<данные изъяты>
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
Председательствующего Тумакова А.А.
Судей областного суда Горбачевской Ю.В.
Мариной Ж.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тумакова А.А. «11» ноября 2010 года дело по кассационной жалобе и.о. директора ООО <данные изъяты> ФИО1 на решение Климовского районного суда Брянской области от «08» июля 2010 года по иску прокурора Климовского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО <данные изъяты> о понуждении прекратить взимание платы за услуги с населения,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокуратурой Климовского района проведена проверка соблюдения требований законодательства при предоставлении населению услуг за утилизацию твёрдых бытовых отходов. По результатам проверки установлено, что в настоящее время ООО <данные изъяты> взимает с населения пгт. Климово плату за утилизацию твёрдых бытовых отходов, размер которой утверждён решением Климовского районного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ. ООО <данные изъяты> произвело действия по включению в квитанцию на оплату жилья и коммунальных услуг отдельной графы «утилизация ТБО». При этом договоры на утилизацию ТБО с физическими лицами и их управляющими компаниями ООО <данные изъяты> не заключало.
Утилизация твёрдых бытовых отходов ООО <данные изъяты> не производится, а осуществляется их накопление и склад. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Вышеуказанный перечень жилищно-коммунальных услуг, за которые может взиматься плата с потребителей, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Утилизация твёрдых бытовых отходов в перечень жилищно-коммунальных услуг, подлежащих оплате гражданами, определённых жилищным законодательством, не входит. Аналогичное толкование указано в Письме Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором разъясняется, что в перечень, предусмотренный ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, утилизация твердых и жидких бытовых отходов не входит. Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги.
Решением Климовского районного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ для организации, оказывающей услуги по утилизации твёрдых бытовых отходов - ООО «<данные изъяты> установлен тариф на данные услуги на 2010 год. Потребителями данного вида услуги, и, следовательно, лицами, обязанными производить её оплату, являются управляющие организации, а не граждане, проживающие в многоквартирных домах, находящихся в управлении указанных организаций.
Таким образом, граждане, проживающие в многоквартирных жилых домах, расположенных на территории муниципального образования пгт. Климово, согласно положениям Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», не являются потребителями услуг по утилизации твёрдых бытовых отходов.
Граждане неоднократно обращались в адрес ООО <данные изъяты> с просьбой не включать графу «утилизация ТБО» в квитанции по оплате жилья и коммунальных услуг, но до настоящего времени ООО <данные изъяты> продолжает производить взимание платы за указанную услугу в качестве отдельной коммунальной услуги.
Ввиду изложенного прокуратура Климовского района просила признать действия ответчика по взимании платы за утилизацию ТБО незаконной.
Суд постановил решение, которым исковое заявление прокурора удовлетворил.
Обязал ООО «ЭкопромКлимово» прекратить действия по взиманию с населения платы за услугу «утилизация ТБО».
В кассационной жалобе и.о. директора ООО <данные изъяты> ФИО1 просит отменить решение суда, как постановленное в нарушение норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что взимаемая плата с населения за утилизацию твердых бытовых отходов установлена представительным органом местного самоуправления которое не признано в установленном законом порядке незаконным и действует в настоящий момент.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Тумакова А.А., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон) регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в соответствии со статьей 2 Федерального закона признается организацией коммунального комплекса.
Установление тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок или органом местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с Федеральным законом.
Федеральный закон не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 указанной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В указанный перечень не входят сбор, вывоз, утилизация твердых и жидких бытовых отходов.
Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги.
Услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения.
При согласии потребителя стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
Организация, оказывающая услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, вправе самостоятельно урегулировать взаимоотношения с организациями, оказывающими услуги по захоронению твердых бытовых отходов.
Как следует из материалов дела, договоров с потребителями услуги ООО <данные изъяты> не заключало, а договор на оказание услуг по доставке квитанций, не является договором на утилизацию твердых бытовых отходов.
Кроме того, как следует из протокола судебного заседания, представитель ответчика пояснил, что ответчик утилизацией твёрдых бытовых отходов не занимается.
С доводом кассационной жалобы о том, что взимаемая с населения плата за утилизацию твёрдых бытовых отходов установлена представительным органом местного самоуправления, которое не признано незаконным, судебная коллегия согласиться не может.
Поскольку указанным постановлением утверждены только тарифы на утилизацию твердых бытовых расходов. Но ни коим образом не является разрешением для взимания денежных средств с граждан за утилизацию твёрдых бытовых отходов без заключения договора.
С учетом изложенного, суд тщательно проверил доводы каждой из сторон, дал им правильную юридическую оценку и постановил решение в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Климовского районного суда Брянской области от 08 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Тумаков
Судьи областного суда Ю.В. Горбачевская
Ж.В. Марина