... КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе: председательствующего Суярковой В.В. судей областного суда Тумакова А.А. Богородской Н.А. при секретаре Копыловой О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Богородской Н.А. 14 октября 2010 года дело по кассационной жалобе представителя С. М. на решение Советского районного суда гор.Брянска от 24 августа 2010 года по делу по иску С. к Управлению имущественных отношений Брянской области об оспаривании отказа в предоставлении в собственность земельного участка и обязании передать земельный участок в собственность, У С Т А Н О В И Л А : С. обратилась в суд с иском к Управлению имущественных отношений Брянской области об оспаривании отказа в предоставлении в собственность земельного участка и обязании передать земельный участок в собственность, ссылаясь на то, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу гор.Брянск, ..., часть которого расположена на земельном участке, площадью 800 кв.м, принадлежащем на праве общей долевой собственности ей и ее братьям, другая часть дома расположена на земельном участке, площадью 466 кв.м, находящемся в аренде сроком на 49 лет. Ответчиком ей отказано в приобретении права собственности на возмездной основе на земельный участок, площадью 466 кв.м по тем основаниям, что данный земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте, особо охраняемым и не подлежит приватизации. Считает данный отказ незаконным, просила обязать ответчика передать ей в собственность земельный участок, площадью 466 кв.м на возмездной основе. Решением Советского районного суда гор.Брянска от 24 августа 2010 года в удовлетворении исковых требований С. отказано. В кассационной жалобе представитель С. М. просит об отмене решения суда, ссылаясь на то, что судом неправильно определены фактические обстоятельства дела. Судом не принято во внимание, что спорный земельный участок находится в границах охранной зоны памятника природы, а не на территории памятника природы. Запрета на приватизацию земель, прилегающих к территории памятника природы (особо охраняемой территории) действующее законодательство не содержит. Заслушав доклад судьи облсуда Богородской Н.А., объяснения представителя С. М., поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям. Судом установлено, что С. является собственником части жилого дома № ... в гор.Брянске, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии ... от .... Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии ... от ... истице на праве общей долевой собственности принадлежит 9/24 доли земельного участка № ..., общей площадью 800 кв.м, расположенного по ... в гор.Брянске. В соответствии с договором аренды № ... от ... С. передан в аренду сроком на 49 лет земельный участок, площадью 466 кв.м, расположенный по адресу гор.Брянск, ... ... Согласно ч.4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Пунктом 8 ст.28 Федерального закона РФ от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что не подлежат отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с преамбулой Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-Ф «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Согласно ст. 26 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.4 ст. 95 Земельного кодекса РФ в целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима. Как видно из ответа Управления имущественных отношений Брянской области от 18 мая 2010 года за № 28/1-6029, С. отказано в предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату, т.к. данный земельный участок расположен на территории охранной зоны памятника природы Балка Нижний Судок, объявленного Постановлением Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года № 34 памятником природы областного значения (л.д.15). Отказывая истице в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу, что в соответствии с ч.8 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки, в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов не подлежат отчуждению. При этом суд установил, что земельный участок, расположенный по адресу гор.Брянск, ..., обозначен на плане-схеме розовым цветом, что означает его расположение на территории охранной зоны памятников природы овраги Верхний и Нижний Судки, с родниками, балками и отвершками (Брянские балки) в гор.Брянске, объявленной Постановлением Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года № 34 памятником природы областного значения. Таким образом, в суд представлены документы, подтверждающие, что спорный земельный участок включен в состав земель, относящихся к особо охраняемым природным территориям. Однако, судом сделан противоречивый вывод о категории спорного земельного участка. Указав, что данный земельный участок расположен на территории охранной зоны памятников природы, суд в тоже время указывает, что спорный земельный участок включен в состав земель, относящихся к особо охраняемым природным территориям. Таким образом, суд надлежащим образом не установил к какой категории земель отнесен спорный земельный участок, что является юридически значимым обстоятельством по настоящему делу. На основании изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене. При новом рассмотрении дела суду следует устранить указанные недостатки, надлежащим образом проверить доводы сторон, дать им оценку и постановить решение суда в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Советского районного суда гор.Брянска от 24 августа 2010 года отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение. Председательствующий В.В.Суяркова Судьи областного суда А.А.Тумаков Н.А.Богородская