Судья Башлак И.В. Дело ... Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе: председательствующего Гоменок З.И., судей областного суда Янишевской Л.В. и Апокиной Е.В. при секретаре Холомеевой Т.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гоменок З.И. «12» августа 2010 года дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области на решение Злынковского районного суда Брянской области от «16» июня 2010 года по иску В. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области о взыскании недополученных сумм по социальным выплатам, взыскании денежной компенсации морального вреда и признании права на получение стоимости набора социальных услуг ( НСУ), ежемесячной денежной выплаты ( ЕДВ) и пенсии в повышенном размере, предусмотренном для граждан, постоянно проживающих в зоне отселения, УСТАНОВИЛА: В. обратился в суд с иском к УПФР в Злынковском муниципальном районе, указывая на то, что являлся получателем ЕДВ как участник Великой Отечественной войны. Начиная с 2006 года постоянно обращался с заявлениями об отказе от получения набора социальных услуг. В марте 2008 года вновь оформил заявление об отказе от получения НСУ в пользу денежного эквивалента на 2009 год. С 8 октября 2008 года стал получать ЕДВ по категории участник Великой Отечественной войны, ставший инвалидом. Однако УПФР в Злынковском муниципальном районе перестало выплачивать стоимость НСУ. Кроме того, с декабря 2009 года ему приостановлены выплаты ЕДВ и пенсии в повышенном размере как гражданину, постоянно проживающему в зоне отселения. Считая действия УПФР в Злынковском муниципальном районе незаконными, просит взыскать недополученные суммы выплат в размере 18250 рублей, с применением уровня инфляции в размере 8,8 % за 2009 год и 7 % за 2010 год. Кроме того, в заголовке протокола комиссии УПФР в Злынковском муниципальном районе, содержится фраза с указанием на то, что он является умершим, что причинило ему нравственные страдания, в связи с чем, просит взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в размере 25000 рублей. Поскольку ему приостановлены выплаты по категории гражданин, постоянно проживающий в зоне отселения в соответствие с Законом РФ « О. ..ЧАЭС», просит восстановить его право на получение ЕДВ и выплаты в повышенном размере пенсии по данной категории, а также право на получение стоимости НСУ как участнику войны, ставшему инвалидом. Суд иск В.. к УПФР в Злынковском муниципальном районе удовлетворил частично, взыскав с УПФР в Злынковском муниципальном районе в пользу В.: -стоимость НСУ за период с 8 октября 2008 года по 31 мая 2010 года в размере 12375 ( двенадцать тысяч триста семьдесят пять ) рублей 96 копеек; -ЕДВ по категории « граждане, постоянно проживающие в зоне отселения» за период с 1 декабря 2009 года по 31 мая 2010 года в размере 1914 ( одна тысяча девятьсот четырнадцать) рублей 78 копеек; - повышенный размер пенсии в соответствие со ст. 20 Закона РФ « О. ..ЧАЭС» за период с 1 декабря 2009 года по 31 мая 2010 года в размере- 2161 ( две тысячи сто шестьдесят один ) рубль 84 копейки. Суд признал за В. право на получение денежного эквивалента НСУ по категории участник Великой Отечественной войны, ставший инвалидом и в соответствие с Законом РФ « О ветеранах», ЕВД и ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсии в соответствии с Законом РФ «О. .. ЧАЭС». Также суд обязал УПФР в Злынковском муниципальном районе, начиная с 1 июня 2010 года, предоставлять В. указанные меры социальной поддержки. Требования В. о взыскании с УПФР в Злынковском муниципальном районе денежной компенсации морального вреда в размере 25000 рублей суд оставил без удовлетворения. В кассационной жалобе начальник Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области просит отменить решение суда, как постановленное в нарушение норм материального права. Заслушав доклад по делу судьи облсуда Гоменок З.И., выслушав представителя УПФР К., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя истца В., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда в части взаскания стоимости набора социальных услуг незаконным и подлежащим отмене, в остальной части без мзменения. Федеральный закон « О ветеранах», иные законодательные акты, регулирующие правоотношения в области предоставления мер социальной поддержки участникам Великой Отечественной войны, исходя из предписаний статей 2,7,15. 