Выдача государственного жилищного сертификата



    судья Петряков А.В.                                        дело № 33-3072/10

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

    председательствующего       Богородской Н.А.

    судей областного суда          Гоменок З.И., Мариной Ж.В.

    при секретаре                         Самкове А.Н.

    рассмотрев в открытом судебном заседании 28 октября 2010 года по докладу судьи Мариной Ж.В. дело по кассационной жалобе представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Брянской области Ш. на решение Брянского районного суда Брянской области от 7 сентября 2010 года по делу по иску М. к МУ Глинищевская сельская администрация, администрации Брянского района Брянской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Брянской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата и выдаче государственного жилищного сертификата,

УСТАНОВИЛА:

    М. обратился в суд с указанным иском к МУ Глинищевская сельская администрация, администрации Брянского района Брянской области, ссылаясь на то, что он проходит службу в УФСИН России по Брянской области. Со 2 апреля 1984 г. он состоит на службе в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системы Брянской области. На 1 июня 2009 г. выслуга лет в календарном исчислении составила 25 лет 8 месяцев 10 дней. За год до увольнения в связи достижением предельного возраста им был подан рапорт в УФСИН РФ по Брянской области о постановке на жилищный учет для получения государственного жилищного сертификата. Однако, ему было отказано и рекомендовано обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства. Распоряжением МУ Глинищевская сельская администрация от 30 июня 2009 г. он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет на улучшение жилищных условий. Однако, в выдаче жилищного сертификата ему было отказано и рекомендовано обратиться за получением сертификата по месту службы.

Истец просил признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата и обязать ответчика выдать ему государственный жилищный сертификат.

Определением Брянского районного суда Брянской области от 25 ноября 2009 г. в качестве соответчика по делу привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Брянской области.

Решением Брянского районного суда Брянской области от 7 сентября 2010 года иск удовлетворен. Суд обязал УФСИН России по Брянской области включить М. в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов, взыскал с УФСИН России по Брянской области в пользу М. расходы на оплату услуг представителя в сумме 11 000 руб.

В кассационной жалобе представитель УФСИН России по Брянской области Ш. просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права.

Заслушав доклад по делу судьи Мариной Ж.В., объяснения представителя УФСИН России по Брянской области Ш., исследовав материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно справке УФСИН России по Брянской области от 23 июня 2009 г. М. проходит службу в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системы со 2 апреля 1984 г. На 1 июля 2009 г. выслуга лет в календарном исчислении составила 22 года 8 месяцев 20 дней.

Распоряжением МУ Глинищевская сельская администрация от 30 июня 2009 г. М., проживающий в <адрес>, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений.

29 июля 2009 г. истцом на имя начальника УФСИН России по Брянской области был подан рапорт о выдаче ему государственного жилищного сертификата на приобретение жилья с составом семьи 1 человек.

4 сентября 2009 г. М. обратился в УФСИН России по Брянской области с рапортом о постановке его на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы.

Согласно протоколу жилищной комиссии УФСИН России по Брянской области от 16 октября 2009 г. М. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании п. 3 ст. 52 ЖК РФ. Основанием для отказа в постановке на учет явилось то обстоятельство, что в соответствии с действующим законодательством учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ведется органом местного самоуправления по месту жительства граждан. М. было рекомендовано обратиться в МУ Глинищевская сельская администрация с заявлением об участии в подпрограмме на получение государственного жилищного сертификата.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов    в рамках реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее – Правила).

В соответствии с пп. 5, 9 Правил право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации…сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата за год до увольнения с военной службы (службы).

Суду при рассмотрении заявленного спора следовало установить, относится ли истец к указанной категории граждан (к сотрудникам, увольняемым со службы по достижении предельного возраста), подан ли им рапорт об увольнении по данному основанию.

В соответствии с абз. 1 пп. «а» п. 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Далее в Правилах определены конкретные категории военнослужащих, имеющих право на участие в подпрограмме.

Из вышеуказанной нормы Правил следует, что одним из основных условий получения ГЖС является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. В связи с чем, суду следовало установить,     является ли истец нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Суд пришел к выводу о том, что истец не имеет на праве собственности иного жилья, проживает по договору найма жилого помещения в <адрес>, в связи с чем, приобрел право на получение жилищного сертификата.

Однако, данный вывод суда сделан без достаточных на то оснований. В материалах дела имеется распоряжение МУ Глинищевская сельская администрация от 20 августа 2010 года , согласно которому М. (проживающий в <адрес>) снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 20 августа 2010 года в связи с выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет. На момент обследования выяснено, что М. по адресу регистрации не проживает и его место нахождение неизвестно.

Однако, суд при рассмотрении данного дела не установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела: является ли истец нуждающимся в улучшении жилищных условий в настоящее время, и являлся ли он нуждающимся на момент подачи рапорта в УФСИН России по Брянской области о признании его таковым.

Кроме того, решением суда на УФСИН России по Брянской области возложена обязанность включить М. в списки граждан-получателей жилищных сертификатов. Однако, истцом такие требования не заявлялись, М. были заявлены требования о признании за ним права на получение ГЖС и выдаче данного сертификата. В связи с чем, суду следовало уточнить у М. заявленные исковые требования.

На основании изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене, как вынесенное без установления обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.

Судебная коллегия не может согласиться с доводом кассационной жалобы о том, что истец не имеет права на постановку на жилищный учет по месту службы в связи с тем, что в соответствии с действующим законодательством (ст. 52 ЖК РФ) учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ведется только органами местного самоуправления, по месту работы (службы) такой учет не осуществляется.

Глава 7 ЖК РФ (ст. 49-59) содержит специальные нормы, регулирующие порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Однако, указанная норма ЖК РФ регулирует принятие на учет граждан органом местного самоуправления при предоставлении жилья по договору социального найма. Действующее законодательство не содержит запрета на ведение учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на получение жилья по иным основаниям либо на получение социальной выплаты на приобретение жилья, по месту работы (службы). Иное понимание указанной нормы ЖК РФ и положений Правил, лишало бы права военнослужащих-граждан, ставшими нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г., постановки на данный учет и получению ГСЖ по месту службы. Правила не связывают право военнослужащих на участие в подпрограмме на получение жилищного сертификата с постановкой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы только до 1 марта 2005 г.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Брянского районного суда Брянской области от 7 сентября 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.

Председательствующий:                                                 Богородская Н.А.

Судьи областного суда:                                                    Гоменок З.И.

                                                                                              Марина Ж.В.