признание права на получение гос. жилищного сертификата и восст. в очереди



Судья Ковалев Ю.А. Дело ...

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Суярковой В.В.,

судей областного суда Янишевской Л.В., Апокиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 августа 2010 года по докладу судьи Апокиной Е.В. дело по кассационной жалобе Управления внутренних дел по Брянской области на решение Карачевского районного суда Брянской области от 29 июня 2010 года по гражданскому делу по иску Ковалева Н.И. к УВД по Брянской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата и восстановлении в очереди на получение государственного жилищного сертификата,

у с т а н о в и л а:

Ковалев Н.И. обратился в суд с иском к УВД по Брянской области и ОВД по Карачевскому муниципальному району Брянской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата, об устранении нарушений в очередности на получение жилья, препятствующих получить государственный жилищный сертификат, и восстановлении в очереди на получение указанного сертификата.

В обоснование своих требований указал, что в 2002 году на основании поданного рапорта он был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий по месту своей службы в ОВД Карачевского района. После предоставления в УВД по Брянской области всех необходимых документов, письмом от 29.12.2007 г. он был уведомлен о принятом решении о включении его в список граждан-кандидатов на выдачу государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение Государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

22.10.2009 года комиссия УВД по Брянской области по социальному развитию и материально-техническому обеспечению уведомила его о том, что его исключили из данного списка в связи с выявленными нарушениями, установленными проведенной проверкой УВД Брянской области, в частности, отсутствием в ОВД Карачевского района надлежащего учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение комиссии считает незаконным и необоснованным по тем основаниям, что в случае выявления проведенной проверкой нарушений в работе жилищной комиссии, должны были быть приняты меры по устранению нарушений, но не исключение его из списков на получение сертификата.

В судебном заседании истец Ковалев Н.И. уточнил свои исковые требования, отказавшись от требований к ОВД по Карачевскому муниципальному району, поддержав в полном объеме требования к УВД по Брянской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата и восстановлении в очереди на его получение.

Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела представителей УВД Брянской области, представителей третьих лиц: администрации Карачевского района и Карачевской городской администрации.

В письменных возражениях на иск и ранее данных пояснениях суду первой инстанции представители ответчика УВД Брянской области исковые требования Ковалева Н.И. не признавали, указывая, что проведенная проверка работы жилищной комиссии ОВД Карачевского района выявила, что приказы об утверждении деятельности жилищно-бытовых комиссий в ОВД по Карачевскому муниципальному району не издавались; жилищный учет и списки сотрудников ОВД по Карачевскому муниципальному району, признанных нуждающимися в улучшении жилой площади в отделе внутренних дел по Карачевскому муниципальному не ведутся; на учет по улучшению жилищных условий в ОВД по Карачевскому муниципальному району сотрудники не принимались. Данный учет ведется жилищно-общественной комиссией администрации г.Карачев. Следовательно, истец на жилищном учете в ОВД по Карачевскому муниципальному району не состоял и соответственно не имеет права на получение жилищного сертификата через УВД Брянской области. Он обладает правом на получение сертификата через администрацию Брянской области, поскольку состоит на жилищном учете в Карачевской городской администрации.

Решением Карачевского районного суда Брянской области от 29 июня 2010 года исковые требования Ковалева Н.И. удовлетворены частично: на УВД по Брянской области возложена обязанность восстановить Ковалева Н.И. в очереди на получение государственного жилищного сертификата. В остальной части исковых требований отказано. С УВД по Брянской области также взысканы в пользу Ковалева Н.И. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

В кассационной жалобе на указанное решение суда представитель Управления внутренних дел по Брянской области по доверенности Пачкова Г.П. просит отменить решение суда, считает, что данное решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда необоснованны, так как по результатам проверки ОВД по Карачевскому муниципальному району было выявлено формальное ведение учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из показаний представителей ОВД по Карачевскому району жилищно-бытовая комиссия не заседала, в связи с отсутствием такой необходимости, так как с заявлениями о постановке на учет сотрудники ОВД в комиссию не обращались, следовательно, и протоколы заседаний не велись, а списки велись формально, в связи с этим истец не имеет права на участие в подпрограмме по пп. «а» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, так как не состоял в очереди на получение жилья по месту работы в органе внутренних дел.

На кассационную жалобу были принесены возражения Ковалева Н.И. и главы Карачевской городской администрации Шураева В.Н., которые не согласны с доводами, изложенными в кассационной жалобе, считают их необоснованными и ошибочными, просят оставить решение суда без изменения.

Заслушав доклад по делу судьи облсуда Апокиной Е.В., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п.п. «а» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 право на участие в подпрограмме имеют признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Как установлено судом, Ковалев Н.И. проходит службу на должности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, в ОВД по Карачевскому муниципальному району по срочному контракту, заключенному на 1 год до 01 марта 2011 года, является пенсионером МВД РФ.

Согласно письму УВД по Брянской области от 29.12.2007 года № 7/К-14 комиссией Управления внутренних дел по Брянской области по социальному развитию и материально-техническому обеспечению 28.12.2007 года принято решение о включении Ковалева Н.И. в список граждан-кандидатов на выдачу государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы.

Судом исследовались материалы учетного дела Ковалева Н.И., на основании которого комиссией УВД Брянской области он был включен в список участников государственной подпрограммы. Установлено, что все предусмотренные законом документы истцом были представлены. Решение комиссии было основано на том, что Ковалев Н.И., как лицо, достигшее предельного возраста нахождения на службе, стоящий на жилищном учете по месту службы, обладает правом получения в случае увольнения государственного жилищного сертификата.

К такому выводу пришел и суд первой инстанции, который также не усмотрел неправомерных действий со стороны истца по представлению им затребованных комиссией УВД документов.

Судебная коллегия находит вывод суда соответствующим фактическим обстоятельствам дела.

Доводы ответчика об отсутствии жилищного учета по месту службы Ковалева Н.И. в ОВД по Карачевскому району, опровергаются материалами дела, в том числе результатами проверки и пояснениями представителей ответчика о том, что учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в ОВД Карачевского района велся формально, с использованием сведений, находящихся в органе местного самоуправления.

При этом нуждаемость Ковалева Н.И. в улучшении жилищных условий как в 2007 году, так и в настоящее время, ответчиком не оспаривается.

Кроме того, признание Ковалева Н.И. в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий подтверждается постановкой его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Карачевской городской администрации с 2002 года.

Основанием для исключение Ковалева Н.И. из списка участников подпрограммы послужило выявление ненадлежащего ведения органом внутренних дел учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, указанные обстоятельства не влекут лишение Ковалева Н.И. права на получение государственного жилищного сертификата, как не предусмотренные законом, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно признал неправомерным и отменил решение комиссии УВД Брянской области от 22 октября 2009 года об исключении Ковалева Н.И. из списка участников подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата, возложив на ответчика обязанность по восстановлению Ковалева Н.И. в очереди на получение сертификата.

Ссылки ответчика на то, что Ковалев Н.И., как состоящий в очереди на получение жилья в органе местного самоуправления, после увольнения из органов внутренних дел, может заявить о своем праве на получение жилищного сертификата по п.п. «г» п.5 вышеназванных Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов через администрацию Брянской области, не влекут умаление прав истца на получение сертификата в соответствие с п.п. «а» п.5 Правил через УВД Брянской области.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда постановленным в соответствие с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона и оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Карачевского районного суда Брянской области от 29 июня 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления внутренних дел по Брянской области - без удовлетворения.

Председательствующий В.В.Суяркова

судьи областного суда Л.В.Янишевская

Е.В.Апокина