о выплате компенсации за утраченное им-во



Судья Хромина А.С. Дело

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Саманцовой Л.К.

судей областного суда Зубковой Т.И., Парамоновой Т.И.

при секретаре Ивановой И.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зубковой Т.И. 11 ноября 2010 года дело по кассационной жалобе Департамента по строительству Брянской области на решение Советского районного суда города Брянска от 12 июля 2010 года по делу по иску ФИО1 к <адрес>, Управлению по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС <адрес>, Управлению Федерального казначейства по Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество и включении в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС,

У С Т А Н О В И Л А :

ФИО1 обратился в суд с указанным иском, указав, что является собственником жилого <адрес>, п.г.т. Климово, <адрес>, расположенного в зоне проживания с правом на отселение. Полагает, что непосредственно подпадает под действие Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», однако им получен отказ Комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС в выплате компенсации за утраченное имущество в связи с тем, что представленный им Отчет об оценке имущества не соответствует ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и стандартам оценки.

Просил признать за ним право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и обязать администрацию Брянской области включить его в Список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере 7 337 000 руб.

Решением суда иск удовлетворен в полном объеме.

В кассационной жалобе директор Департамента по строительству Брянской области просит решение суда отменить, полагает его неправомерным, поскольку Управление по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области ликвидировано и исключено из реестра юридических лиц без правопреемства с 14 мая 2010 года, с 26 июля 2010 года его функции переданы Департаменту по строительству Брянской области, вследствие чего суд первой инстанции фактически разрешил вопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного по объективным причинам к участию в деле. В настоящее время Департамент по строительству является органом исполнительной власти и выступает в качестве организатора работ по выплате гражданм указанного вида компенсаций.

Кроме того, полагает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а именно оспаривает вывод суда о том, что истец имеет право на получение компенсации за утраченное имущество и оспаривает стоимость данного имущества.

Заслушав доклад судьи Зубковой Т.И., объяснения представителя Департамента по строительству Брянской области ФИО3, поддержавшего доводы жалобы, возражения на жалобу представителя истца ФИО4, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В силу п.6 части 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

Возмещение вреда и меры социальной поддержки указанной категории граждан предусмотрены ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с которой указанным гражданам гарантируется в том числе (п.4) компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость строений (жилые дома, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки и другие), домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства. Граждане, имеющие дачи, садовые домики и другие строения, а также плодово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и граждане, получившие в этих зонах имущество в порядке наследования либо по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, получают компенсацию их стоимости в соответствии с настоящим пунктом независимо от места их постоянного проживания. Порядок выплаты компенсации, а также стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности при определении стоимости указанных строений и имущества с учетом степени их радиоактивного загрязнения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено, что истец является собственником жилого <адрес>, п.г.т.Климово, <адрес>, в котором никто не зарегистрирован. Истец зарегистрирован по мету жительства по адресу: <адрес> <адрес>.

Территория пгт.Климово в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. №1582 относится к зоне проживания с правом на отселение.

Правовое положение граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 г. и в последующие годы регламентируется п.11 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Право истца на получение компенсационной выплату установлено судом первой инстанции, никем не оспаривается.

Правила выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на ЧАЭС утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 869 «Об утверждении Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и о стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности при определении стоимости строений и имущества с учетом степени их радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

При определении стоимости строений и имущества используются федеральные стандарты оценки, утвержденные уполномоченным федеральным органом.

Федеральный стандарт оценки утвержден Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20 июля 2007 г. № 255 «об утверждении федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)».

Согласно Отчету об оценке рыночной стоимости домовладения , составленному оценщиком ООО «Би-НИКА» ФИО5 (являющимся членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков»), рыночная стоимость объекта оценки - <адрес> пгт.Климово, <адрес> по состоянию на 19 апреля 2010 года составляет 7 337 000 рублей.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Отчет полностью соответствует вышеперечисленным нормативно-правовым актам и выполнен в строгом соответствии с ними и удовлетворил заявленные требования.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку в отчете об оценке должна быть приведена следующая информация об объекте оценки: количественные и качественные характеристики объекта оценки, другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющее на его стоимость; описание процесса оценки объекта оценки в части применения доходного, затратного и сравнительного подходов к оценке.

Однако из представленного отчета нельзя сделать вывод о том, что оценщиком учтены факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющее на его стоимость.

Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу. (статья 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 6 ГПК РФ. Суд, соглашаясь с экспертным заключением, не учел, что рыночная стоимость недвижимости определена без учета степени его радиактивного загрязнения, вывод о том, что отчет соответствует стандартам оценки, не мотивировал.

Таким образом, не оспаривая право истца на получение компенсации, судом первой инстанции не разрешен вопрос о размере такой компенсации путем назначения судебной экспертизы в соответствии с ч.1 ст.79 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, дело — направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение, поскольку указанные недостатки не могут быть устранены судом кассационной инстанции.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда города Брянска от 12 июля 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий Л.К.Саманцова

Судьи областного суда Т.И.Зубкова

Т.И.Парамонова