Судья Петряков А.В. Дело Номер обезличен /10 Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе: председательствующего Юдиной В.И., судей областного суда Богородской Н.А., Апокиной Е.В., при секретаре Красовской И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании 01 июля 2010 года по докладу судьи Апокиной Е.В. гражданское дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Брянском муниципальном районе Брянской области на решение Брянского районного суда Брянской области от 11 мая 2010 года по делу по иску К.А.И. к ГУ-Управлению Пенсионного фонда РФ в Брянском муниципальном районе Брянской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, у с т а н о в и л а: К.А.И. обратился в суд с иском к ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Брянском муниципальном районе Брянской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью. В обоснование заявленных требований указал, что ответчик необоснованно не засчитал в его педагогический стаж период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 23 апреля 1980 года по 01 мая 1982 года. Просил засчитать указанный период службы в педагогический стаж и признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику с 21 января 2010 года - момента обращения за пенсией. Представитель ответчика исковые требования не признал, пояснив, что включить указанный период не представляется возможным, в связи с тем, что Списком должностей и учреждений и Правилами исчисления педагогического стажа не предусмотрена служба в Вооруженных Силах. Решением Брянского районного суда Брянской области от 11 мая 2010 года исковые требования К.А.И. удовлетворены: суд признал за К.А.И. право на назначение досрочной трудовой пенсии и включил в педагогический стаж К.А.И. период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 23.04.1980г. по 01.05.1982г. Возложил на ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Брянском районе Брянской области обязанность по назначению К.А.И. досрочной трудовой пенсии как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность, согласно п.1 подпункту 19 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 20 января 2010 года. В кассационной жалобе начальник ГУ УПФ РФ Брянского района Брянской области С.Н.М. просит отменить решение суда в связи с неправильным применением судом норм материального права. Ссылается на то, что в соответствие с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в стаж работы при условии, если не менее 2/3 стажа требуемого для назначения пенсии приходится на работу в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на пенсию. Поскольку на момент отмены данного Положения на 1 октября 1993 года педагогический стаж К.А.И. составил 6 лет 9 месяцев 02 дня, то есть им не было выработано 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев), следовательно, период службы в составе Вооруженных Сил ССР не может быть засчитан в педагогический стаж истца. Заслушав доклад по делу судьи облсуда Апокиной Е.В., выслушав объяснения представителя ответчика по доверенности П.И.О., поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя истца по доверенности Е.С.В., возражавшего против удовлетворения жалобы и просившего решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему. Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2009 N 378-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного настоящим законом, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Как следует из материалов дела и подтверждается записями в трудовой книжке истца, К.А.И. с 01.09.79г. по 17.04.80г. работал учителем физкультуры в Каменскохуторской средней школе; с 16.08.87г. по 15.08.90г. - учителем в Петровобудской средней школе; с 16.08.90г. по 30.08.96г. - учителем в Каменскохуторской средней школе; с 02.0996г. по 31.12.2009г. - учителем средней школы № 22 (МОУ СОШ) г.Брянска. Указанные периоды (всего 23 года 2 дня) добровольно приняты ответчиком к зачету в специальный стаж, дающий К.А.И. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Судом установлено, что в период с 23.04.1980г. по 01.05.1982г. К.А.И. проходил службу в рядах Советской Армии. Судебная коллегия находит, что, удовлетворяя требования истца о зачете времени службы в армии в специальный стаж, суд пришел к правильному выводу о том, что на момент прохождения К.А.И. службы в рядах Вооруженных Сил СССР в 1980-1982 годы действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения. В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Период службы К.А.И. в рядах Вооруженных Сил СССР относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Таким образом, вышеназванный период службы К.А.И. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства, в том числе указанное ответчиком в кассационной жалобе, повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. На основании изложенного, судебная коллегия находит решение суда в этой части постановленным в соответствие с фактическими обстоятельствами дела при верном толковании и применении норм материального и процессуального права. В части возложения на ответчика обязанности по назначению К.А.И. досрочной трудовой пенсии с 20 января 2010 года решение подлежит изменению. Согласно части 1 ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2009 N 378-ФЗ) трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (ч.2 ст.19). Как усматривается из пенсионного дела К.А.И., заявление с соответствующими документами принято от него 22 января 2010 года. Поскольку право на назначение досрочной трудовой пенсии с учетом зачтенного судом периода службы в армии, возникло у истца еще в 2009 году, досрочная трудовая пенсия подлежит назначению в силу ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях» со дня обращения за пенсией, то есть с 22 января 2010 года. Судом первой инстанции не приведено оснований для назначения К.А.И. пенсии с 20 января 2010 года, не усматривается таких оснований и судебной коллегией. С учетом вышеизложенного решение суда в части установления даты, с которой К.А.И. необходимо назначить досрочную трудовую пенсию, подлежит изменению. Руководствуясь ст.ст. 361-362 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: Решение Брянского районного суда Брянской области от 11 мая 2010 года в части установления даты назначения К.А.И. досрочной трудовой пенсии, изменить с «20 января 2010 года» на «22 января 2010 года». Считать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Брянском районе Брянской области обязанным назначить К.А.И. досрочную трудовую пенсию, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, согласно п.1 подпункта 19 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 22 января 2010 года. В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ УПФ РФ Брянского района Брянской области - без удовлетворения. Председательствующий В.И.Юдина судьи областного суда Н.А.Богородская Е.В.Апокина