Судья Соков А.В. Дело №
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
Председательствующего: ГОМЕНОК З.И.
Судей областного суда: КРАВЦОВОЙ Г.В. и ЗУБКОВОЙ Т.И.
С участием адвоката НЕЛЮБИНОЙ Е.Э.
При секретаре ИВАНОВОЙ И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании 2 декабря 2010 г. по докладу судьи Зубковой Т.И. дело по кассационной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Брянска от 29 июля 2010 г. по иску ФИО1 к Брянскому районному Совету народных депутатов о признании незаконными решений Брянского районного Совета народных депутатов, распоряжения председателя Брянского районного Совета народных депутатов, восстановлении в должности председателя Брянского районного Совета народных депутатов, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда
У С Т А Н О В И Л А :
25.10.2009 г. ФИО1 был избран председателем Брянского районного Совета народных депутатов четвертого созыва. Решением Брянского районного Совета народных депутатов от 28 апреля 2010 года его полномочия были досрочно прекращены. Решением Брянского районного Совета народных депутатов от 6 мая 2010 года председателем Брянского районного Совета народных депутатов четвертого созыва был избран Сысоев А.В. Распоряжением председателя Брянского районного Совета народных депутатов Сысоева А.В. от 26.05.2010г. №14-р ФИО1 был уволен с должности по п.14 ст.81,п.2ст.278ТКРФ
ФИО1 обратился в суд с иском о признании незаконными решений Брянского районного Совета народных депутатов о досрочном прекращении его полномочий, распоряжения избранного председателя Брянского районного Совета народных депутатов Сысоева А.В. о его увольнении, восстановлении в прежней должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что в подготовленную повестку дня заседания Совета 28.04.2010г. вопрос о досрочном прекращении его полномочий внесен не был. На заседании Совета Сысоев А.В. внес предложение дополнительно внести в повестку дня предложение о досрочном прекращении полномочий председателя Совета ФИО1 Предложение было внесено в повестку дня незаконно, в нарушение регламента Совета. Подобный важный вопрос необходимо было ранее обсудить на заседаниях комитетов и на малом Совете, с учетом их мнений внести в повестку дня. Кроме того, отсутствовали законные основания для досрочного прекращения его полномочий. Перечень оснований содержатся в ч.10 ст.40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и является исчерпывающим. Регламент Брянского районного Совета народных депутатов и Устав Брянского муниципального района не содержит оснований для досрочного прекращения полномочий Председателя Совета. Немотивированное досрочное прекращение его полномочий противоречит нормам действующего законодательства. За время его работы в должности председателя Совета к нему не было никаких претензий по работе. Вновь избранный председатель Совета Сысоев А.В. не вправе издавать распоряжение об его увольнении, так как работодателем по отношению к нему является Совет.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, указывая, что поскольку на федеральном и региональном уровне основания досрочного прекращения полномочий выбранного председателя представительного органа местного самоуправления надлежащим образом не урегулированы, а в Уставе муниципального образования отсутствуют положения, регулирующие порядок и основания досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица, законные основания для досрочного прекращения его полномочий, как председателя представительного органа отсутствовали.
Заслушав доклад судьи Зубковой Т.И., выслушав объяснения ФИО1, адвоката в его интересах Нелюбиной Е.Э., поддержавших кассационную жалобу и просивших отменить решение суда по ее доводам, возражения на жалобу представителя Брянского районного Совета Петрушина А.В., председателя Совета Сысоева А.В., просивших решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и нормами материального и процессуального права, не подлежащим отмене.
Как установлено материалами дела, 25.10.2009г. ФИО1 был избран председателем Брянского районного Совета народных депутатов четвертого созыва. Решением Брянского районного Совета народных депутатов от 28 апреля 2010 года его полномочия были досрочно прекращены. Решением Брянского районного Совета народных депутатов от 6 мая 2010 года председателем Брянского районного Совета народных депутатов четвертого созыва был избран Сысоев А.В.
Распоряжением вновь избранного председателя Брянского районного Совета народных депутатов Сысоева А.В. от 26.05.2010г. №-р ФИО1 был уволен с должности председателя Совета по п.14 ст.81,п.2ст.278ТКРФ.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что внесение в повестку дня очередного заседания Брянского районного Совета народных депутатов 28.03.2010г. предложения депутата Сысоева А.В. о досрочном прекращении полномочий председателя Совета ФИО1 не противоречит положениям Регламента, нарушений действующего законодательства при досрочном освобождении ФИО1 от должности председателя Совета и его увольнения с занимаемой должности не допущено.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда правомерным, он мотивирован, соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии с Уставом Брянского муниципального района, представительным органом местного самоуправления является Брянский районный Совет( ст.11 Устава).
Председатель Совета осуществляет организацию деятельности Совета, избирается большинством голосов от избранных депутатов, осуществляет свои полномочия на постоянной профессиональной основе и является муниципальным должностным лицом. Решение об освобождении председателя принимается 2/3 голосов от установленного числа депутатов ( ст.22 Устава).
