об обжаловании действий фонда соцстраха



Cудья Присекина О.Н. Дело

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

Председательствующего : ЗУБКОВОЙ Т.И.

Судей областного суда : ПАРАМОНОВОЙ Т.И.

БОГОРОДСКОЙ Н.А.

При секретаре ИВАНОВОЙ И.Ю.

Рассмотрев в открытом судебном заседании 7 октября 2010 г. по докладу судьи Зубковой Т.И. дело по кассационной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Брянска от 5 августа 2010 г. по делу по заявлению ФИО1 об оспаривании решений, действий, бездействия ГУ - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, Территориального органа Федеральной службы здравоохранения и социального развития по Брянской области, Департамента здравоохранения Брянской области, ГУ - Брянского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, и их должностных лиц,

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий и решений органов государственной власти и их должностных лиц, ссылаясь на то, что с апреля 2000 года является членом Некоммерческого Партнерства «Орловская областная коллегия адвокатов 2», с июня 2000 года является инвалидом 2 группы бессрочно по причине увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Однако в 2010 году ГУ Орловское региональное отделение ФСС РФ перестало оплачивать ему листки нетрудоспособности, ссылаясь на справку №13 от 23.04.2010 года по результатам проверки обоснованности выдачи ФИО1 листков нетрудоспособности, согласно выводам которой выдача листков нетрудоспособности за периоды с 15.01.2010 г. по 29.01.2010 г., с 15.02.2010 г. по 26.02.2010 г., с 31.02.2010 г. по 14.04.2010 г. ФИО1 произведена неправомерно.

Проверка обоснованности выдачи листков нетрудоспособности в свою очередь проводилась на основании совместного решения №16 от 15.04.2010 года Территориального управления Росздравнадзора по Брянской области, ГУ - Брянского регионального отделения ФСС РФ, Департамента здравоохранения Брянской области о проведении внеплановой проверки учреждения здравоохранения ГУЗ «Брянский клинико-диагностический центр», с которым он также не согласен.

Полагал, что основания для принятия решения о проведении внеплановой проверки отсутствовали. Основанием к признанию выдачи листков нетрудоспособности неправомерной являлось то обстоятельство, что ФИО1 не вступал в добровольные правоотношения по обязательному медицинскому страхованию. С данным выводом ФИО1 не согласен и считает, что в отношении него необходимо применять специальную норму Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривающую обязанность оплаты листков нетрудоспособности инвалидам-чернобыльцам в размере 100% заработка.

Просил признать незаконными, безосновательными и нарушающими его права и охраняемые законом интересы, совершенные с превышением должностных полномочий действия ГУ Орловское региональное отделение ФСС РФ и его должностных лиц ФИО7 и ФИО8 по отказу в выплате ФИО1 с 01.01.2010 г. листков нетрудоспособности;

Признать незаконными, безосновательными и нарушающими его права и охраняемые законом интересы, совершенные с превышением должностных полномочий действия ГУ Орловское региональное отделение ФСС РФ и его должностных лиц ФИО7 и ФИО8 по подготовке и направлению ответа ГК Орловское РО ФСС РФ от 12.04.2010 г. на запрос Некоммерческого Партнерства «Орловская областная коллегия адвокатов 2»;

Признать незаконными, безосновательными и нарушающими его права и охраняемые законом интересы, совершенные с превышением должностных полномочий действия должностных лиц ФИО2, ФИО3, ФИО4 в части исполнения возложенного на них решением Департамента здравоохранения, Росздравнадзора и ГУ РО ФСС РФ по Брянской области от 15.04.2010 года поручения и изложения ими вывода о неправомерности выдачи ФИО1 листков нетрудоспособности, содержащегося в справке от 23.04.2010 г. №13;

Признать незаконными, необоснованными и нарушающими его права и охраняемые законом интересы, совершенные с превышением должностных полномочий выводы ФИО2, ФИО3 и ФИО4 о неправомерности выдачи ФИО1 листков нетрудоспособности, содержащиеся в справке от 23.04.2010 г. №13.

Решением Советского районного суда г. Брянска от 5.08.2010г. в удовлетворении заявления ФИО1 отказано.

