отказ в выплате единовременной компенсации в связи со смертью кормильца



Судья Шайдуко И.А. Дело ... 10

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Гоменок З.И.,

судей областного суда Суярковой В.В., Апокиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 июля 2010 года по докладу судьи Апокиной Е.В. гражданское дело по кассационной жалобе Г.Л.И. на решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 21 июня 2010 года по делу по иску Г.Л.И. к Государственному учреждению «Отдел социальной защиты населения города Новозыбкова» о признании незаконным отказа в выплате единовременной компенсации в связи со смертью кормильца и ежемесячной денежной компенсации, признании права на получение данных компенсаций,

у с т а н о в и л а:

Г.Л.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что состояла в браке с Г.Н.М., умершим 11.11.2009г. Решением Российского Межведомственного Экспертного совета от 13.04.2010 г. причина смерти её мужа связана с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Поскольку на момент смерти мужа она достигла возраста 56 лет, являлась нетрудоспособной и на основании ст.89 СК РФ имела право получать от мужа содержание в виде алиментов, просила признать за ней право на получение единовременной и ежемесячных компенсаций, в связи со смертью кормильца, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».

Представитель ГУ «ОСЗН гор. Новозыбкова» по доверенности В.Н.Г. требования Г.Л.И. не признала, пояснив, что право на получение указанных компенсаций имеют только члены семьи умершего кормильца, находящиеся у него на иждивении. При обращении в отдел соцзащиты истицей Г.Л.И. не было представлено документов, предусмотренных пунктом З Правил выплаты компенсаций семьям за потерю кормильца, утвержденных постановлением Правительства РФ № 907 от 31.12.2004 года, подтверждающих факт нахождения её на иждивении мужа,

Решением Новозыбковского городского суда Брянской области от 21 июня 2010 года в иске Г.Л.И. отказано.

В кассационной жалобе Г.Л.И. просит отменить решение суда в связи с неправильным применением судом норм материального права. Полагает, что суду следовало дать оценку тому обстоятельству, что в силу ст.7 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» право на получение ежемесячной компенсации в случае смерти застрахованного лица имеют лица, которые на день смерти имели право на получение от него содержания.

На кассационную жалобу были принесены возражения начальника ГУ «ОСЗН г.Новозыбкова» М.Г.Л., которая не согласна с доводами, изложенными в кассационной жалобе, считает их необоснованными и ошибочными, просит оставить решение суда без изменения.

Заслушав доклад по делу судьи облсуда Апокиной Е.В., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» № 1244-1от 15.05.1991 года (с последующими изменениями и дополнениями) семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, выплачивается единовременная компенсация в размере 10 000 рублей, родителям погибшего - в размере 5 000 рублей (размеры пособий в дальнейшее индексировались по индексам, утверждаемым Постановлениями Правительства РФ).

В соответствие с пунктом З Правил выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, утвержденных постановлением Правительства РФ № 907 от 31.12.2004 года (в ред. от 22.01.2007г.) для получения указанной компенсации граждане должны предоставить документы, в том числе, содержащие сведения, подтверждающие факт нахождения нетрудоспособных членов семьи на иждивении умершего кормильца.

Согласно части 4 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, (в том числе ежемесячная денежная компенсация вреда здоровью - п.15) распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.

При этом пунктом 15 ч.1 ст. 14 предусмотрено, что в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.

Таким образом, право на получение ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью (ст.14) и единовременной компенсации по потери кормильца (ст.39) возникает только для членов семьи умершего, для которых он являлся кормильцем, то есть для тех, кто находился у него на иждивении.

Как следует из материалов дела, муж истицы Г.Л.И. - Г.Н.М., умерший ...г., являлся инвалидом 1 группы по общему заболеванию, мер социальной поддержки, предусмотренных ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» не получал.

Решением Российского межведомственного экспертного совета от 13 апреля 2010 года причина смерти Г.Н.М. связана с воздействием радиационных фактором вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Судебная коллегия находит, что, отказывая в удовлетворении требований Г.Л.И., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что для приобретения права на получение компенсаций, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» истице, как нетрудоспособному члену семьи умершего вследствие заболевания связанного с воздействием радиационных факторов от аварии на ЧАЭС, необходимо подтвердить факт нахождения её на иждивении умершего.

Представленные Г.Л.И. доказательства нахождения её на иждивении - сведения о размерах получаемых пенсий: Г.Н.М. в сумме 6744 руб. 03 коп. и её пенсии в размере - 6967 руб. 80 коп., правильно оценены судом в соответствии со ст.67 ГПК РФ, как не подтверждающие указанный факт.

Доводы кассационной жалобы Г.Л.И. о необходимости применения в её деле положений Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и необходимости исследования обстоятельств, установленных данным законом (наличие права на получение содержания), являются несостоятельными, поскольку названный закон регулирует иные правоотношения и в силу ст.2 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» его нормы не могут применяться к отношениям, связанным с чернобыльской катастрофой.

На основании изложенного судебная коллегия считает, что принятое судом решение постановлено с учетом фактических обстоятельств дела при правильном применении норм материального права, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 21 июня 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Г.Л.И. - без удовлетворения.

Председательствующий З.И.Гоменок

судьи областного суда В.В.Суяркова

Е.В.Апокина