Таким образом, исполняя обязанности по должности председателя Совета, ФИО1 являлся выборным должностным лицом местного самоуправления (должностным лицом местного самоуправления, избранным представительным органом муниципального образования из своего состава), в соответствии со ст.2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Часть 10 ст.40 Закона содержит основания досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, а именно:
1) смерть;
2) отставка по собственному желанию;
3) признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
4) признание судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
5) вступление в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
6) выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
7) прекращение гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
8) отзыв избирателями;
9) досрочное прекращение полномочий соответствующего органа местного самоуправления;
9.1) призыв на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
10). иные случаи, установленные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно Устава Брянской области, местное самоуправление осуществляется через органы местного самоуправления, избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с федеральным законом порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В Законе и Уставе муниципального образования не предусмотрено основания досрочного прекращения полномочий председателя Совета, без прекращения его полномочий как депутата.
В то же время Устав муниципального образования устанавливает порядок прекращения полномочий председателя Совета. При этом мотивы и основания, по которым они могут быть досрочно прекращены, не указаны. Совет, принявший решение об освобождении истца от полномочий председателя, по существу, выразил ему недоверие, и является полномочным в соответствии с Уставом органом как избирать председателя Совета, так и досрочно прекращать его полномочия.
Поскольку ФЗ не регламентирует основания досрочного прекращения полномочий председателя Совета без прекращения его полномочий как депутата, а Устав, по мнению коллегии, предусматривает право Совета без указания мотивов выразить недоверие председателю Совета, избранному им, то данное обстоятельство не является нарушением вышеуказанного Федерального Закона.
Доводы кассационной жалобы в этой части судебная коллегия находит безосновательными.
В Регламенте Брянского районного Совета (ст. 46.1) предусмотрено, что председатель Совета может быть досрочно освобожден от занимаемой должности в соответствии с Уставом Брянского муниципального района.
Устав предусматривает, что решение об освобождении председателя принимается 2/3 голосов от установленного числа депутатов. ( ст.22 Устава).
На заседании Совета 28.04.2010г. присутствовало 25 депутатов из 26 избранных. За внесение в повестку дня вопроса о досрочном прекращении полномочий председателя Совета ФИО1 проголосовало 15 депутатов. Регламент предусматривает право депутата устно или письменно на заседании Совета внести дополнения в повестку дня, при этом в данном случае Регламентом не предусмотрено предварительное вынесение данного вопроса на рассмотрение комитетов и Малого Совета, доводы кассационной жалобы в этой части необоснованы.
За досрочное прекращение полномочий председателя Совета ФИО1 проголосовало 15 депутатов.
Принятие решения по существу по данному вопросу и порядок голосования не противоречит п.32.1.4 Регламента, и п.2 ст.22 Устава.
Таким образом, решение принято Советом в соответствии с его компетенцией, решение правомочно, поскольку принято более 2/3 голосов от числа депутатов.
Согласно положений ст.59 ТК РФ, срочный трудовой договор заключается в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях.
Трудовой договор с ФИО1 заключен не был. Однако суд правомерно пришел к выводу, что в силу ч.2 ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения возникли между ФИО1 и Советом в связи с избранием на должность председателя Совета. Истцом данное обстоятельство не не оспаривается.
Досрочное прекращение полномочий председателя Совета ФИО1 фактически означает увольнение его с занимаемой должности председателя Совета, что было впоследствии оформлено распоряжением от 26.05.2010г. №14-р вновь избранного председателя Совета Сысоева А.В.
Поскольку председателем Совета, избранным на должность Советом, осуществляется руководство соответствующим юридическим лицом — Советом ( п.4 ст. 16 Устава муниципального образования), правомерным является расторжение с ним трудового договора с учетом особенностей, обусловленных как статусом представительного органа, а равно порядком назначения его на должность с применением дополнительных оснований для прекращения трудового договора с руководителем организации, установленных ст. 278 ТК РФ.
Распоряжение об увольнении ФИО1 с занимаемой должности издано председателем Совета, то есть законным представителем работодателя, и не противоречит действующему законодательству.
Согласно п. 14 ст. 81 Трудового Кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в других случаях, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. В соответствии со ст. 5 Трудового Кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется, в том числе трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
Согласно ст. 11 Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации законодательных представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 22 сентября 1999 года (с последующими изменениями и дополнениями) условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются Конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.
Следовательно, федеральным законом установление условий осуществления депутатом представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации депутатской деятельности отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации.
Таким образом, к правоотношениям с истцом применимы нормы как трудового законодательства, так и специальные нормы, предусмотренные Законом Брянской области «О статусе депутата Брянской областной Думы», что не противоречит требованиям ст. 251 ТК РФ, устанавливающей возможность применения для отдельных категорий работников норм, частично ограничивающих применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для них дополнительные правила.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что судом установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана правовая оценка, применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, требования процессуального законодательства соблюдены.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана оценка, новых доводов жалоба и представление не содержат.
Оснований для отмены решения судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.361-366 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Советского районного суда г. Брянска от 29 июля 2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: Гоменок З.И.
Судьи областного суда: Кравцова Г.В.
Зубкова Т.И.