получение компенсации за утраченное имущество



...

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Юдиной В.И.

судей областного суда Апокиной Е.В.

Богородской Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Богородской Н.А. 01 июля 2010 года дело по кассационной жалобе М. на решение Советского районного суда гор. Брянска от 26 апреля 2010 года по делу по иску М. к администрации Брянской области, Управлению по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области, Управлению федерального казначейства по Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и включении в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество,

У С Т А Н О В И Л А:

М. обратилась в суд с иском к администрации Брянской области, Управлению по проблемам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС Брянской области, УФК по Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и включении в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество, ссылаясь на то, что решением Управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС Брянской области ей, несмотря на представленные документы, было незаконно отказано в выплате компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС. Просила признать отказ комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС незаконным, признать за ней право на получение денежной компенсации за утраченное имущество и обязать администрацию Брянской области принять решение о выплате указанной компенсации в размере 1192300 руб.

Решением Советского районного суда гор. Брянска от 26 апреля 2010 года в удовлетворении исковых требований М. к администрации Брянской области, Управлению по проблемам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС Брянской области, УФК по Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и включении в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество отказано.

В кассационной жалобе М. просит об отмене решения суда, ссылаясь на то, что в соответствии с п.4 ст. 17 Закона РФ»О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Черноблыьской АЭС» граждане, получившие в зонах отчуждения или отселения имущество в порядке наследования либо по другим основаниям, предусмотренным законодательством РФ, получают компенсацию их стоимости в соответствии с указанным пунктом независимо от места их постоянного проживания.

Заслушав доклад судьи областного суда Богородской Н.А., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно п.6 ч.1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 17 указанного Закона указанной категории граждан гарантируется компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость строений (жилые дома, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки и другие), домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства, и стоимость всех видов сельскохозяйственных животных, подлежащих вынужденному убою, а также утраченных садово-ягодных насаждений, посевов.

Граждане, имеющие дачи, садовые домики и другие строения, а также плодово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и граждане, получившие в этих зонах имущество в порядке наследования либо по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, получают компенсацию их стоимости в соответствии с настоящим пунктом независимо от места их постоянного проживания. Порядок выплаты компенсации, а также стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности при определении стоимости указанных строений и имущества с учетом степени их радиоактивного загрязнения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.2 Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утв. Постановлением Правительства РФ № 869 от 29.12.2004г., выплата компенсации, включающей в себя стоимость строений (жилые дома, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки и другие), а также стоимость домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевести его на новое место жительства, всех видов сельскохозяйственных животных, подлежащих вынужденному убою, и утраченных садово-ягодных насаждений, посевов, производится гражданам, указанным в пунктах 6 и 11 части первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Таким образом, в силу указанных выше требований закона право на компенсацию за утраченное имущество имеют граждане, проживающие в зоне отчуждения или зоне отселения в случае их эвакуации или добровольного переселения из зоны отселения или из зоны отчуждения. Право на компенсацию стоимости имущества, полученного в порядке наследования или по другим основаниям, предусмотренным законодательством РФ, и находящегося в указанных зонах, на основании абз.2 п.4 ст. 17 Закона имеют лица, которые сами в этих зонах не проживают и не имеют возможности пользоваться данным имуществом.

Как видно из материалов дела, истица проживает и зарегистрирована по адресу гор.Новозыбков ул...., с 26 апреля 1986 года по 27 августа 1993 года и с 26 сентября 1996 года по настоящее время. Территория гор.Новозыбкова в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года № 1582( в редакции постановления правительства РФ от 7 апреля 2005 года № 197) отнесена к зоне отселения.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ... М. на праве собственности также принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу Брянская область, гор.Новозыбков, ул...., на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 11 декабря 2007 года.

Учитывая, что истица постоянно проживает в зоне отселения, в добровольном порядке из данной зоны не выехала и фактически не утратила возможность пользоваться принадлежащим ей имуществом, за которое просит компенсацию, судебная коллегия приходит к выводу, что право на получение указанной компенсации у нее не возникло и вывод суда в этой части является необоснованным.

Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с выводом суда, что представленный истцом отчет о стоимости принадлежащего ей имущества по адресу Брянская область, г. Новозыбков, ул.... от 15 июня 2009 года, согласно которому рыночная стоимость указанного имущества составляет 1192300 руб., не соответствует ФЗ РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и стандартам оценки. Доказательств, опровергающих выводы суда в этой части, истцом не представлено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы М. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Советского районного суда гор. Брянска от 26 апреля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу М. - без удовлетворения.

Председательствующий В.И. Юдина

Судьи областного суда Е.В. Апокина

Н.А. Богородская