18,21, 39, 59. 71 и 72 Конституции РФ, предопределяющих обязанность государства по отношению к лицам, выполнившим свой долг по защите Отечества в годы Великой Отечественной войны, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, предусматривают меры их социальной поддержки как в натуральной, так и в денежной форме. Судом достоверно установлено, что В., 1927 года рождения, является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением, выданным 26 декабря 2005 года ( л.д. 9). В соответствии со ст. 23.1 ФЗ « О ветеранах» истец имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты. В силу ст. 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ « О государственной социальной помощи», В. имеет право на получение социальной помощи в виде набора социальных услуг. Согласно ст. 23.1 ч.8 Федерального закона « О ветеранах» в их взаимодействии с главой 2 ФЗ « О государственной социальной помощи». часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления гражданину НСУ. В силу части 3 и ч.4 ст. 6.3 ФЗ « О государственной социальной помощи» гражданин, имеющий право на поручение социальных услуг может отказаться от их получения, обратившись до 1 октября текущего года с заявлением в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда РФ, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. на период с 1 января, следующего за годом подачи указанного заявления. Судом достоверно установлено, что В., являясь получателем ЕДВ в соответствии с ФЗ « О ветеранах». как Ветеран ВОВ, с начала 2008 года получал стоимость НСУ. согласно его воле, изложенной в заявлении. 24 марта 2008 года оформил заявление об отказе предоставления НСУ на 2009 год в пользу денежного эквивалента ( л.д. 29). 3 октября 2008 года решением МСЭ истицу была установлена инвалидность ( л.д. 10). В связи с этим, 8 октября 2008 года В. обратился с заявлением о назначении ему ЕДВ как участнику Великой Отечественной войны, ставшему инвалидом ( л.д. 30). УПФР в Злынковском муниципальном районе было принято решение о назначении истцу ЕДВ по данной категории в соответствие со ст. 15 ФЗ « О ветеранах» ( л.д.31). При этом, выплата стоимости НСУ была прекращена, со ссылкой на то, что ЕДВ было вновь назначено истцу но новой категории с 8 октября 2008 года В. не оформил письменное заявление об отказе от НСУ по данной категории и на будущий 2009" год, кроме того подача такого заявления возможна только до 1 октября. С суд данные е действия УПФР в Злынковском муниципальном районе считает незаконными и производит взыскание невыплаченных сумм. Однако данное решение судом постановлено в нарушение норм материального права и в этой части подлежит отмене, поскольку в соответствии с «Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан», утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ № 294 от 30 ноября 2004 года ( в редакции от 17 декабря 2009 года), ежемесячная денежная выплата назначается отдельным категориям граждан по основаниям, определенным в соответствие с Федеральными законами « О ветеранах)), « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», « О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»; « О социальной защите граждан РФ. подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении « Маяк» и сбросов радиационных отходов реку Теча». Согласно п. 23 названного Порядка ЕДВ назначается с учетом волеизъявления гражданина об отказе от получения набора или о возобновлении предоставления набора социальных услуг, предусмотренных Законом № 1 78-ФЗ от 17 июля 1999 года. Т.к.судом установлено и не оспаривалось истцом, обращаясь с заявлением о выплате ЕДВ по категормм как инвалид ВОВ, заявления им об отказе от набора услуг по данной категории льготников им представлено не было. Разрешая требования истца о незаконности прекращения выплаты пенсии в повышенном размере, судебная коллегия считает, что судом обоснованно удовлетворены данные требования, В соответствие со ст. 20 Закона РФ « О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», неработающим пенсионерам предоставляется ежемесячная денежная выплата в повышенном размере пенсии. Согласно ст. 27.1 вышеназванного Закона, гражданам, постоянно проживающим в зоне отселения, предоставляется ежемесячная денежная выплата ( ЕДВ). В соответствие с п.