В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, как незаконное, ссылаясь на те же обстоятельства, что и в обоснование заявленных требований.

В возражениях на жалобу ГУ Орловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ просит оставить решение суда без изменения.

Заслушав доклад судьи облсуда Зубковой Т.И., выслушав возражения на жалобу представителя ГУ Орловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ ФИО9 и представителя Брянского регионального отделения Фонда социального страхования ФИО4, полагавших решение суда законным, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, ФИО1, осуществляющий индивидуальную трудовую деятельности в качестве адвоката, является инвалидом вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием и имеет право на льготы, предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

При обращении ФИО1 за лечением в Брянский клинико-диагностический центр ему были выданы листки нетрудоспособности за периоды с 15.01.2010 г. по 29.01.2010 г., с 15.02.2010 г. по 26.02.2010 г., с 31.03.2010 г. по 14.04.2010 г.

13.04.2010 г. ГУ - Орловское РО ФСС РФ направило запрос в ГУ - Брянское РО ФСС РФ с просьбой оказать содействие по вопросу проверки обоснованности выдачи листков нетрудоспособности ФИО1, адвокату Орловской областной коллегии адвокатов -2. В запросе указано, что ФИО1, являясь адвокатом, не вступал с отделением Фонда в добровольные отношения по страхованию, не производил и не производит уплату за себя страховых взносов.

Совместным решением №16 от 15.04.2010 года Территориального управления Росздравнадзора по Брянской области, ГУ - Брянского регионального отделения ФСС РФ, Департамента здравоохранения Брянской области о проведении внеплановой проверки учреждения здравоохранения ГУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» постановлено провести проверку обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности ФИО1

Проведение проверки поручено представителям: Территориального управления Росздравнадзора по Брянской области - ФИО2, ГУ - Брянского регионального отделения ФСС РФ - главному специалисту отдела организации реабилитации застрахованных и анализа экспертизы нетрудоспособности ФИО4, от Департамента здравоохранения ФИО3

Согласно справке от 23.04.2010 г. по результатам проверки обоснованности выдачи листков нетрудоспособности ФИО1, выдача ему данных листков нетрудоспособности произведена неправомерно, в нарушение пункта 1 порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.08.2007 г. №514.

12.04.2010 г. ГУ - Орловское РО ФСС РФ отказало в оплате листков нетрудоспособности заявителю, указывая что отсутствуют правовые основания для оплаты листков нетрудоспособности адвокату ФИО1

Согласно статье 2 п.2 ФЗ №255-ФЗ от 29.12.2006 г. (в ред.24.07.2009 г.) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются застрахованными лицами.

Перечень лиц, подлежащих обязательному страхованию, дан в п.1 статьи 2 вышеназванного закона, ФИО1 под данный перечень не подпадает.

Адвокаты,. .. подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона. (п.З статьи 2 ФЗ №255-ФЗ).

Названный Федеральный закон предоставляет право на обеспечение по обязательному социальному страхованию и лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, в том числе адвокатам, при условии уплаты ими (или за них) страховых взносов на обязательное социальное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации

Таким образом, в настоящее время адвокаты самостоятельно решают вопрос о вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности

Отказывая в удовлетворении заявления в части признания незаконными действий Орловского регионального отделения ФСС РФ и его должностных лиц по отказу в оплате ФИО1 листков нетрудоспособности, суд правомерно исходил из данных требований закона, поскольку ФИО1, являясь адвокатом не вступал добровольно в отношения по обязательному социальному страхованию и не уплачивал за себя взносы.

Доводы заявителя о том, что он вправе, не будучи застрахованным лицом, но как инвалид - Чернобылец, получать из Фонда социального страхования средства федерального бюджета в случае его временной нетрудоспособности оплату в размере 100% его среднего заработка, неправомерен, поскольку противоречат вышеназванным положениям закона.

Пунктом 6 части 1 статьи 14 Закона РФ №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы гарантируется выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа.

Однако нормы Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусматривают, что инвалиды вследствие Чернобыльской катастрофы подлежат обязательному страхованию за счет средств федерального бюджета.

