Брянскую городскую администрацию обеспечить поселки Осиновая Горка и Снежка Володарского района гор.Брянска гарантированными источниками наружного противопожарного водоснабжения, а именно оборудовать пос.Снежка и Осиновая Горка наружными водопроводными сетями с пожарными гидрантами с учетом положений Свода правил 8.13130.2009, утв. Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 180 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабежния. Требования пожарной безопасности».

Решением Советского районного суда гор.Брянска от 08 апреля 2010 года иск удовлетворен. Суд обязал Брянскую городскую администрацию обеспечить поселки Осиновая Горка и Снежка Володарского района гор.Брянска гарантированными источниками наружного противопожарного водоснабжения, оборудовать поселки Снежка и Осиновая Горка наружными водопроводными сетями с пожарными гидрантами с учетом следующих положения:

создать противопожарный водопровод высокого давления со стационарными пожарными насосами, которые должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими пуск насосов не позднее чем через 5 минут после подачи сигнала о возникновении пожара с минимальным свободным напором в сети противопожарного водопровода, обеспечивающим высоту компактной струи не менее 20 метров при максимально необходимом расходе воды на пожаротушение и расположении пожарного ствола на уровне наивысшей точки самого высокого здания. Свободный напор в сети объединенного водопровода должен быть не менее 10 м и не более 60 м;

максимальный срок восстановления пожарного объема воды должен быть не более 24 часов;

при прокладке водопровода в две и более линии необходимость устройства переключения между водоводами определить в зависимости от количества независимых водозаборных сооружений или линий водоводов, подающих воду потребителю, при этом в случае отключения одного водовода или его участка нужды пожаротушения должны обеспечиваться на;

водопроводные сети должны быть, как правило, кольцевыми. Тупиковые линии водопроводов допускается применять: для подачи воды на противопожарные или на хозяйственно-противопожарные нужды независимо от расхода воды на пожаротушение - при длине линий не свыше 200 м;

пожарные гидранты предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 метров от края проезжей части, но не ближе 5 метров от сети зданий;

пожарные гидранты устанавливать на кольцевых участках водопроводных линий с принятием мер против замерзания воды в них;

расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более указанной в п.9.11 по дорогам с твердым покрытием.

Суд установил срок исполнения судебного решения до 1 ноября 2010 года.

В кассационной жалобе представитель Брянской городской администрации просит об отмене решения суда ссылаясь на то, что меры первичной пожарной безопасности включают в себя обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, но не их строительство. Пожарные объекты, пожарное оборудование и снаряжение, необходимые для тушения пожаров, относятся к собственности субъекта РФ. Финансирование строительства противопожарного водопровода высокого давления из бюджета города Брянска не является расходным обязательством муниципального образования и выделение средств на указанные расходы будет квалифицировано как нецелевое расходование бюджетных средств. Судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении по делу в качестве третьих лиц МУ «Управление по делам ГОЗМТЧС города Брянска», уставной деятельностью которого является деятельность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, и Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, который осуществляет организацию водоснабжения населения и водоотведения для населения города.

Заслушав доклад судьи облсуда Богородской Н.А., объяснения представителя Брянской городской администрации Ш., поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора Седневой О.А., полагавшей, что оснований для отмены решения суда не имеется, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в ред. Федерального закона от 18.10. 2007 г. N 230-ФЗ) среди полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов указано на создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Согласно п.2 ч.1 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

В силу требований ч.2 ст. 62 указанного Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

К источникам наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с ч.2 ст. 68 названного закона, относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами и водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством РФ.

В пункте 94 ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в РФ" предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Там же установлено, что поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Таким образом, из приведенных норм права следует, что источниками наружного противопожарного водоснабжения являются не только наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, которыми суд обязал ответчика обеспечить пос. Осиновая Горка и Снежка, но и имеющиеся на территории населенных пунктов естественные и искусственные водные объекты.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из результатов проверки, проведенной прокуратурой Володарского района гор.Брянска, в ходе которой установлено, что в нарушение требований п.114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации и СниП а 2.04.02-84 «Водоснабжение.Наружные сети» поселок Осиновая Горка Володарского района гор.Брянска не обеспечен источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, а поселок Снежка Володарского района гор.Брянска в нарушение таб. 5 п.2.12 и п.2.24 СНиПа 2.04.02-84 «Волоснабжение.Наружные сети» запасами воды для целей пожаротушения обеспечен не в полном объеме.