З «Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации» истцу должна предоставляться ежемесячная денежная выплата как по ФЗ « О ветеранах», так и по Закону РФ « О...ЧАЭС». Это обстоятельство не оспаривается ответчиком. Как следует из материалов дела основанием прекращения данных выплат явился факт проверки нахождения истца по месту жительства, в ходе которой истца дома не оказалось. Суд обоснованно не принял во внимание доводы ответчика, поскольку В силу ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина является место, где он постоянно или преимущественно проживает. Согласно паспортным данным и документам пенсионного дела, истец зарегистрирован по адресу гор. Злынка, Брянской области, ул. ... д.... ( л.д.7-8). Пенсионное дело оформлено УПФР в Злынковском муниципальном районе, куда В. обращается с соответствующими заявлениями и предоставляет необходимые документы. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как обоснование своих требований или возражений. Однако ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих с бесспорной очевидностью, что истец выехал из зоны отселения на другое постоянное место жительства, имеет жилье и регистрацию в другом регионе. Ссылки ответчика на то, что при проверке гражданка Г. не подтвердила факт проживания В. по месту регистрации и не сообщила комиссии адрес его фактического проживания, не заслуживают внимания, поскольку не основаны на законе. Согласно требованиям вышеуказанного Порядка предоставления ЕДВ. в качестве документов, подтверждающих проживание в зоне радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом РФ « О. ..ЧАЭС» принимаются удостоверения. соответствующего образца либо документы о регистрации по месту жительства в указанных зонах. В судебном заседании представителем ответчика не опровергнуты доводы представителя истца о том. что В. проживает в гор. Злынка. но по другому адресу. Кроме того, в силу своего возраста и состояния здоровья истец нуждается в уходе, периодически проходит лечение в госпитале для ветеранов, за пределами гор. Злынка, что также не умаляет его право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ «О... ЧАЭС». По этим основаниям суд правильно считает незаконным приостановление ежемесячной выплаты в повышенном размере пенсии, на которую истец имеет право, как проживающий в зоне отселения. При таких обстоятельствах, требования В. о признании и восстановлении права на получение ЕДВ и ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсии, предусмотренных Законом РФ « О. ..ЧАЭС» суд обоснованно удовлетворил. Размер сумм подлежащих взысканию судом определен правильно, расчет их приведен. Отказывая в удовлетворении требований В. о взыскании денежной компенсации морального вреда, суд также пришел к правильному выводу, что приказом № 102- а от 4 сентября 2009 года в УПФР в Злынковском муниципальном районе создана комиссия, название которой было утверждено работодателем как комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и прав по назначению и выплате ЕДВ. выплате средств пенсионных накоплений за умерших застрахованных лиц. При этом название комиссии не персонифицировано. В самом же тексте выписки из протокола № 65 заседания комиссии от 12 ноября 2009 года, направленной В. не содержится сведений, указывающих на наступление его смерти. Кроме того, суду не представлено доказательств, подтверждающих с бесспорной очевидностью, что истец перенес физические страдания, вызвавшие ухудшение его здоровья, которые имеют прямую причинно-следственную связь с незаконными действий УПФР в Злынковском муниципальном районе. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Злынковского районного суда Брянской области от 16 июня 2010 года в части взыскания с УАФР в Злынковском муниципальном районе в пользу В. стоимости набора социальных услуг за период с 8 октября 2008г. по 31 мая 2010 года в размере 12375рублей 96 коп. отменить и в этой части требований отказать. В остальной части решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий: З.И.ГОМЕНОК Судьи облсуда: Е.В.АПОКИНА Л.В.ЯНИШЕВСКАЯ