об оспаривании распоряжения администрации



Судья Алейникова А.С.                                                     Дело

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

    председательствующего      Янишевской Л.В.,

    судей областного суда                                Мариной Ж.В., Тумакова А.А.,

    при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании 25 ноября 2010 года по докладу судьи облсуда Янишевской Л.В. дело по кассационной жалобе главы Фокинской районной администрации г.Брянска Стародубова Д.О. на решение Фокинского районного суда г.Брянска от 01 октября 2010 года по делу по заявлению ФИО1 об оспаривании распоряжения Фокинской районной администрации города Брянска,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что он как воспитанник детского дома на основании постановления администрации Фокинского района города Брянска от ДД.ММ.ГГГГ принят на учет для внеочередного получения жилой площади по списку льготной очереди.

Распоряжением администрации Фокинского района города Брянска от ДД.ММ.ГГГГ р он исключен из льготного списка внеочередного получения жилой площади, поскольку зарегистрирован по адресу: <адрес>. О данном распоряжении заявитель узнал в июне 2010г., с ним не согласен и просил его в этой части отменить как незаконное, восстановить его в списках очередности и признать за ним право на обеспечение районной администрацией жилым помещением.

Уточнив требования, ФИО1 просил суд отменить распоряжение администрации Фокинского района города Брянска от ДД.ММ.ГГГГ р в части исключения его из льготного списка внеочередного получения жилой площади и восстановить его в списках очередности, поскольку он, имея регистрацию по адресу: <адрес>, <адрес>, продолжает проживать в городе Брянске у своего брата.

Решением Фокинского районного суда г.Брянска от 01 октября 2010 года заявление ФИО1 удовлетворено.

Суд решил: признать незаконным распоряжение администрации Фокинского района города Брянска от ДД.ММ.ГГГГ р «О внесении изменений в распоряжение р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списков очередности на получение жилой площади в администрации Фокинского района города Брянска» в части исключения из списков очередности ФИО1, состоящего на очереди с 2003 г. и восстановить ФИО1 в льготных списках внеочередного получения жилой площади.

В кассационной жалобе глава Фокинской районной администрации г.Брянска просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, вынесенное с существенным нарушением норм материального и процессуального права.

Заслушав доклад по делу судьи Янишевской Л.В., выслушав объяснения представителя в интересах Фокинской районной администрации г. Брянска - ФИО12 поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя ФИО1 - ФИО9, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО1, являясь несовершеннолетним ребенком, оставшимся без попечения родителей, администрацией Фокинского района города Брянска был направлен в детский дом для воспитания и обучения, где находился на полном государственном обеспечении с 1993г. по 1998г.

Постановлением администрации Фокинского района города Брянска от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, составом семьи 2 человека (он и жена), приняли на учет для получения жилплощади по списку льготной очереди на внеочередное получение жилья как воспитанника детского дома.

На основании распоряжения администрации Фокинского района города Брянска от ДД.ММ.ГГГГ р, ФИО1 исключен из льготного списка внеочередного получения жилой площади как не проживающий в городе Брянске, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>

Заявитель просил отменить указанное распоряжение в отношении него и восстановить его в льготном списке внеочередного получения жилой площадь.

В соответствии со статьей 46 Конституции РФ в суд могут быть обжалованы решения, действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Это положение Конституции РФ реализуется по правилам, установленным главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Пунктом 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Из анализа данной нормы права следует, что выезд на место жительства в другое муниципальное образование (за исключением изменения места жительства в пределах городов Москвы и Санкт-Петербурга) означает переезд гражданина на постоянное место жительства в другую местность (муниципальное образование города, поселка, сельского поселения), о чем свидетельствует снятие с учета и регистрация по новому месту жительства, наличие там постоянного места работы, совместное проживание (по месту работы) с членами семьи и т.д. В случаях временного отсутствия граждан по месту жительства они не могут быть сняты c учета как нуждающиеся в обеспечении жильем.

Частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Из текста оспариваемого постановления следует, что заявитель снят с жилищного учета как лицо, не проживающее на территории города Брянска, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован по адресу: <адрес>

В соответствии со статьей 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободы передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации, в силу статьи 3 указанного закона, обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявитель обучался в Брянской государственной инженерно-технологической академии и ему по месту учебы было предоставлено общежитие по адресу: <адрес>, где он вместе с женой проживал до 2005г., но имел регистрацию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрировался по месту регистрации жены: <адрес>, где никогда не проживал, а приезжал только в гости.

С ДД.ММ.ГГГГ он работал в Володарском РОВД города Брянска в должности <данные изъяты>. В этот период времени он по договору аренды снимал квартиры на территории города Брянска, где проживал без регистрации.

Со ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он работает в ООО <данные изъяты> (<адрес>) в соответствии с вахтенным графиком работы (две недели через две).

С 2007г. по настоящее время проживает у своего брата по адресу: <адрес>.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами: копией заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ; копией паспорта на имя ФИО1; копией письма районной администрации о принятии ФИО1 на учет; справками Брянской государственной инженерно-технологической академии; копией акта проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ; копией трудовой книжки на имя ФИО1 копией контракта от ДД.ММ.ГГГГ; справкой ООО <данные изъяты>, а также показаниями свидетелей ФИО6 и ФИО7 (брат заявителя), к которым у суда отсутствуют основания относится критически, поскольку данных о какой-либо их заинтересованности в исходе дела нет, их показания соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах.

С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу, что заявитель с 2003г. по настоящее время проживает без регистрации на территории города Брянска, при этом имея регистрацию в <адрес>. По утверждению ФИО1, регистрация в <адрес> ему необходима для устройства на работу.

Суд обоснованно указал, что представитель администрации района не предоставил суду доказательств того, что заявитель в 2007г. выехал в другое муниципальное образование - <адрес>.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу, что распоряжение районной администрации в части исключения заявителя из льготного списка внеочередного получения жилья по вышеуказанному основанию является незаконным и подлежит отмене в этой части, поскольку не доказан факт выезда заявителя в <адрес>, а его регистрация в другом муниципальном образовании в силу положений статьи 56 Жилищного кодекса РФ не является основанием для снятия его с жилищного учета.

Каких-либо иных оснований для снятия заявителя с жилищного учета, предусмотренных положениями статьи 56 Жилищного кодекса РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда не усматривается.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Фокинского районного суда г.Брянска от 01 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Фокинской районной администрации – без удовлетворения.

Председательствующий:                                                                Янишевская Л.В.

Судьи облсуда:                                                                                 Марина Ж.В.

        Тумаков А.А.