Из имеющейся в материалах дела информации начальника ОГПН по Володарскому району гор.Брянска от 15 марта 2010 года следует, что на территории п.Осиновая Горка имеется один водоем для нужд пожаротушения, примерный объем которого составляет 400 куб.метров. В ходе проверки выявлены ряд нарушений требований пожарной безопасности: на момент проверки осуществить подъезд к водоему и забор воды из него невозможно в связи с тем, что дорога к нему не очищена от снега, а поверхность водоема по всей площади покрыта льдом, отсутствует возможность забора воды, отсутствуют сведения о возможности восстановления пожарного объема воды в течение 24 час., имеется только один из двух положенных водоемов. Радиус обслуживания пожарным водоемом зданий составляет 450 метров вместо 200 метров положенных, в связи с чем имеющийся пожарный водоем не соответствует требованиям пожарной безопасности. На территории п.Снежка пожарного водоема нет л.д.60).

Вместе с тем, из ответа начальника Управления по строительству и развитию территории города Брянска от 2 декабря 2009 года № 5630 усматривается, что силами поселковой администрации, совместно с жителями поселков Осиновая Горка и Снежка оборудованы искусственные водоемы с достаточным запасом воды для целей пожаротушения. При строительстве первой очереди водопровода в поселке Снежка на водопроводе установлено 10 пожарных гидрантов. Для водоснабжения поселка Осиновая Горка Володарского района гор.Брянска разработана и прошла государственную экспертизу проектно-сметная документация. За личные средства жителей поселка Снежка проектной организацией ООО «Новый проект» по техническим условиям, выданным МУП «Брянский городской водоканал», разработана проектно-сметная документация на строительство второй очереди водопровода, которая проходит необходимые согласования с Брянским отделением Московской железной дороги филиала ОАО «РЖД» и МУП «Брянский городской водоканал» л.д.62).

Из сообщения главы Володарской районной администрации гор.Брянска от 9 декабря 2009 года также усматривается, что в целях обеспечения гарантированными источниками наружного противопожарного водоснабжения за счет средств областного бюджета в 2009 году выполнена проектно-сметная документация на водоснабжение пос. Осиновая Горка, в состав которой входит строительство артезианской скважины, строительство насосной станции с водонапорной башней на 50 куб.м, строительство уличных водопроводных сетей с установкой пожарных гидрантов согласно нормам пожарного надзора. Проектно-сметная документация прошла экспертизу. В перечне объектов бюджетных инвестиций областным бюджетом на 2010 год выделяется 1,5 млн.руб. на строительство объекта пос.Осиновая Горка. Начало строительства май-июнь 2010 года. В целях обеспечения запасом воды для случаев пожаротушения силами предприятий пос.Большое Полпино выполнен пожарный водоем размером 15 х 20 м, объемом около 250 куб.м. Установлены светоотражающие указатели путей подъезда к территории водоема. На поселке для целей пожаротушения имеются 6 шахтных колодцев. Для обеспечения строительства водопроводных сетей второй половины поселка Снежка с установкой пожарных гидрантов Большеполпинская поселковая администрация провела работу с населением по их долевому участию в оплате за проектно-сметную документацию. Организацией ООО «Новый проект» выполнена проектно-сметная документация, которая проходит согласование со службами железной дороги и МУП «Брянский гороводоканал». В перечне объектов бюджетных инвестиций областным бюджетом на 2010 г. выделены финансовые средства в размере 300 тыс. руб. на строительство водопровода в пос. Снежка. Для целей пожаротушения в пос. Снежка действуют 12 пожарных гидрантов и пожарный водоем общим объемом воды 60 куб.м, а также шахтные колодцы в количестве 10 шт.л.д.63).

Указанные обстоятельства не приняты судом во внимание. Факт бездействия администрации города Брянска судом не установлен. Необходимость оборудования пос. Осиновая Горка и пос.Снежка наружными противопожарными сетями с пожарными гидрантами, а именно создание противопожарного водопровода высокого давления со стационарными пожарными насосами и невозможность использования в качестве источников противопожарного водоснабжения имеющихся водных объектов, судом надлежащим образом не проверены и данным обстоятельствам не дано оценки в решении суда. При этом судом не учтено, что в силу требований п.4.3 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности. СП 9.13130.2009», утв. Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года № 168, противопожарный водопровод высокого давления создается только при соответствующем обосновании.

Кроме того, судом не исследован вопрос о наличии технической возможности создания в пос. Осиновая Горка и пос. Снежка противопожарного водопровода высокого давления со стационарными пожарными насосами с учетом условий, указанных в резолютивной части решения суда. Соответствующих заключений в материалах дела не имеется, специалисты для дачи разъяснений по данному вопросу судом не вызывались.

На основании изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене. При новом рассмотрении дела суду следует устранить указанные недостатки, надлежащим образом проверить доводы сторон, дать им оценку и постановить решение суда в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Советского районного суда гор.Брянска от 08 апреля 2010 года отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Председательствующий А.А.Тумаков

Судьи областного суда Г.В.Шкобенева

Н.А.Богородская