Ссылка ФИО1 на п. 1статьи 6 ФЗ от 28.11.2009 г. №292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» неправомерна, поскольку данной нормой предусмотрено финансовое обеспечение выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за исключением расходов на выплату пособия, указанного в пункте 2 настоящей статьи) в размерах сверх установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, финансируемых за счет средств федерального бюджета, гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

Рассматривая требования заявителя о признании незаконными действий должностных лиц ФИО2, ФИО3, ФИО4 по исполнению возложенного на них решением Департамента здравоохранения, Росздравнадзора и ГУ РО ФСС РФ по Брянской области от 15.04.2010 года №16 поручения и изложения ими вывода о неправомерности выдачи ФИО1 листков нетрудоспособности, содержащегося в справке от 23.04.2010 г. №13, суд пришел к выводу, что действия должностных лиц ФИО2, ФИО3, ФИО4 соответствовали требованиям действующего законодательства.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он соответствует нормам права и фактическим обстоятельствам дела.

Вывод суда мотивирован, подтверждается имеющимися в деле документами.

Согласно пункту 5.1.3.1. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. №232 от 30.06.2004 г., а также п.6.3.1. Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту РФ, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 г. №205, на данные органы возложена обязанность контроля за порядком производства медицинской экспертизы.

Пунктом 3 Инструкции «О порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности», утв. Совместным приказом от 06.10.1998 г. Минздрава РФ №291, Фонда социального страхования РФ №167, предусмотрено, что функции контроля за состоянием экспертизы временной нетрудоспособности осуществляются при вневедомственном (межведомственном) контроле - специалистами исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - Фонда) совместно с территориальными органами управления здравоохранением и учреждениями здравоохранения с привлечением, при необходимости, представителей лицензионно-аккредитационных комиссий, страховых медицинских организаций, территориальных фондов обязательного медицинского страхования (в случае выполнения ими функций страховщика), профессиональных медицинских ассоциаций, учреждений высшего профессионального образования, научно-исследовательских институтов, других учреждений здравоохранения и независимых экспертов в пределах их компетенции.

При проведении вневедомственного (межведомственного) контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности исполнительными органами Фонда социального страхования РФ оценивается в том числе соблюдение установленных правил выдачи, продления, оформления, учета и хранения листков нетрудоспособности, (п.5.1.1 Инструкции от 06.10.1998 г.).

Внеплановый контроль осуществляется в связи с письменными или устными запросами граждан, страхователей (работодателей) по обоснованности выдачи, продления, оформления, учета и хранения листков нетрудоспособности, предъявленных к оплате, и в других случаях, требующих экспертного контроля, (п.5.2. Инструкции от 06.10.1998 г.).

Таким образом, в связи с наличием запроса Орловского РО ФСС РФ по вопросу проверки обоснованности выдачи листков нетрудоспособности ФИО1, суд обоснованно пришел к выводу о правомерности действий должностных лиц ФИО2, ФИО3, ФИО4 по исполнению возложенного на них решением Департамента здравоохранения, Росздравнадзора и ГУ РО ФСС РФ по Брянской области от 15.04.2010 года №16 поручения и изложения ими вывода о неправомерности выдачи ФИО1 листков нетрудоспособности, содержащегося в справке от 23.04.2010 г.

В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

  • на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Поскольку, оспариваемый ФИО10 ответ от 12.04.2010 г. (письмо в адрес Председателя НП «ООКА 2» ФИО11) содержит разъяснения по вопросу отсутствия правовых оснований для оплаты ФИО1 листков нетрудоспособности и данный ответ не повлек нарушения прав и свобод ФИО1., не создал препятствий к осуществлению его прав и свобод и не возложил на нега никаких обязанностей, то суд обоснованно пришел к выводу, что данный ответ не может быть предметом судебного обжалования в порядке производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений и отказал в удовлетворении этих требований.

Другие доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана оценка, новых доводов жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах, решение Советского районного суда г. Брянска законно и оснований для его отмены судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Советского районного суда г. Брянска от 5 августа 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: Зубкова Т.И.

Судьи областного суда: Парамонова Т.И.

Богородская Н.А.